Основная информация

Дата опубликования: 20 марта 1992г.
Номер документа: Р199200817
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РФ
Раздел на сайте: Федеральное законодательство
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р199200817

Р9200817Р9801497

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКОН

от 20 марта 1992 года N 2551-I

Москва, Дом Советов России

О КОНВЕРСИИ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<Утратил силу: Федеральный закон от 13 апреля 1998 г. N 60-ФЗ; НГР:Р9801497>

<Изменение: Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288; НГР:Р9305704>

<См.также:

постановление Правительства РФ от 16 декабря 1995г. N 1239; НГР:Р9505008,

постановление Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1274; НГР:Р9505294>

Настоящий Закон определяет правовые основы деятельности оборонных и сопряженных с ними предприятий, объединений и организаций в условиях снижения или прекращения оборонных заказов и связанной с этим конверсией их производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов.

Закон регулирует взаимоотношения органов государственного управления Российской Федерации и органов государственного управления национально-государственных и административно-территориальных образований с предприятиями, объединениями и организациями в процессе конверсии и гарантирует защиту интересов всех его участников в условиях рыночных отношений, использования экономических методов управления.

Закон предусматривает порядок разрешения правовых, экономических и социальных вопросов, возникающих в процессе конверсии, и направлен на наиболее эффективное использование в гражданских целях производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов конверсируемых предприятий.

РАЗДЕЛ 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и определения

1. Под конверсией оборонной промышленности (далее - конверсия) в настоящем Законе понимается частичная или полная переориентация в установленном этим Законом порядке высвобождаемых производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов оборонных и сопряженных с ними предприятий, объединений и организаций с военных на гражданские нужды.

2. Конверсируемое предприятие - производственное, научно-производственное объединение, завод, конструкторская или научно-исследовательская организация, а также любое другое предприятие независимо от формы собственности, занятые научной и (или) производственной деятельностью для военных нужд (то есть производством, разработкой, исследованием, испытанием, ремонтом и обслуживанием вооружения и военной техники, комплектующих изделий, материалов и специального технологического оборудования для них, а также добычей, переработкой, утилизацией, хранением специальных видов сырья и материалов для производства вооружения и военной техники, используемых в Вооруженных Силах, органах обеспечения безопасности и правоохранительных органах Российской Федерации), на которых указанная деятельность сокращается или прекращается и в связи с этим осуществляются мероприятия по выпуску гражданской продукции и утилизации военно-технических средств.

Конверсируемыми в соответствии с настоящим Законом являются также оборонные предприятия, в отношении которых принято решение о прекращении их деятельности или ликвидации из-за технико-экономической нецелесообразности их перепрофилирования.

Статья 2. Принципы конверсии

1. Основанием для сокращения или прекращения на оборонном предприятии производственной деятельности для военных нужд являются решения органов государственной власти Российской Федерации, а также фактическое сокращение бюджетных расходов на эти цели.

2. Главным принципом работы конверсируемых предприятий является использование высоких технологий оборонного комплекса для производства продукции, способной конкурировать на внешнем рынке.

3. Высвобождающиеся в процессе конверсии производственные мощности, научно-технический потенциал и трудовые ресурсы оборонных отраслей промышленности привлекаются к реализации приоритетных государственных целевых программ социально-экономического развития Российской Федерации. При этом учитываются потребности народного хозяйства, предложения конверсируемых предприятий, научно-технический и производственный заделы, накопленные на конверсируемых предприятиях, профессиональные навыки работников, специализация предприятий и их техническое оснащение.

4. Конверсируемые предприятия обеспечивают на договорной основе за счет средств, выделяемых для нужд обороны, создание, сохранение и развитие мобилизационных мощностей в соответствии с заданиями, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также сохранение необходимого обслуживающего персонала.

5. Конверсия проводится при полном соблюдении всех норм социальной защиты работников конверсируемых предприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

РАЗДЕЛ 2

ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ КОНВЕРСИИ

ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Статья 3. Планирование оборонного заказа и конверсии

1. Планирование государственного оборонного заказа на разработку, производство и поставку вооружения и военной техники (далее оборонный заказ) базируется на военной доктрине Российской Федерации и ее основных принципах. На основании военной доктрины Российской Федерации, принятой Верховным Советом Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации при участии соответствующих министерств и ведомств, предприятий, объединений и организаций разрабатывает долгосрочные программы развития вооружения и военной техники, программы создания, сохранения и развития мобилизационных мощностей. Аналогичные программы разрабатываются органами обеспечения безопасности и правоохранительными органами Российской Федерации.

В соответствии с этими программами заключаются долгосрочные договоры и утверждается оборонный заказ. Указанные долгосрочные программы также используются для составления государственных программ конверсии и доводятся до заинтересованных конверсируемых предприятий в целях планирования конверсии и организации производства.

2. На основании республиканского бюджета Российской Федерации проводятся уточнение соответствующих долгосрочных программ, продление действующих договоров и конкурсы на выполнение новых заказов.

3. Уточненные планы по оборонному заказу доводятся до каждого конверсируемого предприятия не позднее чем за два года до начала конверсии.

Началом конверсии считается год, с которого на предприятии фактически сокращается или прекращается производство, разработка вооружения и военной техники либо начинается перепрофилирование не введенных в строй мощностей.

<Пункт первый признается не действующим и не подлежащим применению: Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288; НГР:Р9305704>

Статья 4. Программы конверсии

1. Главная роль в организации перехода с военного на гражданское производство и разработке программ конверсии принадлежит оборонному предприятию.

Основой для разработки программы конверсии на предприятии являются:

программы разработки и производства вооружения и военной техники, программы обеспечения деятельности органов обеспечения безопасности и правоохранительных органов Российской Федерации;

программы создания, сохранения и развития мобилизационных мощностей;

заказ на разработку, производство и поставку продукции и товаров для важнейших государственных нужд (в том числе для нужд обороны).

2. Разработка и организация исполнения государственных программ конверсии осуществляются Министерством промышленности Российской Федерации.

3. Региональные программы конверсии разрабатываются органами исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований, а также координационными советами по конверсии или другими органами, содействующими процессам реализации конверсии в регионе.

4. Участие конверсируемых предприятий в государственных и региональных программах строго добровольное, основанное на принципах экономической заинтересованности и конкурентности.

Статья 5. Финансирование и материально-техническое

обеспечение процесса конверсии

1. Порядок финансирования и материально-технического обеспечения оборонного заказа определяется контрактом исполнителя заказа с заказчиком, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Порядок финансирования и материально-технического обеспечения работ по государственным программам конверсии устанавливается этими программами.

3. Материальная заинтересованность руководителя государственного конверсируемого предприятия в улучшении экономических показателей (в том числе в сохранении занятости работников) обеспечивается условиями контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В целях обеспечения кредитования и реализации государственных программ конверсии создается государственный фонд конверсии. Источники и порядок финансирования указанного фонда определяет Верховный Совет Российской Федерации при утверждении республиканского бюджета Российской Федерации.

5. Конверсируемым предприятиям предоставляется право создавать специальные централизованные фонды для финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, а также для освоения новых видов продукции. Указанные фонды формируются за счет отчислений от прибыли в размере до 1,5 процента себестоимости товарной продукции (работ, услуг) предприятий с исключением этих платежей из налогооблагаемой базы подоходного налога (налога на прибыль).

Статья 6. Особенности реорганизации и приватизации

конверсируемых предприятий

1. При полной конверсии предприятий, входящих в объединение и не являющихся юридическими лицами, а также цехов, отделов и других структурных подразделений предприятий, они могут быть выделены в самостоятельные государственные предприятия с правами юридического лица. Решение о выделении в самостоятельное государственное предприятие принимается на общем собрании трудового коллектива подразделения большинством голосов от общего числа его членов. Выделение в самостоятельное государственное предприятие осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Трудовой коллектив полностью конверсируемого государственного предприятия может подать заявку на приватизацию своего предприятия, участвовать через своих представителей в разработке плана приватизации, пользоваться при приватизации льготами, предоставленными законодательством Российской Федерации для членов трудовых коллективов предприятия.

3. Предприятие или его структурное подразделение при частичной конверсии приватизируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Государственной программой приватизации.

4. Участие иностранных инвесторов в приватизации конверсируемых предприятий осуществляется в соответствии с Государственной программой приватизации, Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" и законодательством Российской Федерации о приватизации.

5. Предприятия или структурные подразделения предприятий, имеющие мобилизационное назначение и не используемые в текущем производстве, приватизации не подлежат.

РАЗДЕЛ 3

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА. КОМПЕНСАЦИИ

И ЛЬГОТЫ КОНВЕРСИРУЕМЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ

Статья 7. Социальная защита работников

конверсируемых предприятий

1. Граждане Российской Федерации, работающие на конверсируемом предприятии, а также высвобожденные в связи с конверсией, пользуются правом на социальную защиту в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.

2. Работникам горных, металлургических, радиохимических и специальных сборочных производств урановой промышленности, высвобожденным в результате конверсии, период получения пособия по безработице по решению местных Советов народных депутатов может продлеваться на срок до двух лет.

3. Работникам, высвобождаемым в связи с конверсией и проработавшим в оборонных отраслях промышленности не менее 15 лет, предоставляется право на пользование ведомственными объектами социальной сферы, на ведомственное медицинское обслуживание, сохранение очереди на получение жилья, а также предоставляется преимущественное право на индивидуальное жилищное строительство или вступление в жилищно-строительные кооперативы в любых регионах Российской Федерации.

4. Городам и поселкам, более 20 процентов занятого населения которых подпадает под увольнение в результате конверсии, может присваиваться статус территорий приоритетного развития в соответствии со статьей 17 Закона РСФСР "О занятости населения в РСФСР".

5. Увольнение работников с конверсируемого предприятия в связи с конверсией является дополнительным условием увольнения, которое обязательно фиксируется в трудовой книжке при оформлении записей причин увольнения.

6. Требования, изложенные в пункте 5 настоящей статьи, распространяются на работников, уволенных в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 29 и пунктом 1 статьи 33 КЗоТ РСФСР.

7. На нетрудоустроенных работников, уволенных с конверсируемого предприятия в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящей статьи при проведении приватизации государственных предприятий, распространяются все льготы, предусмотренные для членов трудового коллектива законодательством Российской Федерации и Государственной программой приватизации.

Статья 8. Компенсации и льготы конверсируемым

предприятиям

1. Налоговые льготы предприятиям, осуществляющим конверсию, устанавливаются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

2. Конверсируемые государственные предприятия по разрешению Правительства Российской Федерации имеют право на ускоренную амортизацию части основных производственных фондов, а в случае полного снятия с них оборонного заказа и при отсутствии возможности использования этих фондов в гражданской сфере - на безамортизационное списание узкоспециализированного оборудования.

3. При сокращении заказа на производство вооружения и военной техники, выпускаемых на специальных технологических линиях, в специализированных цехах и на производствах с расстановочной численностью, а также в других случаях, вызывающих объективное повышение себестоимости данной продукции, заказчик обязан при перезаключении контракта по требованию предприятия пересмотреть цены на заказанную продукцию по представленным предприятием расчетам с обеспечением рентабельности производства в новых условиях и сохранением за работниками указанных линий, цехов и производств достигнутого уровня оплаты труда.

4. В случае несоблюдения предусмотренных настоящим Законом сроков доведения до предприятий оборонной промышленности исходных данных по конверсии убытки, причиненные этим предприятиям, включая:

расходы на конверсию и содержание мобилизационных мощностей, на социальные мероприятия, на возмещение увеличения стоимости продукции в результате сокращения производства вооружения и военной техники,

суммы, уплаченные по санкциям поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий,

и иные убытки, связанные с неоплатой заделов незавершенной продукции, со списанием инструмента, оснастки, приборов и оборудования, которые не могут быть использованы для производства гражданской продукции, -

компенсируются Правительством Российской Федерации из средств республиканского бюджета Российской Федерации, если иное не предусмотрено в долгосрочных контрактах предприятия с заказчиком.

5. Конверсируемым предприятиям, выпускающим в соответствии с конверсионными программами оборудование и технику для нужд агропромышленного комплекса, предусматривается компенсация части накладных расходов, обеспечивающая уровень цен на них не выше мирового.

РАЗДЕЛ 4

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

В УСЛОВИЯХ КОНВЕРСИИ

Статья 9. Виды внешнеэкономической деятельности

1. Конверсируемые предприятия имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом предприятия имеют право на:

экспорт сырья, материалов, оборудования, высвобождающихся в ходе конверсии, - при условии невозможности их использования для производства гражданской продукции, с учетом требований, содержащихся в статье 10 настоящего Закона;

импорт новой техники и технологий, а также комплектующих изделий для производства гражданской продукции;

передачу (обмен и продажу) в установленном порядке технологий, лицензий, ноу-хау, научно-технической информации, которые до начала осуществления конверсии использовались в создании вооружения и военной техники;

участие в конференциях, симпозиумах, выставках и ярмарках с демонстрацией новых материалов, оборудования, приборов, рекламных описаний технологий, которые ранее использовались для производства вооружения и военной техники;

разработку, производство и реализацию вооружения и военной техники по лицензиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

участие в кооперации с иностранными фирмами по разработке, производству и реализации продукции военного назначения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, предусматривающими защиту военно-технических интересов Российской Федерации.

2. Деятельность предприятий с иностранными инвестициями регулируется Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" и другими законодательными актами Российской Федерации.

Статья 10. Защита военно-экономического и научно-

технического потенциала Российской Федерации

1. Для предотвращения нанесения ущерба военно-экономическому и научно-техническому потенциалу Российской Федерации при осуществлении конверсируемыми предприятиями внешнеэкономической деятельности, а также для нераспространения оружия массового поражения указанные предприятия должны строго руководствоваться ограничениями, установленными на экспорт (передачу, обмен) продукции и технологий, которые имеют гражданское назначение, но могут быть использованы для создания оружия массового поражения. Ограничения на экспорт (передачу, обмен) указанных видов продукции и технологий устанавливаются Верховным Советом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

2. Во внешнеэкономической деятельности конверсируемые предприятия руководствуются следующими положениями:

экспорт стратегических видов сырья, материалов, оборудования осуществляется по лицензиям, выдаваемым в каждом конкретном случае в соответствии с законодательством Российской Федерации;

передача технологий, лицензий, ноу-хау и научно-технической информации для организации производства продукции гражданского назначения и (или) их использования в торговых и научно-технических связях с иностранными фирмами осуществляется при условии обеспечения защиты военно-экономических интересов Российской Федерации;

продажа другим государствам вооружения и военной техники, специальных систем, комплексов, функциональных блоков, узлов, входящих в состав вооружения и военной техники, а также технологий их производства осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

[ТРТ: 05.01.96 юрист НЦПИ - Бородкина Е.А.]

[ТРТ: 16.02.96 юрист НЦПИ - Артемьева Л.В.]

[ТРТ: 21.04.98 юрист НЦПИ - Жарова    М.К.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕДОМОСТИ СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РФ И ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РФ № 18 от 07.05.1992
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.090.000 Право собственности и другие вещные права (см. также 030.150.080), 030.090.010 Общие положения, 030.090.070 Приватизация государственного и муниципального имущества (см. также 050.020.060, 050.060.020), 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.070.000 Пособия. Компенсационные выплаты (см. также 200.160.030), 070.070.020 Компенсационные и иные социальные выплаты, 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.030 Расходы федерального бюджета (см. также 150.070.020), 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.010.000 Промышленность, 090.010.140 Оборонная промышленность, 100.000.000 Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело, 100.140.000 Государственные меры по защите национальной экономики, 100.140.010 Ограничения импорта, 100.140.020 Поддержка экспорта, 200.000.000 Международные отношения. Международное право

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПУНКТА
№1918352506 от 17 сентября 1993
О СОГЛАШЕНИИ
№-1500042915 от 10 сентября 1993

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать