Основная информация

Дата опубликования: 05 июля 2006г.
Номер документа: ru90000200600202
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Пермский край
Принявший орган: Законодательное Собрание Пермской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



5ЗАКОН

ПЕРМСКОГО КРАЯ

05.07.2006 № 3121-706

Об утверждении отчета об исполнении областной целевой Программы содействия занятости населения Пермской области на 2003-2005 годы

Принят Законодательным Собранием

Пермской области 22 июня 2006 года

Статья 1

Утвердить отчет об исполнении областной целевой Программы содействия занятости населения Пермской области на 2003-2005 годы согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

Губернатор Пермского края

О.А.Чиркунов

Приложение

к Закону Пермского края

от 05.07.2006 № 3121-706

Отчет об исполнении областной целевой Программы содействия занятости населения Пермской области на 2003-2005 годы

Областная целевая Программа содействия занятости населения Пермской области на 2003-2005 годы (далее - ОЦП) реализовывалась в соответствии с законами Пермской области от 20.03.2003 № 665-129 и от 08.09.2003 № 971-195.

Круг проблем, обозначенных ОЦП, отнесен федеральными и областными директивными документами долгосрочного и среднесрочного характера к приоритетным направлениям социально-экономического развития. Приоритетность их определяется:

на федеральном уровне:

Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2008 годы;

Концепцией действий на рынке труда на 2003-2005 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.03.2003 № 568-р, п.24 Плана мероприятий по реализации Концепции);

на областном уровне;

Стратегией социально-экономического развития Пермской области, в которой проблема содействия занятости выделена в отдельный раздел «Регулирование трудовых отношений и занятости населения».

При отсутствии федеральной программы, в рамках которой проблема занятости населения могла бы решаться комплексно и с охватом незанятого населения, а не только безработных граждан, актуальность ОЦП являлась несомненной.

Для реализации ОЦП был определен трехлетний временной интервал (2003-2005 годы).

Стратегической целью ОЦП являлось создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления.

Данная стратегическая цель носит перманентный характер, то есть относится к функциям государства, реализуемым на постоянной основе в соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, устанавливающей право граждан на защиту от безработицы.

Для достижения стратегической цели в ОПЦ выделялись пять тактических задач:

совершенствование организационных форм содействия занятости населения с учетом специфических потребностей отдельных социально-демографических и профессионально-квалификационных категорий населения в соответствии с их возрастом, медицинскими рекомендациями, профессиональным опытом, образованием и другими особенностями;

расширение объемов и видов общественных работ, исходя из потребности конкретных муниципальных образований и работодателей и необходимости решения социальных проблем, имеющих областное значение;

совершенствование трудового воспитания несовершеннолетних граждан, приобщение их к труду и обучение профессиональным навыкам;

повышение информированности населения о ситуации на рынке труда, улучшение возможностей трудоустройства, в том числе на временные и общественные работы;

повышение социальной и профессиональной мобильности населения области.

Реализация ОЦП была направлена на решение ключевых проблем рынка труда и представлена следующими приоритетными направлениями:

профессиональное обучение безработных и незанятого населения;

профессиональная ориентация безработных и незанятого населения;

организация ярмарок вакансий и учебных мест;

информирование населения и работодателей о положении на рынке труда;

организация общественных работ с охватом не только безработных, но и лиц без статуса;

организация временного трудоустройства безработных граждан и незанятого населения, особо нуждающихся в социальной защите;

социальная адаптация безработных граждан и незанятого населения на рынке труда;

оказание содействия самозанятости населения;

организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан.

Каждое приоритетное направление реализации ОЦП было структурно представлено в виде подпрограммы с комплексом мероприятий.

Выполнение мероприятий ОЦП осуществлялось путем концентрации и целевого использования ресурсов федерального, областного, местных бюджетов и средств работодателей. При этом выделение средств местных бюджетов и работодателей на софинансирование специальных программ трудоустройства являлось непременным условием расходования средств федерального бюджета (приказ Минтруда России и Минфина России от 25.03.2002 № 57/21 с изменениями от 14.02.2003 № 37/17н, приказ Минздравсоцразвития России от 29.07.2005 № 485).

В ОЦП концептуально было заложено разведение финансовых потоков федерального и областного бюджетов на две группы мероприятий, касающихся различных категорий населения. Финансирование мероприятий, участниками которых являлись безработные граждане, осуществлялось из федерального бюджета, финансирование мероприятий, участниками которых являлись незанятые граждане, - из областного бюджета.

Результаты исполнения ОЦП позволяют сделать следующие выводы:

1. Сравнительный анализ ситуации до принятия ОЦП и после ее завершения

Динамика макроэкономических показателей развития области существенно влияла на уровень экономической активности и занятости населения. Замедление темпов экономического роста в экономике Пермской области в 2002-2005 годах привело к постепенному ухудшению положения в сфере занятости и на рынке труда региона (приложения 1-3 к отчету):

потенциальное предложение рабочей силы (численность населения в возрасте 15-72 года) приобрело тенденцию к незначительному росту (за счет вступления в трудоспособный возраст лиц молодых возрастов);

реальное предложение рабочей силы (численность экономически активного населения), наоборот, сокращалось из-за интенсивного оттока из состава экономически активного населения (далее - ЭАН) лиц пожилых возрастов;

отмечалось стабильное, хотя и незначительное, сокращение спроса на рабочую силу, что проявилось в снижении численности занятого населения;

учитывая более высокие темпы сокращения ЭАН по сравнению с темпами сокращения численности занятого населения (по методологии Международной Организации Труда), дополнительное предложение рабочей силы в регионе также сокращалось;

сформировалась структура занятости по статусу на основной работе (от 5 до 6% занятых в экономике работали на собственном предприятии или в собственном деле). В то же время преобладающая часть занятого населения по основному месту работы трудилась по найму на предприятиях и в организациях различных форм собственности (94-95%);

продолжалась структурная перестройка экономики области (снижение численности занятых отмечено в промышленности, на транспорте и в связи, в торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве, образовании, управлении, незначительный рост зафиксирован лишь в сельском хозяйстве, строительстве, здравоохранении).

Наряду с объективными изменениями, обусловленными динамикой воспроизводства трудового потенциала, а также темпами экономических преобразований, в экономике Пермской области продолжают отмечаться негативные моменты, неблагоприятно влияющие на положение в сфере занятости и на рынке труда:

отмечалось отрицательное сальдо приема и выбытия работников крупных и средних предприятий (прием новых работников восполнил их выбытие лишь на 99-89%);

масштабы высвобождения работников устойчиво зафиксировались на численности 19-20 тыс. человек в год;

в использовании рабочей силы не отмечено радикальных сдвигов (сокращение размеров вынужденной неполной занятости в 2005 году по сравнению с предыдущим годом составило лишь 1,0%);

продолжала увеличиваться доля рабочих мест с неблагоприятными условиями труда по причине изношенности основных производственных фондов;

низкий уровень оплаты труда в отраслях бюджетной сферы и сельском хозяйстве оказывал дестабилизирующее воздействие на состояние социально-трудовой сферы;

сохранялась низкая территориальная и профессиональная трудовая мобильность рабочей силы, обусловленная отсутствием достаточно развитого рынка жилья, а также несбалансированностью структуры подготовки кадров в учебных заведениях системы профессионального образования потребностям рынка труда.

В этих условиях ситуация на регистрируемом рынке труда также характеризуется медленным повышением уровня регистрируемой безработицы: на конец 2003 год он составлял 1,1%, 2004 год - 1,3%, 2005 год - 1,4% к численности ЭАН.

Вместе с тем уровень регистрируемой безработицы в Пермской области продолжал быть ниже среднероссийского и среднего по Приволжскому федеральному округу. Среди областей и республик округа область стабильно находилась на 2-3 местах.

2. Оценка степени достижения целей и задач ОЦП

Реализация ОЦП способствовала развитию эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления.

Развитие рынка труда обеспечивалось путем:

совершенствования организационных форм содействия занятости населения с учетом специфических потребностей отдельных социально-демографических и профессионально-квалификационных категорий населения в соответствии с их возрастом, медицинскими рекомендациями, профессиональным опытом, образованием и другими особенностями;

расширения объемов и видов общественных работ, исходя из потребности конкретных муниципальных образований и работодателей и необходимости решения социальных проблем, имеющих областное значение;

совершенствования трудового воспитания несовершеннолетних граждан, приобщения их к труду и обучения профессиональным навыкам;

повышения информированности населения о ситуации на рынке труда, улучшения возможностей трудоустройства, в том числе на временные и общественные работы;

повышения социальной и профессиональной мобильности населения области.

ОЦП предусматривала систему целей и задач по каждой из 9 подпрограмм. По результатам реализации ОЦП в 2003-2005 годах можно констатировать, что не все цели и задачи были достигнуты вследствие ее недостаточного финансирования.

По подпрограмме 2.1. «Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения»:

повысилась профессиональная мобильность и конкурентоспособность на профессиональных рынках труда населения, принимающего участие в мероприятиях ОЦП;

повысился статус профессионального обучения как доминирующего инструментария обеспечения социальной защищенности граждан на рынке труда;

увеличилось число субъектов малого предпринимательства путем обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности и самозанятости;

заложены основы системы опережающего переобучения высвобождаемых работников бюджетной сферы.

По подпрограмме 2.2. «Профессиональная ориентация безработных граждан и незанятого населения»:

оказано содействие безработным гражданам и незанятому населению в выборе сферы деятельности, профессии или специальности, направления обучения и формы занятости;

оказано содействие гражданам в профессиональном самоопределении и построении профессиональной карьеры, выборе оптимального вида занятости с учетом его интересов, потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда;

повысилась конкурентоспособность молодежи, принимающей участие в мероприятиях ОЦП, произошла ее адаптация к трудовой деятельности в условиях рыночных отношений;

предоставлена возможность молодежи и незанятому населению в муниципальных образованиях с критическим уровнем безработицы получения всего комплекса профориентационных услуг.

По подпрограмме 2.3. «Организация ярмарок вакансий и учебных мест»:

получена оптимальная возможность поиска гражданами рабочих и учебных мест, работодателями - рабочей силы, учебными заведениями - потенциальных студентов;

обеспечен доступ населения к информации о возможностях трудоустройства, обучения, переобучения и переквалификации;

предоставлена возможность получения гражданами, участвовавшими в мероприятиях ОЦП, профориентационных и консультационных услуг по организационно-правовым вопросам в сфере занятости и профессионального образования.

По подпрограмме 2.4. «Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда»:

заложены основы комплексной системы информационной поддержки государственной политики занятости, координация действий субъектов рынка труда;

обеспечена информационная поддержка деятельности службы занятости населения;

обеспечен доступ населения и работодателей к информации о состоянии рынка труда через электронные и печатные средства массовой информации, в том числе специализированные периодические издания органа службы занятости;

формировалась активная позиция на рынке труда у безработных граждан и незанятого населения;

обеспечивалось трудоустройство граждан посредством публикации сведений о вакантных рабочих местах, в том числе с помощью информационно-справочного центра службы занятости.

По подпрограмме 2.5. «Организация общественных работ»:

происходило смягчение социально-психологических последствий безработицы, были созданы дополнительные возможности для вовлечения безработных граждан и незанятого населения для участия во временных оплачиваемых работах;

удовлетворялись потребности экономики области в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;

предоставлялась возможность материальной поддержки в виде временного заработка безработным гражданам и незанятому населению на период активного поиска постоянного места работы;

сохранялась их мотивации к труду.

По подпрограмме 2.6. «Организация временного трудоустройства безработных граждан и незанятого населения, особо нуждающихся в социальной защите»:

обеспечивались дополнительные гарантии занятости безработных граждан и незанятого населения, особо нуждающихся в социальной защите;

повысилась мотивация к труду у граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

снизилась социальная напряженность и уровень безработицы среди граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

улучшилось материальное положение граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

По подпрограмме 2.7. «Социальная адаптация безработных граждан и незанятого населения на рынке труда»:

развивались групповые формы обучения граждан, ориентированные на максимальную эффективность самостоятельного поиска работы;

осуществлялась социальная адаптация безработных граждан и незанятого населения для повышения их конкурентоспособности на рынке труда и мотивации трудоустройства;

прививались навыки самоопределения на рынке труда, способствующие сокращению сроков поиска подходящей работы, смягчению последствий длительной безработицы безработных граждан и незанятого населения.

По подпрограмме 2.8. «Оказание содействия самозанятости населения»:

созданы дополнительные рабочие места в малом бизнесе и увеличена численность самозанятого населения;

повышен уровень информационного и консультационного обеспечения безработных граждан и незанятого населения, желающих организовать собственное дело;

оказывалась финансовая поддержка безработным и незанятым гражданам, проживающим в сельских районах с критическим уровнем безработицы, в организации предпринимательской деятельности.

По подпрограмме 2.9. «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан»:

привлекались несовершеннолетние граждане в период летних каникул и в свободное от учебы время к трудовой деятельности;

реализовывались потребности экономики в выполнении работ, носящих временный характер;

предоставлялась несовершеннолетним гражданам возможность получения профессиональных навыков и материальной поддержки.

3. Оценка уровня выполнения программных мероприятий

В 2003-2005 годах реализовано 23 из 29 мероприятий, предусмотренных ОЦП.

6 мероприятий ОЦП не были реализованы по следующим причинам:

2 мероприятия (2.1.6 и 2.1.7 - проведение конкурсов среди учебных заведений начального профессионального образования на лучшее трудоустройство выпускников и профессионального мастерства) не были профинансированы из областного бюджета в силу значительного снижения объема фактического финансирования в целом по сравнению с потребностью;

4 мероприятия (2.5.1- организация общественных работ для незанятого населения; 2.6.2 - организация временного трудоустройства ищущих работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите; 2.7.2 - проведение занятий в рамках программ «Клуб ищущих работу» с желающими работать в сфере предпринимательства; 2.7.3 - разработка и проведение курса «Планирование профессиональной карьеры» для выпускников профессиональных учебных заведений) не были финансированы по причине невыделения финансовых средств из местных бюджетов и работодателями на эти цели, а их софинансирование из областного и федерального бюджетов не предполагалось.

4. Оценка уровня достижения показателей эффективности ОЦП

Уровень достижения показателей оценки эффективности ОЦП по мероприятиям различен в зависимости от объемов финансирования и эффективности их использования.

Превышены целевые значения по следующим показателям:

численность безработных граждан, получивших профконсультационные услуги, -120,0% от целевого значения;

численность молодежи и незанятого населения, получивших профконсультационные услуги, -107,4%;

численность граждан, принявших участие в ярмарках вакансий и учебных мест, -123,7%;

численность граждан, принявших участие в выставке-ярмарке «Образование и карьера», -220,9%;

численность граждан, получивших информационные услуги при посредничестве службы занятости населения, -151,7%;

численность временно трудоустроенных несовершеннолетних граждан в возрасте 14-17 лет (за счет средств федерального бюджета) - 107,8%.

Превышение целевых значений показателей получено за счет повышения эффективности использования финансовых средств и труда работников службы занятости населения.

По 7 показателям оценки эффективности достижение целевого значения составило в пределах 50-100%:

численность безработных граждан, направленных на обучение, - 84,9% от целевого значения;

численность учащихся и выпускников школ, получивших профконсультационные услуги, - 83,3%;

численность безработных граждан, принявших участие в общественных работах, - 64,1%;

численность временно трудоустроенных безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, - 70,0%;

численность безработных граждан, принявших участие в программах социальной адаптации, - 81,9%;

численность безработных граждан, направленных на обучение основам предпринимательства, получивших правовую и организационную поддержку на стадии становления и развития собственного дела, - 90,0%;

численность безработных граждан, проживающих в сельских районах с критическим уровнем безработицы, получивших финансовую поддержку (в форме субсидий), - 75,0%;

численность незанятого населения, получившего информационную и консультационную поддержку с целью его дальнейшего участия в предпринимательской деятельности, - 55,6%.

При значительном сокращении финансирования из областного и федерального бюджетов по мероприятиям данной группы не было допущено сокращения численности участников за счет привлечения средств местных бюджетов и внебюджетных источников.

По 6 показателям оценки эффективности достижение целевого значения составило менее 50%:

численность военнослужащих, подлежащих увольнению в запас, направленных на профессиональную переподготовку, - 17,1% от целевого значения;

численность граждан из числа инвалидов (имеющих трудовые рекомендации ВТЭК), которым требуется длительный срок обучения, направленных на профессиональное обучение, - 31,3%;

численность граждан, подлежащих увольнению из бюджетной сферы, направленных на профессиональное обучение, - 5,5%;

количество незанятых граждан, направленных на обучение основам предпринимательской деятельности и самозанятости, - 28,9%;

численность незанятого населения в муниципальных образованиях с наиболее сложным положением на рынке труда, принявшего участие в общественных работах, - 20,7%;

численность временно трудоустроенных несовершеннолетних граждан в возрасте 14-17 лет (за счет средств областного бюджета) - 22,8%.

По мероприятиям данной группы число участников значительно ниже целевого значения вследствие затратного характера мероприятий и их значительного недофинансирования. Реализация всех мероприятий данной группы предусматривала финансирование из областного бюджета с незначительным привлечением средств местных бюджетов, фактически финансирование из областного бюджета составило от 6,8% до 36,7% потребности, предусмотренной ОЦП.

Информация об уровне достижения показателей оценки эффективности ОЦП в разрезе подпрограмм и мероприятий приведена в приложении 4.

5. Сравнительный анализ финансовых затрат на реализацию ОЦП

Общая потребность ресурсного обеспечения ОЦП в 2003-2005 годах составляла 498,2 млн.рублей, в том числе: из областного бюджета - 51,8 млн.рублей, из федерального бюджета - 446,4 млн.рублей. Годовые объемы финансирования ОЦП из местных бюджетов и средств работодателей предусматривалось определять дополнительно.

В 2003-2005 годах на реализацию ОЦП было выделено 212,9 млн.рублей, в том числе: средств областного бюджета - 16,5 млн.рублей (или 32% от потребности в финансировании), средств федерального бюджета - 148,8 млн.рублей (или 33,3% от потребности в финансировании), средств местных бюджетов и средств работодателей - 47,6 млн.рублей

Фактически ОЦП профинансирована из федерального бюджета, местных бюджетов и средств работодателей на 100% от суммы выделенных средств.

Фактическое финансирование ОЦП из областного бюджета в 2003-2004 годах также составило 100% от суммы выделенных средств. Однако с 1 апреля 2005 года финансирование ОЦП из областного бюджета было прекращено в связи с изменением федеральной нормативной базы:

в 2003-2004 годах средства областного бюджета осваивались органами службы занятости на основании дополнения к Генеральному разрешению от 28.09.2001 № 148048, выданному Министерством финансов Российской Федерации от 15.05.2002 № 148048/01 Министерству труда и социального развития Российской Федерации;

в соответствии с пунктом 2 приказа Минфина России от 24.05.2004 № 123н срок действия генеральных разрешений и оформленных в соответствии с ними Разрешений, выданных федеральным органам исполнительной власти, реорганизованных в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 и от 20.05.2004 № 649, сохранялся до 1 апреля 2005 года;

в соответствии с «Разрешением № 50040/20363 на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в территориальных органах Федерального казначейства», выданным Управлению федеральной государственной службы занятости населения по Пермской области Федеральной службой по труду и занятости 15.04.2005, средства областного и местных бюджетов не могут быть использованы для финансирования мероприятий в области содействия занятости.

Таким образом, Управление федеральной государственной службы занятости населения по Пермской области утратило полномочия главного распорядителя и прямого получателя средств областного бюджета, закрепленные за ним указом губернатора Пермской области от 08.07.2003 № 139, в связи с чем в 2005 году ОЦП была профинансирована только на 15,7% от суммы средств, выделенных из областного бюджета на ее реализацию.

За период реализации ОЦП изменилась структура объемов финансирования. Уменьшилось финансирование из областного бюджета (с 7,5% до 1,4%), увеличилась доля средств, поступивших из федерального бюджета (72,0% - 72,6%), средств местных бюджетов и работодателей (с 20,5% до 26,0%) (таблица 1).

Таблица 1

Финансирование ОЦП в 2003-2005 годах

2003 год

2004 год

2005 год

Млн.

рублей

%

к итогу

Млн.

рублей

%

к итогу

Млн.

рублей

%

к итогу

Федеральный бюджет

52,6

72,0

54,4

70,2

41,9

72,6

Областной бюджет

5,5

7,5

5,5

7,1

0,8

1,4

Местные бюджеты и

средства работодателей

15,0

20,5

17,6

22,7

15,0

26,0

Итого

73,1

100,0

77,5

100,0

57,7

100,0

Снижение объемов финансирования ОЦП из областного и федерального бюджетов (особенно в 2005 г.) по подпрограммам происходило неравномерно (таблица 2).

Таблица 2

Финансирование подпрограмм ОЦП

из областного и федерального бюджетов, % от потребности

Подпрограммы

Источники финансирования

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Профессиональное обучение безработных и незанятого населения

14,4

45,1

Профессиональная ориентация безработных и незанятого населения

62,7

36,9

Организация ярмарок вакансий и учебных мест

-

70,9

Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда

-

24,3

Организация общественных работ

37,1

39,3

Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите

-

8,5

Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда

-

6,8

Оказание содействия самозанятости населения

60,0

14,3

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан

18,1

56,1

В 2003-2005 годах ресурсное обеспечение мероприятий ОЦП происходило следующим образом:

финансировались все мероприятия ОЦП, предполагаемые к финансированию из федерального бюджета;

не финансировались мероприятия 2.1.6 и 2.1.7 (подпрограмма «Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения»), которые предусматривали проведение конкурсов среди учебных заведений начального профессионального образования на лучшее трудоустройство выпускников и профессионального мастерства вследствие значительного снижения объема средств, выделяемых из областного бюджета;

не финансировались мероприятия 2.5.1 (подпрограмма «Организация общественных работ для незанятого населения»), 2.6.2 (подпрограмма «Организация временного трудоустройства ищущих работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите»), 2.7.2 (проведение занятий в рамках программ «Клуб ищущих работу», среди изъявивших желание работать в сфере предпринимательства), 2.7.3 (разработка и проведение курса «Планирование профессиональной карьеры» для выпускников профессиональных учебных заведений), которые предполагалось финансировать только из средств местных бюджетов и средств работодателей без софинансирования из областного или федерального бюджетов.

Потребность в финансировании и объемы фактического финансирования ОЦП в разрезе подпрограмм и мероприятий приведены в приложении 4 к отчету.

6. Выводы о целесообразности разработки очередной ОЦП

В связи с принятием Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» с 01.01.2007 законодательство о занятости населения состоит, кроме федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, также из законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 6, п.1).

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению контроля и оказанию государственных услуг в сфере занятости населения, в том числе по реализации территориальных программ, предусматривающих мероприятия, содействующие занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (ст.1, п.4).

Средства на осуществление передаваемых полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета (ст.1, п.4). Однако органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять расходы на реализацию полномочий по предметам совместного ведения за счет средств бюджетов субъектов (ст.26, п.4).

В связи этим с 2007 года будут созданы условия для исполнения полномочий государственной службы занятости населения в рамках текущего финансирования из бюджета Пермского края. Однако обеспечение межведомственного взаимодействия, направленного на решение проблем занятости, может потребовать разработки ОЦП содействия занятости населения на предстоящий период.

Кроме того, реализация мероприятий содействия занятости населения, имеющих целевой характер, возможна путем включения их в разрабатываемые ОЦП. К таким мероприятиям могут относиться:

содействие занятости инвалидов и других слабозащищенных категорий населения;

содействие занятости жителей сельской местности;

мероприятия экологической направленности;

мероприятия по профессиональной ориентации молодежи и профессиональной подготовке незанятого населения;

мероприятия по трудовому воспитанию детей и подростков и т.д.

В 2005 году Управлением федеральной государственной службы занятости населения по Пермской области разработаны предложения для включения мероприятий по указанным направлениям содействия занятости населения в 5 разрабатываемых целевых программ.

Кроме того, представляется целесообразным внести изменения в Закон Пермской области от 05.02.2003 № 620-120 «Об областных целевых программах» в части проведения социальной экспертизы разрабатываемых в регионе программ на предмет их влияния на занятость населения. Результатами экспертизы могут быть предложения по внесению в территориальные программы разделов или мероприятий по кадровому обеспечению ОЦП, содействию занятости населения.

Представляется целесообразным внести в соответствующие нормативные акты государственных органов исполнительной власти края положение об обязательном согласовании программ органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия по контролю и оказанию государственных услуг в сфере занятости населения.

Приложение 1

к отчету

Экономическая активность и занятость населения Пермской области

в 2002-2005 годах (в среднегодовом исчислении)*

№ п.п

Показатели

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

1.

Население 15-72 лет, тыс.человек

2146,0

2146,0

2069,0

2066,0

2.

Экономически активное население, тыс.человек

1432,0

1412,0

1388,0

1388,0

3.

Занятые экономической деятельностью, тыс.человек

1304,0

1314,0

1293,0

1296,0

Уровень экономической активности, % к строке 1

66,7

65,8

67,1

67,2

4.

Уровень занятости населения, % к строке 1

60,8

61,2

62,5

62,7

*Без Коми-Пермяцкого автономного округа

Источник - материалы выборочных обследований по проблемам занятости, Росстат, ноябрь 2002,2003, 2004, 2005

Приложение 2

к отчету

Общая и регистрируемая безработица в Пермской области

в 2002-2005 годах (в среднегодовом исчислении)*

№ п.п

Показатели

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

1.

Общая численность безработных, тыс.человек

128,0

98,0

95,0

92,0

2.

Уровень общей безработицы, % к ЭАН

8,9

6,9

6,8

6,6

3.

Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, тыс.человек

16,0

16,6

17,0

18,8

4.

Уровень регистрируемой безработицы, % к ЭАН

1,1

1,2

1,2

1,4

*Без Коми-Пермяцкого автономного округа.

Источники:

1) Материалы выборочных обследований по проблемам занятости. - Росстат, ноябрь 2002,2003, 2004, 2005;

2) Материалы Управления федеральной государственной службы занятости населения по Пермской области

Приложение 3

к отчету

Спрос и предложение на рынке труда Пермской области в 2002-2005 годах, тыс.человек

Показатели в среднегодовом исчислении

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

Совокупный спрос на рабочую силу

1. Всего

366,5

364,4

363,0

368,9

в том числе:

1.1. Вакансии на начало года

11,3

7,6

6,8

7,4

1.2. Потребность в работниках на новых рабочих местах

15,0

17,3

19,2

25,0

1.3. Потребность в работниках на замену выбывающих по собственному желанию и по другим причинам, не связанным с сокращением численности персонала

340,2

339,5

337,0

336,5

Совокупное предложение рабочей силы

2. Всего

488,9

509,0

494,0

494,7

в том числе:

2.1. Безработные на начало года

107,0

120,0

101,5

100,5

2.1.1. из них зарегистрированные в органах службы занятости

15,8

19,2

17,8

20,6

2.2. Увольняемые работники

20,5

22,1

19,1

20,0

2.3. Работники, уволившиеся по собственному желанию

272,3

271,6

269,6

269,2

2.4. Выпускники учебных заведений всех уровней

33,7

35,3

36,0

34,5

2.5. Уволенные из Вооруженных Сил

15,0

15,0

15,0

15,0

2.6. Освободившиеся из мест лишения свободы

1,2

1,1

1,3

1,5

2.7. Механический приток населения в трудоспособном возрасте

1,2

1,7

3,8

4,0

2.8. Не имеющие работы по другим причинам

38,0

42,2

47,7

50,0

Соотношение спроса и предложения

122,4

144,6

131,0

125,8

Коэффициент напряженности, % (строка 2/строке 1) х 100

133,4

139,7

136,1

134,1

Справочно:

Неудовлетворенный спрос на рабочую силу (незаполненные вакансии)

7,6

6,8

7,4

7,0

Занятые экономической деятельностью

1361,4

1358,0

1348,0

1346,0

Общая безработица, % к ЭАН

9,1

7,1

6,8

7,0

Регистрируемая безработица, % к ЭАН

1,1

1,2

1,2

1,4

Приложение 4

к отчету

Результаты реализации ОЦП

№ ме- ро- при- ятия

Подпрограммымероприятия

Источники финансирования

Финансирование ОЦП

Число участников (за счет всех источников финансирования)

Потребность в финансировании, тыс.рублей*

Профинанси- ровано, тыс.рублей

% от потребности

Целевое значение, тыс.человек

Фактическое значение, тыс.человек**.

Достижение целевого значения, %

Профессиональное обучение безработных и незанятого населения

Федеральный бюджет

169223,3

76237,4

45,1

32,40

25,84

79,8

Областной бюджет

11400

1640,1

14,4

Местные бюджеты и средства работодателей

-

283,3

-

в том числе по мероприятиям:

2.1.1.

Осуществлять профессиональное обучение безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения

Федеральный бюджет

169223,3

76237,4

45,1

30,0

25,48

84,9

Внебюджетные источники

-

219,3

-

2.1.2.

Осуществлять профессиональную переподготовку военнослужащих, подлежащих увольнению в запас

Областной бюджет

3550,0

453,9

12,8

0,35

0,06

17,1

2.1.3.

Осуществлять профессиональное обучение граждан из числа инвалидов (имеющих трудовые рекомендации ВТЭК), которым требуется длительный срок обучения

Областной бюджет

3200,0

691,8

21,6

0,32

0,10

31,3

Местные бюджеты

-

-

-

2.1.4.

Организовать опережающее обучение граждан, подлежащих увольнению из бюджетной сферы

Областной бюджет

2851,7

192,6

6,8

1,28

0,07

5,5

Местные бюджеты

-

-

-

2.1.5.

Организовать обучение незанятого населения основам предпринимательской деятельности и самозанятости

Областной бюджет

1098,3

301,8

27,5

0,45

0,13

28,9

Местные бюджеты

-

64,0

-

2.1.6.

Проводить ежегодно областной конкурс среди учебных заведений начального профессионального образования на лучшее трудоустройство выпускников

Областной бюджет

350,0

0,0

0,0

11,7

-

-

2.1.7.

Проводить ежегодно областной конкурс профессионального мастерства среди выпускников учебных заведений начального профессионального образования

Областной бюджет

350,0

0,0

0,0

Профессиональная ориентация безработных и незанятого населения

Федеральный бюджет

5018,0

1849,9

36,9

151,90

180,75

119,0

Областной бюджет

450,0

282,2

62,7

Местные бюджеты

-

12,1

-

в том числе по мероприятиям:

2.2.1.

Осуществлять профессиональное консультирование безработных граждан

Федеральный бюджет

5018,0

1849,9

36,9

145,00

174,35

120,2

2.2.2.

Предоставлять превентивные профориентационные услуги учащимся и выпускникам школ

Областной бюджет

163,6

103,6

63,3

4,20

3,50

83,3

Местные бюджеты

-

12,1

-

2.2.3.

Создать 3 территориальных центра профориентации и психологической поддержки молодежи и незанятого населения в муниципальных образованиях с критическим уровнем безработицы на базе Кизеловского, Гремячинского и Чердынского ЦЗН

Областной бюджет

286,4

178,6

62,4

2,70

2,90

107,4

Местные бюджеты

-

-

-

Организация ярмарок вакансий и учебных мест

Федеральный бюджет

3966,1

2813,1

70,9

137,80

197,00

143,0

Местные бюджеты и средства работодателей

-

744,8

-

в том числе по мероприятиям:

2.3.1.

Организовать и провести ярмарки вакансий

Федеральный бюджет

3126,1

1960,1

62,7

110,50

136,70

123,7

2.3.2.

Организовать и провести ярмарки учебных мест

Местные бюджеты

-

744,8

-

2.3.3.

Осуществлять профориентационное сопровождение выставки -ярмарки «Образование и карьера»

Федеральный бюджет

840,0

853,0

101,5

27,30

60,30

220,9

Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда

Федеральный бюджет

7163,8

1739,3

24,3

1280,00

1942,00

151,7

Местные бюджеты и средства работодателей

-

189,0

-

в том числе по мероприятиям:

2.4.1.

Регулярно информировать население и работодателей о положении на рынке труда, осуществляя тематические передачи на ТВ, радио и подготовку тематических полос в печатных СМИ

Федеральный бюджет

3660,0

719,3

19,7

1280,00

1942,00

151,7

2.4.2.

Разрабатывать, издавать и тиражировать методические и справочно-информационные материалы

Федеральный бюджет

2672,1

678,0

25,4

2.4.3.

Осуществлять информационно-рекламную поддержку целевых мероприятий, проводимых службой занятости населения

Федеральный бюджет

831,7

342,0

41,1

Местные бюджеты и средства работодателей

-

189,0

-

Организация общественных работ

Федеральный бюджет

53073,1

20848,4

39,3

53,50

28,00

52,3

Областной бюджет

11615,2

4267,2

36,7

Местные бюджеты и средства работодателей

-

22984,7

-

в том числе по мероприятиям:

2.5.1.

Организовать общественные работы для безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения

Федеральный бюджет

53073,1

20848,4

39,3

39,00

25,00

64,1

Местные бюджеты и средства работодателей

-

18984,7

-

2.5.2.

Организовать общественные работы для незанятого населения в муниципальных образованиях с наиболее сложным положением на рынке труда

Областной бюджет

11615,2

4308,0

37,1

14,50

3,00

20,7

Местные бюджеты и средства работодателей

-

4000,0

-

2.5.3.

Организовать общественные работы для незанятого населения в муниципальных образованиях с учетом потребностей местной инфраструктуры и работодателей

Местные бюджеты и средства работодателей

-

-

-

-

-

-

Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите

Федеральный бюджет

135536,4

11521,1

8,5

6,00

4,20

70,0

Местные бюджеты и средства работодателей

-

6511,9

-

в том числе по мероприятиям:

2.6.1.

Организовать временное трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите

Федеральный бюджет

135536,4

11521,1

8,5

6,00

4,20

70,0

Местные бюджеты и средства работодателей

-

6511,9

-

2.6.2.

Организовать временное трудоустройство ищущих работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите

Местные бюджеты и средства работодателей

-

-

-

Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда

Федеральный бюджет

3821,7

261,5

6,8

7,00

5,73

81,9

Местные бюджеты

-

-

-

в том числе по мероприятиям:

2.7.1.

Осуществлять социальную адаптацию безработных граждан

Федеральный бюджет

3821,7

261,5

6,8

2.7.2.

Проводить занятия в рамках программ «Клуб ищущих работу» для лиц, изъявивших желание работать в сфере предпринимательства

Местные бюджеты

-

-

-

-

-

-

2.7.3.

Разработать и проводить курс «Планирование профессиональной карьеры» для выпускников профессиональных учебных заведений

Местные бюджеты

-

-

-

-

-

-

Оказание содействия самозанятости населения

Федеральный бюджет

11541,6

1645,4

14,3

0,67

0,56

83,6

Областной бюджет

1300,0

780,0

60,0

Местные бюджеты

-

687,3

-

в том числе по мероприятиям:

2.8.1.

Оказывать содействие самозанятости безработных граждан

Федеральный бюджет

11541,6

1645,4

14,3

0,50

0,45

90,0

2.8.2.

Оказывать финансовую поддержку (в форме субсидий) безработным гражданам, проживающим в сельских районах с критическим уровнем безработицы

Областной бюджет

1100,0

680,0

61,8

0,08

0,06

75,0

Местные бюджеты

-

687,3

-

2.8.3.

2.8.3. Осуществлять информационную и консультационную поддержку незанятого населения с целью его дальнейшего участия в предпринимательской деятельности

Областной бюджет

200,0

100,0

50,0

0,09

0,05

55,6

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан

Федеральный бюджет

57086,1

32015,1

56,1

110,00

76,10

69,2

Областной бюджет

27008,1

4879,4

18,1

Местные бюджеты и средства работодателей

-

16175,4

-

в том числе по мероприятиям:

2.9.1.

Организовать временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте 14-17 лет

Федеральный бюджет

57086,1

32015,1

56,1

60,00

64,70

107,8

Местные бюджеты и средства работодателей

-

11322,8

-

2.9.2.

Организовать временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте 14-17 лет

Областной бюджет

27008,1

4879,4

18,1

50,00

11,40

22,8

Местные бюджеты и средства работодателей

-

4852,6

-

Итого по ОЦП

Федеральный бюджет

446430,1

148931,2

33,4

Областной бюджет

51773,3

11848,9

22,9

Местные бюджеты и средства работодателей

-

47588,5

-

* Потребность в финансировании ОЦП из местных бюджетов и средств работодателей не определялась.

** Фактическое значение показателей приведено с учетом финансирования средств из местных бюджетов и внебюджетных источников.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: "Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области" № 8 от 14.08.2006, "Российская газета" № 150 от 13.07.2006
Рубрики правового классификатора: 080.060.060 Бюджетный процесс, 060.010.040 Гарантии социальной поддержки безработных, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

О краевой целевой программе
№-1232698560 от 23 декабря 2006

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать