Основная информация

Дата опубликования: 21 октября 1991г.
Номер документа: С9100776
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СОВЕТ РЕСПУБЛИК ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
Раздел на сайте: Законодательство СССР и РСФСР
Тип документа: Регламенты

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа

&С9100776

&С9100776

Утвержден

                          

Постановлением Совета Республик

                               

Верховного Совета СССР

                           

от 21 октября 1991 года N 2-Н

В+Р+Е+М+Е+Н+Н+Ы+Й  Р+Е+Г+Л+А+М+Е+Н+Т

СОВЕТА РЕСПУБЛИК ВЕРХОВНОГО

СОВЕТА СССР

Настоящий Временный

регламент устанавливает процедуру рассмотрения вопросов и принятия решений в

Совете Республик и действует до утверждения Регламента Совета Республик

Верховного Совета СССР.

1. На заседаниях

Совета Республик Верховного Совета СССР рассматриваются вопросы, отнесенные

Законом СССР "Об органах государственной власти и управления Союза ССР в

переходный период" к ведению палаты, ее совместному с Советом Союза

ведению, а также вопросы, связанные с одобрением законов СССР, принятых Советом

Союза.

2. Народные депутаты -

члены Совета Республик обладают равными правами на участие в работе палаты и ее

органов, других органов Верховного Совета СССР; при обсуждении вопросов на

заседании палаты каждый член республиканской делегации имеет право на изложение

своего мнения; в составе комиссии палаты или комитета Верховного Совета СССР

члены комиссии, комитета обладают равными правами.

В работе палаты могут

принимать участие в качестве наблюдателей делегации государств, вышедших из

состава Союза ССР. Количество членов такой делегации не должно превышать

двадцати депутатов, делегированных соответствующим высшим органом

государственной власти. Указанная делегация вправе присутствовать на открытых

заседаниях палаты. Полномочный представитель делегации может по поручению

национального парламента выступить в Совете Республик с заявлением.

В Совете Республик

никакие группы членов палаты, образованные по политическим, профессиональным и

иным признакам, не пользуются особыми правами на получение слова для

выступления или иное выражение своей позиции.

3. Совет Республик

работает в Зале заседаний Совета Республик в Кремле. В зале заседаний палаты

устанавливаются Государственные флаги союзных республик, принимающих участие в

работе сессии Совета Республик.

4. Сессия Совета

Республик состоит из заседаний палаты, а также из проводимых в период работы

сессии совещаний делегаций союзных республик, представленных в палате,

заседаний постоянных комиссий, иных органов, образуемых палатой.

5. Заседания Совета

Республик являются открытыми и ведутся гласно. По решению палаты может быть

проведено закрытое заседание.

Закрытые заседания не

транслируются по телевидению и радио. В средствах массовой информации могут

публиковаться информационные сообщения о таких заседаниях, предоставляемые

пресс-службой Верховного Совета СССР.

Президент СССР, члены

Государственного Совета СССР, лица, входящие в состав Комитета конституционного

надзора СССР, Председатель Межреспубликанского экономического комитета

(руководитель высшего общесоюзного органа государственного управления),

Председатель Верховного Суда СССР, Председатель Высшего арбитражного суда СССР,

Генеральный прокурор СССР вправе присутствовать на любом (открытом и закрытом)

заседании Совета Республик.

6. В Совете Республик

работа ведется на русском языке. Члены Совета Республик, а также народные

депутаты СССР, не являющиеся членами Совета Республик, вправе выступать на

государственных языках республик. такое выступление обеспечивается переводом на

русский язык.

7. На заседании палаты

рассматривается и утверждается большинством голосов делегаций союзных республик

повестка дня на ближайшие две недели работы.

Срочные вопросы,

внесенные Президентом СССР, Государственным Советом СССР, высшими органами

государственной власти республик, рассматриваются во внеочередном порядке.

8. Утренние заседания

Совета Республик проводятся с 10 до 14 часов с перерывом до 30 минут, вечерние

- с 16 до 18 часов. Палата может принять решение об ином времени для проведения

заседаний.

Время для докладов,

содокладов и заключительного слова устанавливается председательствующим по

согласованию с докладчиками и содокладчиками, но не более одного часа для

доклада и 20 минут для содокладов и заключительного слова.

9. По докладу и

содокладам участники обсуждения могут задавать вопросы. Ответы на вопросы,

поставленные в письменном виде, даются в первую очередь.

На постановку вопросов

и ответы на них отводится время не более 40 минут. Очередность постановки

вопросов устанавливается с учетом времени их поступления.

10. Выступающим в

прениях предоставляется до 10 минут, для повторных выступлений в прениях, а

также выступлений при постатейном обсуждении проектов законов - до 5 минут, для

выступлений по кандидатурам, порядку ведения заседаний, мотивам голосования,

для заявлений, внесения вопросов, предложений, сообщений и справок - до 3

минут.

Выступления

производятся с трибуны или перед микрофоном в зале.

Заявления о

предоставлении слова подаются в Секретариат палаты в письменном виде. Заявления

принимаются Секретариатом не ранее чем в рабочий день, предшествующий дню

рассмотрения вопроса, по которому намеревается выступить депутат.

11. При проведении

прений палата отводит отдельное время для выступлений от имени делегаций

союзных республик и время для других выступлений.

Слово для выступления

от имени республиканских делегаций предоставляется поочередно в порядке

поступления заявок представителям каждой из делегаций союзных республик; после

выступлений от имени делегаций также поочередно предоставляется слово другим

членам Совета Республик и народным депутатам СССР, не являющимся членами

палаты.

12. Народный депутат

может выступить по одному и тому же вопросу не более двух раз. Переуступка

права на выступление в пользу другого лица не допускается.

Президенту СССР, члену

Государственного Совета СССР, Председателю Межреспубликанского экономического

комитета (руководителю высшего общесоюзного органа государственного управления)

по их просьбам предоставляется слово для выступления вне очереди.

13. Выступающий на сессии

Совета Республик не должен использовать в своей речи грубые и некорректные

выражения, призывать к незаконным и насильственным действиям, выступать без

разрешения председательствующего, отклоняться от обсуждаемой темы, превышать

отведенное для выступления время.

В случае совершения

выступающим нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи,

председательствующий вправе предупредить оратора; при повторном или грубом

нарушении порядка заседания председательствующий отключает микрофон выступающего.

14. Прения по

обсуждаемому вопросу могут быть прекращены, если до истечения времени,

отведенного палатой, выступили все записавшиеся, либо по решению, принимаемому

большинством голосов присутствующих членов палаты.

В случае, если на

продолжении прений настаивает делегация союзной республики в палате, ей

предоставляется слово для выступления до 5 минут.

После принятия решения

о прекращении прений докладчик и содокладчик имеют право на заключительное

слово. Допускаются также выступления по мотивам голосования без возобновления

прений.

Народные депутаты, не

имевшие возможности выступить в связи с прекращением прений, имеют право

приобщить тексты своих выступлений к стенограмме заседания палаты.

15. В конце каждого

вечернего заседания отводится до 30 минут для выступлений членов палаты и

других народных депутатов СССР с краткими, до 2 минут, заявлениями и

сообщениями. Заявки на эти выступления подаются в Секретариат палаты на

утреннем заседании. Прения по вопросам, затронутым в заявлениях и сообщениях, не

открываются.

Одна неделя каждого

месяца отводится для работы народных депутатов с избирателями.

16. Для обсуждения

вопросов в Совете республик необходим кворум в две трети делегаций республик,

представленных в палате.

Делегация правомочна,

когда на заседании палаты присутствует более половины состава делегации, если

высший орган государственной власти соответствующей союзной республики не

установит иное.

17. Закон СССР Советом

Республик принимается или одобряется, если за него проголосовали делегации всех

союзных республик, представленных в данной палате. Закон о внесении изменений в

Конституцию СССР принимается также Советом Союза.

Постановления Совета

Республик принимаются простым большинством голосов делегаций союзных республик,

представленных в палате, если Конституцией СССР или Временным регламентом не

предусмотрен иной порядок.

Каждая союзная

республика при голосовании в палате имеет один голос.

Перед голосованием

члены делегаций могут провести консультативное совещание. В этих целях по

просьбе одной или нескольких делегаций объявляется перерыв до 30 минут.

Решения по процедурным

вопросам принимаются простым большинством голосов народных депутатов - членов

Совета Республик, присутствующих на заседании, если иное не предусмотрено

настоящим Регламентом, оформляются протокольно и фиксируются в стенограмме

заседания палаты.

18. На заседании

палаты каждый член Совета Республик голосует самостоятельно, результат его

голосования фиксируется и учитывается при определении результатов голосования

делегации. Единая позиция делегации союзной республики определяется простым

большинством голосов от числа членов делегации, если высший орган государственной

власти соответствующей союзной республики не установит иное. В случае

невозможности при голосовании определить единую позицию делегации палата

откладывает принятие решения по рассматриваемому вопросу, но не более чем на

неделю.

19. Принятие закона

СССР откладывается, но не более чем на неделю, если одной или нескольким

республиканским делегациям, проголосовавшим против закона, потребуется провести

консультации и согласительные совещания с другими делегациями, после чего в

палате проводится повторное голосование.

20. Закон СССР,

принятый Советом Союза, передается на одобрение Совета Республик. Совет

Республик рассматривает закон на текущей сессии, но не позднее чем в

двухмесячный срок с момента внесения на одобрение.

Совет Республик

заслушивает доклад, а также заключение по данному закону постоянных комиссий

Совета Республик, комитетов Верховного Совета СССР.

Совет Республик

одобряет закон либо возвращает его со своими возражениями на повторное

рассмотрение в Совет Союза.

Совет Союза после

повторного рассмотрения может вновь направить закон в Совет Республик. В этом

случае закон одобряется Советом Республик либо отклоняется им.

При отклонении закона

Советом Республик данный закон может быть вновь представлен Советом Союза на

одобрение не ранее чем на следующую сессию Совета Республик.

21. Председатель

Совета Республик избирается на срок полномочий палаты тайным голосованием.

Кандидатуры на пост

Председателя Совета Республик предлагаются делегациями республик,

представленных в палате, из числа членов палаты.

Члены Совета

Республик, другие народные депутаты СССР вправе задавать вопросы кандидатам,

высказывать свое мнение по кандидатурам.

Бюллетени тайного

голосования членами делегации каждой союзной республики опускаются в отдельный

избирательный ящик.

Председатель Совета

Республик считается избранным, если за него проголосовали все делегации союзных

республик, представленных в палате.

Об избрании

Председателя Совета Республик принимается постановление.

22. Заместители

Председателя Совета Республик избираются делегациями союзных республик,

представленных в палате, по одному от каждой делегации.

Решение

республиканской делегации оформляется протокольно, и протокол передается

Председателю Совета Республик.

В палате по этому

вопросу голосование не проводится.

Заместители

Председателя поочередно ведут заседания палаты.

Председатель Совета

Республик вправе председательствовать на любом заседании палаты.

Председательствующий

на заседании обеспечивает строгое соблюдение норм настоящего Регламента и

Регламента по принятию совместных решений Совета республик и Совета Союза.

Заявления о нарушении требований Регламентов рассматриваются комиссией палаты,

ведающей вопросами процедуры.

23. Совет Республик на

время проведения сессии палаты формирует Секретариат по предложению совещания

делегаций союзных республик в палате. Об образовании Секретариата делается

протокольная запись в стенограмме заседания палаты.

Секретариат помогает

председательствующему в организации и проведении заседаний палаты, принимает

заявки на выступления, ведет списки выступающих, рассматривает заявления о

неточностях в изложении выступлений на заседании, обеспечивает в установленном

порядке распространение документов среди участников заседания палаты.

24. Совет Республик из

числа своих членов образует постоянные комиссии палаты для ведения

законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, а

также для содействия проведению в жизнь законов СССР, иных решений, принятых

палатой, контроля за деятельностью государственных органов.

Постоянные комиссии

Совета Республик образуются на срок полномочий Верховного Совета СССР. При

необходимости могут образовываться новые комиссии, упраздняться и

реорганизовываться ранее созданные.

Перечни постоянных

комиссий Совета Республик утверждаются постановлениями Совета Республик.

25. Кандидатуры в

состав постоянных комиссий Совета Республик предлагаются делегациями республик,

представленных в палате, из числа членов палаты. Состав каждой постоянной

комиссии палаты утверждается Советом Республик.

Председатели

постоянных комиссий Совета Республик избираются на заседании палаты. Избранным

считается кандидат, за которого проголосовали все делегации союзных республик,

представленных в палате.

Заместители

председателей, секретари комиссий, председатели подкомиссий избираются на

заседании соответствующих комиссий палаты. Структура и штаты комиссий

утверждаются палатой.

Члены Верховного

Совета СССР могут быть членами только одной постоянной комиссии.

В состав комиссий не

могут входить Председатель палаты и его заместители.

26. На членов палаты -

народных депутатов союзных республик в связи с их полномочиями в Совете

Республик распространяется действие нормативных актов о статусе и порядке

обеспечения депутатской деятельности народных депутатов СССР - членов

Верховного Совета СССР.

Члену Совета Республик

обеспечивается возможность активного участия в заседаниях палаты. Он вправе

участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу

обсуждаемых вопросов, высказывать свое мнение по персональному составу

создаваемых органов и кандидатурам должностных лиц, обращаться с запросами,

задавать вопросы, давать справки, а также пользоваться другими правами,

предусмотренными законом.

Члену Совета Республик

материалы по вопросам, вносимым на заседание Совета Республик, вручаются, как

правило, за 10 дней до срока планируемого их рассмотрения.

Член Совета Союза

может участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях Совета Республик.

Член Совета Республик

может избирать и быть избранным в органы Совета Республик и совместные органы

обеих палат.

Народный депутат СССР,

не являющийся членом Совета Республик, участвует в работе данной палаты с

правом совещательного голоса.

27. Совет Республик

утверждает указы Президента СССР о назначении и освобождении руководителей

общесоюзных органов, подотчетных Верховному Совету СССР. С докладом по вопросу

утверждения указов выступает Президент СССР.

Совет Республик по

данному вопросу принимает постановление.

При отклонении Советом

Республик указа Президента СССР, данный указ утрачивает силу.

28. Вопрос о

ратификации (денонсации) международного договора СССР рассматривается Советом

Республик по докладу Министра иностранных дел СССР, других руководителей

общесоюзных органов.

Представленные на

ратификацию (денонсацию) международные договоры СССР предварительно

рассматриваются соответствующими органами Совета Республик с представлением

палате заключения.

Решения о ратификации

(денонсации) международного договора СССР принимаются в форме закона.

На основании закона о

ратификации международного договора СССР Президентом СССР подписывается

ратификационная грамота.

29. Законы СССР

подписываются Президентом СССР.

Постановления Совета

Республик и иные акты палаты подписываются Председателем Совета Республик, а в

случае его отсутствия - заместителем Председателя палаты,

председательствовавшим на заседании при принятии акта.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 500.000.000 500.000.000

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать