Основная информация
Дата опубликования: | 15 октября 2020г. |
Номер документа: | RU30000202000972 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Москва |
Принявший орган: | Правительство Астраханской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 15.10.2020 480-П
О ПОРЯДКЕ ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ (ЛИКВИДНОСТИ) БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ, ПОРУЧИТЕЛЬСТВА, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ВОЗВРАТУ БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА, УПЛАТЕ ПРОЦЕНТНЫХ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДОГОВОРОМ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА ИЗ БЮДЖЕТА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.06.2021 № 270-П)
В соответствии со статьей 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Порядок оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных договором о предоставлении бюджетного кредита из бюджета Астраханской области.
2. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Губернатора Астраханской области
А.В. Шарыкин
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Астраханской области
от 15.10.2020 № 480-П
ПОРЯДОК
ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ (ЛИКВИДНОСТИ) БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ, ПОРУЧИТЕЛЬСТВА, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ВОЗВРАТУ БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА, УПЛАТЕ ПРОЦЕНТНЫХ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДОГОВОРОМ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА ИЗ БЮДЖЕТА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных договором о предоставлении бюджетного кредита из бюджета Астраханской области (далее – Порядок), разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет процедуру проведения оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств перед Астраханской областью по предоставленным муниципальным образованиям Астраханской области бюджетным кредитам, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных договором о предоставлении бюджетного кредита из бюджета Астраханской области.
1.2. Оценка надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных договором о предоставлении бюджетного кредита из бюджета Астраханской области, осуществляется министерством финансов Астраханской области (далее - министерство).
1.3. Надежность (ликвидность) банковской гарантии и поручительства определяется финансовой устойчивостью банка или иной кредитной организации (далее – гарант) и поручителя – юридического лица (далее – поручитель).
1.4. Под надежностью (ликвидностью) банковской гарантии и поручительства в целях настоящего Порядка понимается способность гаранта и поручителя своевременно и в полном объеме исполнить обязательства муниципального образования Астраханской области (далее – заемщик) по исполнению обязательств перед Астраханской областью по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных договором о предоставлении бюджетного кредита.
2. Оценка надежности (ликвидности) банковской гарантии
2.1. В целях оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии министерство проводит анализ на соответствие гаранта следующим требованиям:
- гарант не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении него не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
- деятельность гаранта не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- у гаранта отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и иных обязательных платежей подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- у гаранта отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Астраханской областью;
- наличие у гаранта лицензии Центрального банка Российской Федерации (Банк России) на осуществление банковских операций;
- гарант участвует в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации»;
- в отношении гаранта Банком России не применены меры воздействия за нарушение обязательных нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
- стоимость чистых активов гаранта превышает трехкратную сумму предоставляемой банковской гарантии;
- наличие у гаранта кредитного рейтинга не ниже уровня «A-(RU)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) или кредитного рейтинга не ниже уровня «ruA-» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество «Рейтинговое Агентство «Эксперт РА».
2.2. Заемщик для проведения оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии представляет в министерство следующие документы, полученные от гаранта:
- проект банковской гарантии с сопроводительным письмом гаранта о согласии выступить соответственно гарантом по обязательствам заемщика перед Астраханской областью (далее – письмо);
- заверенные руководителем гаранта копии учредительных документов гаранта, свидетельства о государственной регистрации с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в них;
- заверенные руководителем гаранта копии документов, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа гаранта или иного уполномоченного лица на совершение сделок от имени гаранта (решение об избрании, приказ о назначении, приказ о вступлении в должность, копия контракта, доверенность), а также заверенные образцы подписей и оттиска печати (при наличии) гаранта;
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.06.2021 № 270-П)
- заверенную руководителем гаранта копию документа, подтверждающего согласие (одобрение) уполномоченного органа управления гаранта на совершение сделки по предоставлению банковской гарантии (в обеспечение исполнения обязательств заемщика);
- копию лицензии Банка России на осуществление банковских операций;
- отчет о финансовых результатах за отчетный финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенный гарантом;
- копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности гаранта за год, предшествующий году обращения;
- расчет чистых активов гаранта, подписанный руководителем и заверенный печатью (при наличии) гаранта.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.06.2021 № 270-П)
Документы, указанные в настоящем пункте, регистрируются министерством в день их поступления.
2.3. Министерство в день поступления документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, направляет межведомственный запрос в Федеральную налоговую службу (ФНС России) о факте внесения записи о гаранте в Единый государственный реестр юридических лиц, а также подтверждение сведений о том, что гарант находится (не находится) в процессе реорганизации или ликвидации, что в отношении гаранта возбуждено (не возбуждено) производство по делу о несостоятельности (банкротстве), что у гаранта отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Заемщик вправе представить сведения, указанные в абзаце первом настоящего, пункта по собственной инициативе.
2.4. Финансовое состояние гаранта определяется с использованием следующих показателей:
- отсутствие убытков за последний финансовый год и за истекший период текущего года;
- высокое качество активов гаранта (активы I и II категорий качества должны составлять не менее 50% общего объема активов);
- соответствие гаранта обязательным нормативам, установленным Банком России;
- величина чистых активов гаранта, которая не должна быть меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого бюджетного кредита.
2.5. Основанием для принятия решения о признании банковской гарантии, не имеющей высокой степени надежности (ликвидности), является:
- представление неполного пакета документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка;
- несоответствие гаранта требованиям, установленным пунктом 2.1 настоящего Порядка.
При несоответствии представленных документов перечню документов, указанному в пункте 2.2 настоящего Порядка, министерство не позднее 5 рабочих дней с даты регистрации документов возвращает их заемщику с указанием причин возврата.
В случае устранения основания для отказа, указанного в абзаце втором настоящего пункта, заемщик вправе повторно обратиться в министерство за проведением оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии.
При соответствии представленных документов перечню документов, указанному в пункте 2.2 настоящего Порядка, министерство рассматривает их в течение 15 рабочих дней с даты регистрации документов на предмет соответствия гаранта требованиям, установленным пунктом 2.1 настоящего Порядка, и определения его финансового состояния с учетом показателей, указанных в пункте 2.4 настоящего Порядка.
По результатам проведения оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии министерство принимает решение о признании банковской гарантии имеющей высокую степень надежности (ликвидности) или о признании банковской гарантии не имеющей высокой степени надежности (ликвидности) в форме заключения, о чем письменно уведомляет заемщика в течение 5 рабочих дней со дня подписания заключения.
3. Оценка надежности (ликвидности) поручительства
3.1. В целях оценки надежности (ликвидности) поручительства министерство проводит анализ на соответствие поручителя следующим требованиям:
- поручитель не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении него не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
- деятельность поручителя не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- у поручителя отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- у поручителя отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Астраханской областью.
3.2. Заемщик для проведения оценки надежности (ликвидности) поручительства представляет в министерство следующие документы, полученные от поручителя:
- письмо поручителя о согласии выступить поручителем по обязательствам заемщика перед Астраханской областью с приложением проекта договора поручительства;
- заверенные поручителем копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в них;
- документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа поручителя, иного уполномоченного лица на совершение сделок от имени поручителя и главного бухгалтера поручителя (решение об избрании, приказ о назначении, приказ о вступлении в должность, копия контракта, доверенность), заверенные поручителем, а также заверенные образцы подписей указанных лиц и оттиска печати (при наличии) поручителя;
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.06.2021 № 270-П)
- заверенную поручителем копию документа, подтверждающего согласие (одобрение) уполномоченного органа управления поручителя на совершение сделки по предоставлению поручительства в обеспечение исполнения обязательств получателя;
- заверенную поручителем копию лицензии на осуществление поручителем хозяйственной деятельности (в случае если законодательством Российской Федерации установлено, что деятельность поручителя осуществляется на основании лицензии);
- справки, предоставленные банками, о наличии средств на расчетных счетах поручителя и сумме к картотеке к ним;
- бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах за отчетный финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные поручителем, с пояснительными записками к ним, с отметкой налогового органа об их принятии и с приложением расшифровок статей баланса об основных средствах, о незавершенном строительстве, доходных вложениях в материальные ценности, долгосрочных финансовых вложениях, краткосрочных финансовых вложениях, дебиторской задолженности, долгосрочных обязательствах, краткосрочных кредитах и займах, кредиторской задолженности (по каждому виду задолженности);
- копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности поручителя за год, предшествующий году обращения, с письмом в соответствии с абзацем вторым пункта 3.2 настоящего Порядка (для юридических лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны проходить ежегодную аудиторскую проверку);
- расчет чистых активов поручителя (при наличии), подписанный руководителем и заверенный печатью (при наличии) поручителя.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.06.2021 № 270-П)
Документы, указанные в настоящем пункте, регистрируются министерством в день их поступления.
3.3. Министерство в день поступления документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, направляет межведомственный запрос в ФНС России о факте внесения записи о поручителе в Единый государственный реестр юридических лиц, а также подтверждение сведений о том, что поручитель находится (не находится) в процессе реорганизации или ликвидации, что в отношении поручителя возбуждено (не возбуждено) производство по делу о несостоятельности (банкротстве), что у поручителя отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Заемщик вправе представить сведения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, по собственной инициативе.
3.4. Основанием для принятия решения о признании поручительства не имеющим высокой степени надежности (ликвидности) является:
- представление неполного пакета документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка;
- несоответствие поручителя требованиям, установленным пунктом 3.1 настоящего Порядка.
В случае несоответствия представленных документов перечню документов, указанному в пункте 3.2 настоящего Порядка, министерство не позднее 5 рабочих дней с даты регистрации документов возвращает их заемщику с указанием причин возврата.
В случае устранения основания для отказа, указанного в абзаце втором настоящего пункта, заемщик вправе повторно обратиться в министерство за проведением оценки надежности (ликвидности) поручительства.
3.5. В случае соответствия представленных документов перечню документов, указанному в пункте 3.2 настоящего Порядка, министерство рассматривает их в течение 15 рабочих дней с даты регистрации документов на предмет соответствия поручителя требованиям, предусмотренным пунктом 3.1 настоящего Порядка, и осуществляет анализ финансового состояния поручителя в соответствии с методикой оценки финансового состояния поручителя согласно приложению к настоящему Порядку.
По результатам рассмотрения документов министерство принимает решение о признании поручительства имеющим высокую степень надежности (ликвидности) или о признании поручительства не имеющим высокой степени надежности (ликвидности) в форме заключения, о чем письменно уведомляет заемщика в течение 5 рабочих дней со дня подписания заключения.
Приложение
к Порядку
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПОРУЧИТЕЛЯ
1. Оценка финансового состояния поручителя
1.1. Для оценки финансового состояния поручителя используются три группы базовых финансовых индикаторов:
- коэффициенты ликвидности;
- коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
- показатель рентабельности.
1.2. Расчет осуществляется на основе следующих документов, представляемых в министерство финансов Астраханской области:
- формы № 1 (бухгалтерский баланс), формы № 2 (отчет о финансовых результатах) за предыдущий год и за истекший период текущего года с отметкой налогового органа, подписанных руководителем предприятия;
- расшифровки среднесписочной численности и фонда оплаты труда;
- состава основных фондов с указанием балансовой стоимости и износа;
- расшифровки дебиторской и кредиторской задолженностей;
- справки о наличии (отсутствии) непогашенных кредитов с приложением копий соответствующих договоров.
2. Коэффициенты ликвидности
2.1. Группа коэффициентов ликвидности содержит три показателя:
- коэффициент абсолютной ликвидности;
- коэффициент быстрой ликвидности;
- коэффициент текущей ликвидности.
2.2. Коэффициент абсолютной ликвидности К1 рассчитывается по следующей формуле:
К1=
денежные средства (1250)+ краткосрочные финансовые вложения (1240),
текущие обязательства (1500-1530-1540)
где:
- денежные средства - денежные средства и денежные эквиваленты (строка 1250 баланса);
- краткосрочные финансовые вложения - сумма финансовых вложений (акции, векселя, облигации, предоставленные займы и т.д.), за исключением денежных эквивалентов, сформировавшаяся по состоянию на конец отчетного периода. К таковым относят те из них, срок обращения (погашения) которых не превышает 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он больше 12 месяцев (строка 1240 баланса);
- текущие обязательства – краткосрочные финансовые обязательства организации со сроком погашения менее 12 месяцев после отчетной даты. Значение находится как разность итога раздела V баланса (строка 1500 баланса), доходов будущих периодов (строка 1530 баланса) и оценочных обязательств (строка 1540 баланса).
2.3. Коэффициент быстрой ликвидности К2 характеризует способность оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить существующие финансовые обязательства. Показатель определяется по следующей формуле:
К2 =
дебиторская
+
краткосрочные финансовые
+
денежные
задолженность (1230)
вложения (1240)
средства (1250),
текущие обязательства (1500-1530-1540)
где:
- дебиторская задолженность - дебиторская задолженность, погашение которой ожидается в течение года (строка баланса 1230);
- краткосрочные финансовые вложения - сумма финансовых вложений (акции, векселя, облигации, предоставленные займы и т.д.), за исключением денежных эквивалентов, сформировавшаяся по состоянию на конец отчетного периода. К таковым относят те из них, срок обращения (погашения) которых не превышает 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он больше 12 месяцев (строка 1240 баланса);
- денежные средства - денежные средства и денежные эквиваленты (строка 1250 баланса);
- текущие обязательства – краткосрочные финансовые обязательства организации со сроком погашения менее 12 месяцев после отчетной даты. Значение находится как разность итога раздела V баланса (строка 1500 баланса), доходов будущих периодов (строка 1530 баланса) и оценочных обязательств (строка 1540 баланса).
2.4. Коэффициент текущей ликвидности К3 вычисляется по следующей формуле:
К3=
оборотные активы (1200) ,
краткосрочные обязательства (1500-1530)
где:
- оборотные активы - оборотные активы (строка 1200 баланса);
- краткосрочные обязательства - краткосрочные финансовые обязательства организации со сроком погашения менее 12 месяцев после отчетной даты. Значение находится как разность итога раздела V баланса (строка 1500 баланса) и доходов будущих периодов (строка 1530 баланса).
3. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств К4 определяется по следующей формуле:
К4=
собственный капитал (1300) ,
заемный капитал (1500+1400-1530)
где:
- собственный капитал - собственный капитал и резервы (строка 1300 баланса);
- заемный капитал - финансовые обязательства. Значение находится как сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств (строки 1500 и 1400 баланса) без учета доходов будущих периодов (строка 1530 баланса).
4. Показатель рентабельности
4.1. Порядок расчета показателя рентабельности К5 устанавливается раздельно для поручителей, являющихся торговыми предприятиями и предприятиями иных отраслей.
4.2. Для поручителей, являющихся торговыми предприятиями, показатель рентабельности определяется по следующей формуле:
К5 =
прибыль (убыток) от продаж (2200),
валовая прибыль (убыток) (2100)
где:
- прибыль (убыток) от продаж – прибыль (убыток) от реализации продукции (строка 2200 отчета о финансовых результатах);
- валовая прибыль (убыток) – валовая прибыль (убыток) (строка 2100 отчета о финансовых результатах).
4.3. Для поручителей, являющихся предприятиями иных отраслей, показатель рентабельности определяется по следующей формуле:
К5 =
прибыль (убыток) от продаж (2200),
выручка (2110)
где:
- прибыль (убыток) от продаж – прибыль (убыток) от реализации продукции (строка 2200 отчета о финансовых результатах);
- выручка – выручка (строка 2110 отчета о финансовых результатах).
5. Построение оценки финансового состояния
5.1. Для каждого базового индикатора устанавливаются наилучшее и наихудшее пороговые значения.
5.2. На основе полученного значения и пороговых значений для каждого показателя определяется одна из трех категорий. Пороговые значения показателей и правило выбора категории в зависимости от фактических значений показателей приведены в таблице 1.
Таблица 1
ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ВЫБОР КАТЕГОРИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФАКТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Коэффициенты
1 категория (хорошее значение показателя)
2 категория (удовлетворительное значение показателя)
3 категория (неудовлетворительное значение показателя)
К1
более 0,2
0,1 - 0,2
менее 0,1
К2
более 0,8
0,5 - 0,8
менее 0,5
К3
более 2,0
1,0 - 2,0
менее 1,0
К4
предприятия торговли
более 0,6
0,4 - 0,6
менее 0,4
предприятия других отраслей
более 1,0
0,7 - 1,0
менее 0,7
К5
более 0,15
0,0 - 0,15
менее 0,0 (нерентабельно)
5.3. Значение сводной оценки (S) определяется по следующей формуле:
S = Вес1 x Категория1 + Вес 2 x Категория 2 + Вес 3 x Категория 3 + Вес 4 x Категория 4 + Вес 5 x Категория 5,
где:
Вес i - вес показателя Кi в сводной оценке, i = 1, 2, 3, 4 или 5.
Значения веса показателей представлены в таблице 2.
Категория i - категория, к которой относится значение показателя Кi.
Категория i = 1, 2 или 3.
Таблица 2
ВЕС ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ РАСЧЕТЕ СВОДНОЙ ОЦЕНКИ
Показатель
Вес показателя
Коэффициент абсолютной ликвидности К1
0,11
Коэффициент быстрой ликвидности К2
0,05
Коэффициент текущей ликвидности К3
0,42
Соотношение собственных и заемных средств К4
0,21
Коэффициент рентабельности К5
0,21
5.4. На основании значения сводной оценки финансовое состояние поручителя:
- является хорошим, если значение сводной оценки не превышает 1,05;
- является удовлетворительным, если значение сводной оценки больше 1,05, но не превышает 2,4;
- является неудовлетворительным, если значение сводной оценки превышает 2,4.
Величина чистых активов поручителя не должна быть меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого бюджетного кредита.
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 15.10.2020 480-П
О ПОРЯДКЕ ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ (ЛИКВИДНОСТИ) БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ, ПОРУЧИТЕЛЬСТВА, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ВОЗВРАТУ БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА, УПЛАТЕ ПРОЦЕНТНЫХ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДОГОВОРОМ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА ИЗ БЮДЖЕТА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.06.2021 № 270-П)
В соответствии со статьей 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Порядок оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных договором о предоставлении бюджетного кредита из бюджета Астраханской области.
2. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Губернатора Астраханской области
А.В. Шарыкин
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Астраханской области
от 15.10.2020 № 480-П
ПОРЯДОК
ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ (ЛИКВИДНОСТИ) БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ, ПОРУЧИТЕЛЬСТВА, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ВОЗВРАТУ БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА, УПЛАТЕ ПРОЦЕНТНЫХ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДОГОВОРОМ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА ИЗ БЮДЖЕТА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных договором о предоставлении бюджетного кредита из бюджета Астраханской области (далее – Порядок), разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет процедуру проведения оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств перед Астраханской областью по предоставленным муниципальным образованиям Астраханской области бюджетным кредитам, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных договором о предоставлении бюджетного кредита из бюджета Астраханской области.
1.2. Оценка надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных договором о предоставлении бюджетного кредита из бюджета Астраханской области, осуществляется министерством финансов Астраханской области (далее - министерство).
1.3. Надежность (ликвидность) банковской гарантии и поручительства определяется финансовой устойчивостью банка или иной кредитной организации (далее – гарант) и поручителя – юридического лица (далее – поручитель).
1.4. Под надежностью (ликвидностью) банковской гарантии и поручительства в целях настоящего Порядка понимается способность гаранта и поручителя своевременно и в полном объеме исполнить обязательства муниципального образования Астраханской области (далее – заемщик) по исполнению обязательств перед Астраханской областью по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных договором о предоставлении бюджетного кредита.
2. Оценка надежности (ликвидности) банковской гарантии
2.1. В целях оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии министерство проводит анализ на соответствие гаранта следующим требованиям:
- гарант не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении него не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
- деятельность гаранта не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- у гаранта отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и иных обязательных платежей подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- у гаранта отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Астраханской областью;
- наличие у гаранта лицензии Центрального банка Российской Федерации (Банк России) на осуществление банковских операций;
- гарант участвует в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации»;
- в отношении гаранта Банком России не применены меры воздействия за нарушение обязательных нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
- стоимость чистых активов гаранта превышает трехкратную сумму предоставляемой банковской гарантии;
- наличие у гаранта кредитного рейтинга не ниже уровня «A-(RU)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) или кредитного рейтинга не ниже уровня «ruA-» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество «Рейтинговое Агентство «Эксперт РА».
2.2. Заемщик для проведения оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии представляет в министерство следующие документы, полученные от гаранта:
- проект банковской гарантии с сопроводительным письмом гаранта о согласии выступить соответственно гарантом по обязательствам заемщика перед Астраханской областью (далее – письмо);
- заверенные руководителем гаранта копии учредительных документов гаранта, свидетельства о государственной регистрации с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в них;
- заверенные руководителем гаранта копии документов, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа гаранта или иного уполномоченного лица на совершение сделок от имени гаранта (решение об избрании, приказ о назначении, приказ о вступлении в должность, копия контракта, доверенность), а также заверенные образцы подписей и оттиска печати (при наличии) гаранта;
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.06.2021 № 270-П)
- заверенную руководителем гаранта копию документа, подтверждающего согласие (одобрение) уполномоченного органа управления гаранта на совершение сделки по предоставлению банковской гарантии (в обеспечение исполнения обязательств заемщика);
- копию лицензии Банка России на осуществление банковских операций;
- отчет о финансовых результатах за отчетный финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенный гарантом;
- копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности гаранта за год, предшествующий году обращения;
- расчет чистых активов гаранта, подписанный руководителем и заверенный печатью (при наличии) гаранта.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.06.2021 № 270-П)
Документы, указанные в настоящем пункте, регистрируются министерством в день их поступления.
2.3. Министерство в день поступления документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, направляет межведомственный запрос в Федеральную налоговую службу (ФНС России) о факте внесения записи о гаранте в Единый государственный реестр юридических лиц, а также подтверждение сведений о том, что гарант находится (не находится) в процессе реорганизации или ликвидации, что в отношении гаранта возбуждено (не возбуждено) производство по делу о несостоятельности (банкротстве), что у гаранта отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Заемщик вправе представить сведения, указанные в абзаце первом настоящего, пункта по собственной инициативе.
2.4. Финансовое состояние гаранта определяется с использованием следующих показателей:
- отсутствие убытков за последний финансовый год и за истекший период текущего года;
- высокое качество активов гаранта (активы I и II категорий качества должны составлять не менее 50% общего объема активов);
- соответствие гаранта обязательным нормативам, установленным Банком России;
- величина чистых активов гаранта, которая не должна быть меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого бюджетного кредита.
2.5. Основанием для принятия решения о признании банковской гарантии, не имеющей высокой степени надежности (ликвидности), является:
- представление неполного пакета документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка;
- несоответствие гаранта требованиям, установленным пунктом 2.1 настоящего Порядка.
При несоответствии представленных документов перечню документов, указанному в пункте 2.2 настоящего Порядка, министерство не позднее 5 рабочих дней с даты регистрации документов возвращает их заемщику с указанием причин возврата.
В случае устранения основания для отказа, указанного в абзаце втором настоящего пункта, заемщик вправе повторно обратиться в министерство за проведением оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии.
При соответствии представленных документов перечню документов, указанному в пункте 2.2 настоящего Порядка, министерство рассматривает их в течение 15 рабочих дней с даты регистрации документов на предмет соответствия гаранта требованиям, установленным пунктом 2.1 настоящего Порядка, и определения его финансового состояния с учетом показателей, указанных в пункте 2.4 настоящего Порядка.
По результатам проведения оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии министерство принимает решение о признании банковской гарантии имеющей высокую степень надежности (ликвидности) или о признании банковской гарантии не имеющей высокой степени надежности (ликвидности) в форме заключения, о чем письменно уведомляет заемщика в течение 5 рабочих дней со дня подписания заключения.
3. Оценка надежности (ликвидности) поручительства
3.1. В целях оценки надежности (ликвидности) поручительства министерство проводит анализ на соответствие поручителя следующим требованиям:
- поручитель не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении него не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
- деятельность поручителя не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- у поручителя отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- у поручителя отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Астраханской областью.
3.2. Заемщик для проведения оценки надежности (ликвидности) поручительства представляет в министерство следующие документы, полученные от поручителя:
- письмо поручителя о согласии выступить поручителем по обязательствам заемщика перед Астраханской областью с приложением проекта договора поручительства;
- заверенные поручителем копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в них;
- документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа поручителя, иного уполномоченного лица на совершение сделок от имени поручителя и главного бухгалтера поручителя (решение об избрании, приказ о назначении, приказ о вступлении в должность, копия контракта, доверенность), заверенные поручителем, а также заверенные образцы подписей указанных лиц и оттиска печати (при наличии) поручителя;
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.06.2021 № 270-П)
- заверенную поручителем копию документа, подтверждающего согласие (одобрение) уполномоченного органа управления поручителя на совершение сделки по предоставлению поручительства в обеспечение исполнения обязательств получателя;
- заверенную поручителем копию лицензии на осуществление поручителем хозяйственной деятельности (в случае если законодательством Российской Федерации установлено, что деятельность поручителя осуществляется на основании лицензии);
- справки, предоставленные банками, о наличии средств на расчетных счетах поручителя и сумме к картотеке к ним;
- бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах за отчетный финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные поручителем, с пояснительными записками к ним, с отметкой налогового органа об их принятии и с приложением расшифровок статей баланса об основных средствах, о незавершенном строительстве, доходных вложениях в материальные ценности, долгосрочных финансовых вложениях, краткосрочных финансовых вложениях, дебиторской задолженности, долгосрочных обязательствах, краткосрочных кредитах и займах, кредиторской задолженности (по каждому виду задолженности);
- копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности поручителя за год, предшествующий году обращения, с письмом в соответствии с абзацем вторым пункта 3.2 настоящего Порядка (для юридических лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны проходить ежегодную аудиторскую проверку);
- расчет чистых активов поручителя (при наличии), подписанный руководителем и заверенный печатью (при наличии) поручителя.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.06.2021 № 270-П)
Документы, указанные в настоящем пункте, регистрируются министерством в день их поступления.
3.3. Министерство в день поступления документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, направляет межведомственный запрос в ФНС России о факте внесения записи о поручителе в Единый государственный реестр юридических лиц, а также подтверждение сведений о том, что поручитель находится (не находится) в процессе реорганизации или ликвидации, что в отношении поручителя возбуждено (не возбуждено) производство по делу о несостоятельности (банкротстве), что у поручителя отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Заемщик вправе представить сведения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, по собственной инициативе.
3.4. Основанием для принятия решения о признании поручительства не имеющим высокой степени надежности (ликвидности) является:
- представление неполного пакета документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка;
- несоответствие поручителя требованиям, установленным пунктом 3.1 настоящего Порядка.
В случае несоответствия представленных документов перечню документов, указанному в пункте 3.2 настоящего Порядка, министерство не позднее 5 рабочих дней с даты регистрации документов возвращает их заемщику с указанием причин возврата.
В случае устранения основания для отказа, указанного в абзаце втором настоящего пункта, заемщик вправе повторно обратиться в министерство за проведением оценки надежности (ликвидности) поручительства.
3.5. В случае соответствия представленных документов перечню документов, указанному в пункте 3.2 настоящего Порядка, министерство рассматривает их в течение 15 рабочих дней с даты регистрации документов на предмет соответствия поручителя требованиям, предусмотренным пунктом 3.1 настоящего Порядка, и осуществляет анализ финансового состояния поручителя в соответствии с методикой оценки финансового состояния поручителя согласно приложению к настоящему Порядку.
По результатам рассмотрения документов министерство принимает решение о признании поручительства имеющим высокую степень надежности (ликвидности) или о признании поручительства не имеющим высокой степени надежности (ликвидности) в форме заключения, о чем письменно уведомляет заемщика в течение 5 рабочих дней со дня подписания заключения.
Приложение
к Порядку
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПОРУЧИТЕЛЯ
1. Оценка финансового состояния поручителя
1.1. Для оценки финансового состояния поручителя используются три группы базовых финансовых индикаторов:
- коэффициенты ликвидности;
- коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
- показатель рентабельности.
1.2. Расчет осуществляется на основе следующих документов, представляемых в министерство финансов Астраханской области:
- формы № 1 (бухгалтерский баланс), формы № 2 (отчет о финансовых результатах) за предыдущий год и за истекший период текущего года с отметкой налогового органа, подписанных руководителем предприятия;
- расшифровки среднесписочной численности и фонда оплаты труда;
- состава основных фондов с указанием балансовой стоимости и износа;
- расшифровки дебиторской и кредиторской задолженностей;
- справки о наличии (отсутствии) непогашенных кредитов с приложением копий соответствующих договоров.
2. Коэффициенты ликвидности
2.1. Группа коэффициентов ликвидности содержит три показателя:
- коэффициент абсолютной ликвидности;
- коэффициент быстрой ликвидности;
- коэффициент текущей ликвидности.
2.2. Коэффициент абсолютной ликвидности К1 рассчитывается по следующей формуле:
К1=
денежные средства (1250)+ краткосрочные финансовые вложения (1240),
текущие обязательства (1500-1530-1540)
где:
- денежные средства - денежные средства и денежные эквиваленты (строка 1250 баланса);
- краткосрочные финансовые вложения - сумма финансовых вложений (акции, векселя, облигации, предоставленные займы и т.д.), за исключением денежных эквивалентов, сформировавшаяся по состоянию на конец отчетного периода. К таковым относят те из них, срок обращения (погашения) которых не превышает 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он больше 12 месяцев (строка 1240 баланса);
- текущие обязательства – краткосрочные финансовые обязательства организации со сроком погашения менее 12 месяцев после отчетной даты. Значение находится как разность итога раздела V баланса (строка 1500 баланса), доходов будущих периодов (строка 1530 баланса) и оценочных обязательств (строка 1540 баланса).
2.3. Коэффициент быстрой ликвидности К2 характеризует способность оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить существующие финансовые обязательства. Показатель определяется по следующей формуле:
К2 =
дебиторская
+
краткосрочные финансовые
+
денежные
задолженность (1230)
вложения (1240)
средства (1250),
текущие обязательства (1500-1530-1540)
где:
- дебиторская задолженность - дебиторская задолженность, погашение которой ожидается в течение года (строка баланса 1230);
- краткосрочные финансовые вложения - сумма финансовых вложений (акции, векселя, облигации, предоставленные займы и т.д.), за исключением денежных эквивалентов, сформировавшаяся по состоянию на конец отчетного периода. К таковым относят те из них, срок обращения (погашения) которых не превышает 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он больше 12 месяцев (строка 1240 баланса);
- денежные средства - денежные средства и денежные эквиваленты (строка 1250 баланса);
- текущие обязательства – краткосрочные финансовые обязательства организации со сроком погашения менее 12 месяцев после отчетной даты. Значение находится как разность итога раздела V баланса (строка 1500 баланса), доходов будущих периодов (строка 1530 баланса) и оценочных обязательств (строка 1540 баланса).
2.4. Коэффициент текущей ликвидности К3 вычисляется по следующей формуле:
К3=
оборотные активы (1200) ,
краткосрочные обязательства (1500-1530)
где:
- оборотные активы - оборотные активы (строка 1200 баланса);
- краткосрочные обязательства - краткосрочные финансовые обязательства организации со сроком погашения менее 12 месяцев после отчетной даты. Значение находится как разность итога раздела V баланса (строка 1500 баланса) и доходов будущих периодов (строка 1530 баланса).
3. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств К4 определяется по следующей формуле:
К4=
собственный капитал (1300) ,
заемный капитал (1500+1400-1530)
где:
- собственный капитал - собственный капитал и резервы (строка 1300 баланса);
- заемный капитал - финансовые обязательства. Значение находится как сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств (строки 1500 и 1400 баланса) без учета доходов будущих периодов (строка 1530 баланса).
4. Показатель рентабельности
4.1. Порядок расчета показателя рентабельности К5 устанавливается раздельно для поручителей, являющихся торговыми предприятиями и предприятиями иных отраслей.
4.2. Для поручителей, являющихся торговыми предприятиями, показатель рентабельности определяется по следующей формуле:
К5 =
прибыль (убыток) от продаж (2200),
валовая прибыль (убыток) (2100)
где:
- прибыль (убыток) от продаж – прибыль (убыток) от реализации продукции (строка 2200 отчета о финансовых результатах);
- валовая прибыль (убыток) – валовая прибыль (убыток) (строка 2100 отчета о финансовых результатах).
4.3. Для поручителей, являющихся предприятиями иных отраслей, показатель рентабельности определяется по следующей формуле:
К5 =
прибыль (убыток) от продаж (2200),
выручка (2110)
где:
- прибыль (убыток) от продаж – прибыль (убыток) от реализации продукции (строка 2200 отчета о финансовых результатах);
- выручка – выручка (строка 2110 отчета о финансовых результатах).
5. Построение оценки финансового состояния
5.1. Для каждого базового индикатора устанавливаются наилучшее и наихудшее пороговые значения.
5.2. На основе полученного значения и пороговых значений для каждого показателя определяется одна из трех категорий. Пороговые значения показателей и правило выбора категории в зависимости от фактических значений показателей приведены в таблице 1.
Таблица 1
ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ВЫБОР КАТЕГОРИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФАКТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Коэффициенты
1 категория (хорошее значение показателя)
2 категория (удовлетворительное значение показателя)
3 категория (неудовлетворительное значение показателя)
К1
более 0,2
0,1 - 0,2
менее 0,1
К2
более 0,8
0,5 - 0,8
менее 0,5
К3
более 2,0
1,0 - 2,0
менее 1,0
К4
предприятия торговли
более 0,6
0,4 - 0,6
менее 0,4
предприятия других отраслей
более 1,0
0,7 - 1,0
менее 0,7
К5
более 0,15
0,0 - 0,15
менее 0,0 (нерентабельно)
5.3. Значение сводной оценки (S) определяется по следующей формуле:
S = Вес1 x Категория1 + Вес 2 x Категория 2 + Вес 3 x Категория 3 + Вес 4 x Категория 4 + Вес 5 x Категория 5,
где:
Вес i - вес показателя Кi в сводной оценке, i = 1, 2, 3, 4 или 5.
Значения веса показателей представлены в таблице 2.
Категория i - категория, к которой относится значение показателя Кi.
Категория i = 1, 2 или 3.
Таблица 2
ВЕС ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ РАСЧЕТЕ СВОДНОЙ ОЦЕНКИ
Показатель
Вес показателя
Коэффициент абсолютной ликвидности К1
0,11
Коэффициент быстрой ликвидности К2
0,05
Коэффициент текущей ликвидности К3
0,42
Соотношение собственных и заемных средств К4
0,21
Коэффициент рентабельности К5
0,21
5.4. На основании значения сводной оценки финансовое состояние поручителя:
- является хорошим, если значение сводной оценки не превышает 1,05;
- является удовлетворительным, если значение сводной оценки больше 1,05, но не превышает 2,4;
- является неудовлетворительным, если значение сводной оценки превышает 2,4.
Величина чистых активов поручителя не должна быть меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого бюджетного кредита.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 27.10.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.000 Сбалансированность бюджетов, 030.120.120 Заем, кредит. Финансирование под уступку денежного требования (факторинг), 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации, 080.060.050 Государственные кредиты |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: