Основная информация

Дата опубликования: 03 августа 2020г.
Номер документа: RU43009205202000028
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Кировская область
Принявший орган: Администрация Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ СРЕДНЕШУНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЯТСКОПОЛЯНСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03.08.2020 №80

дер.Средние Шуни

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СРЕДНЕШУНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЯТСКОПОЛЯНСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2020-2030 ГОДЫ

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Постановление администрации от 25.11.2020 № 104

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», генеральным планом Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области, администрация Среднешунского сельского поселения ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Программу комплексного развития социальной инфраструктуры Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области на 2020-2030 годы. Прилагается.

2. Обнародовать настоящее постановление в установленном законом порядке.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава администрации

Среднешунского поселения

Ф.Г. Ибрагимов

Утверждена

постановлением администрации

Среднешунского сельского поселения

от 03.08.2020 № 80

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СРЕДНЕШУНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЯТСКОПОЛЯНСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2020 – 2030 ГОДЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

(Паспорт в редакции Постановления администрации 25.11.2020 № 104)

Наименование программы

Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области на 2020 – 2030 годы

Основание для разработки программы

Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 № 1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов»;

Устав муниципального образования Среднешунское сельское поселение Вятскополянского района Кировской области;

Генеральный план муниципального образования Среднешунское сельское поселение Вятскополянского района Кировской области, утвержденный решением Среднешунской сельской Думы от 14.12.2020 №2

Наименование заказчика и разработчиков программы, их местонахождение

Администрация Среднешунскогор сельского поселения Вятскополянского района Кировской области.

Юридический адрес: 612954, Кировская область, Вятскополянский район, дер.Средние Шуни, ул. Советская, д.2

Цели и задачи программы

Цели программы:

обеспечение безопасности, качества и эффективности использования населением объектов социальной инфраструктуры поселения;

обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры поселения для населения в соответствии с нормативами градостроительного проектирования;

обеспечение сбалансированного развития социальной инфраструктуры поселения в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры;

достижение расчетного уровня обеспеченности населения поселения услугами в области образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и массового спорта;

обеспечение эффективности функционирования действующей социальной инфраструктуры поселения.

Задачи программы:

анализ социально-экономического развития поселения, наличия и уровня обеспеченности населения поселения услугами объектов социальной инфраструктуры;

прогноз потребностей населения поселения в объектах социальной инфраструктуры до 2030 года;

формирование перечня мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения;

оценка объемов и источников финансирования мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения;

оценка эффективности реализации мероприятий и соответствия нормативам градостроительного проектирования;

предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры поселения;

предложения по повышению доступности среды для маломобильных групп населения поселения.

Целевые показатели (индикаторы) обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры

Развитие социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта: повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма.

Сохранение объектов культуры и активизация культурной деятельности.

Создание условий для безопасного проживания населения на территории поселения.

Содействие в привлечении молодых специалистов в поселение (врачей, учителей, работников культуры, муниципальных служащих).

5. Содействие в обеспечении социальной поддержки слабозащищенным слоям населения.

Укрупненное описание запланированных мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры

Создание правовых, организационных условий для перехода к устойчивому социальному развитию поселения, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления;

Развитие социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;

Реконструкция объектов социальной инфраструктуры;

Создание условий для безопасного проживания населения на территории поселения;

Содействие в привлечении молодых специалистов в поселение (врачей, учителей, работников культуры, муниципальных служащих)

Содействие в обеспечении социальной поддержки слабозащищенным слоям населения.

Срок и этапы реализации программы

2020 – 2030 годы в 2 этапа:

1 этап – 2020-2024 г.;

2 этап – 2025-2030 г.

Объемы и источники финансирования программы

Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счёт: Федерального бюджета, областного бюджета, бюджета Вятскополянского района, бюджета Среднешунского сельского поселения.

Объемы финансирования мероприятий, предусмотренные Программой, носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии бюджета и утверждении комплекса мероприятий на соответствующий год. Предложения об объемах финансирования Программы на соответствующий год за счет средств бюджета муниципального образования Среднешунское сельское поселение вносятся вместе с проектом бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Объём финансирования Программы составляет 6970000 рублей.

Ожидаемые результаты реализации программы

Повышение комфортности и качества проживания населения;

безопасность, качество и эффективность использования населением объектов социальной инфраструктуры поселения;

территориальная доступность объектов социальной инфраструктуры поселения для населения;

достижение расчетного уровня обеспеченности населения поселения услугами в области образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и массового спорта;

эффективность функционирования действующей социальной инфраструктуры.

2. Характеристика существующего состояния социальной инфраструктуры

2.1. Описание социально-экономического состояния поселения.

В состав Среднешунского сельского поселения входят следующие населенные пункты: деревня Сосмак, деревня Средние Шуни, деревня Нижние Шуни.

Среднешунское сельское поселение находится в западной части Вятскополянского района Кировской области и занимает площадь 90, 52 кв.км. ( в соответствии с координатным описанием границ сельских поселений. Утвержденным Законом Кировской области № 39-ЗО от 22.12.2016). В соответствии с Уставом муниципального образования Среднешунское сельское поселение, площадь поселения составляет 98.25 кв.км. Плотность населения составляет 19 человек на кв.км. Деревня Средние Шуни – центр поселения, удалена от областного центра ( г.Киров) на 357 километров к юго- востоку, от районного центра ( г.Вятские Поляны) на 17 километров к востоку.

Среднешунское сельское поселение граничит:

на севере с Чекашевским, Ершовским, Кулыжским сельскими поселениями Вятскополянского района Кировской области;

на западе и юге с республикой Татарстан;

на востоке с Удмуртской республикой.

В Среднешунском сельском поселении на 01.01.2020 г. проживают 1772 человек.

НАСЕЛЕНИЕ на 01.01.2020

Населенные пункты

название

количество жителей

Количество домохозяйств

дер.Сосмак

402

166

дер.Средние Шуни

859

302

дер. Нижние Шуни

511

238

3 населенных пункта

1772

706

Демографическая ситуация

Общая численность населения поселения на 01.01.2020 составила 1772 человек.

Таблица 1. - Данные о среднегодовом приросте населения и тенденции его изменения.



Наименование

2017 год

2018 год

2019 год

1

Естественный прирос (убыль)

-32

-35

-39

1.1

Рождаемость, чел

5

4

2

1.2

Смертность, чел.

35

39

41

2

Общая численность населения

1860

1800

1772

Демографическая ситуация в поселении с 2015 года начала ухудшаться. В период с 2015года по 2019 год число умерших превышает число родившихся. Баланс населения также ухудшается из-за превышения числа убывших с территории над числом, прибывшим на территорию.

Короткая продолжительность жизни, невысокая рождаемость, объясняется следующими факторами: многократным повышением стоимости самообеспечения (питание, лечение, лекарства, одежда). С развалом экономики в период перестройки, произошел развал социальной инфраструктуры на селе, обанкротилось сельскохозяйственное предприятие, из-за отсутствия рабочих мест на селе трудоспособное население вынуждено работать вахтовым методом, так же резко снизились доходы населения. Деструктивные изменения в системе медицинского обслуживания также оказывают влияние на рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии. Рождаемость увеличивается за счет государственных выплат за рождение второго и последующих детей.

На показатели рождаемости влияют следующие факторы:

материальное благополучие;

государственные выплаты за рождение ребенка;

наличие собственного жилья;

уверенность в будущем подрастающего поколения.

Инвестиции.

Общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства) на территории муниципального образования Среднешунское сельское поселение за январь-декабрь 2019 года составил 175 тысяч рублей.

Финансы.

Бюджет муниципального образования Среднешунское сельское поселение формируется большей частью за счет межбюджетных трансфертов (дотаций, субвенций, иных межбюджетных трансфертов) из бюджета Вятскополянского района, а также областного бюджета.

Бюджет Среднешунского сельского поселения на 2019 год составляет: доходы- 5440,206 т.руб.; расходы - 5445,138 т.руб.

Исполнение за 2019 года составило по доходам – 5440,205 тыс. руб.

в т. ч – собственные доходы – 1895,639 тыс. руб.

из них: налог на имущество- 511,220 тыс. руб.; земельный налог – 562,977 т. руб.,

доходы от сдачи в аренду муниципального имущества- 281,978 тыс.руб.

госпошлина- 8,690 т. руб

НДФЛ- 347,601 т.руб.

акцизы- 183,173 т.руб.

Бюджет муниципального образования Среднешунское сельское поселение по доходам запланировано на 2020 год в сумме 5553,592 тыс. рублей, на 2021 год – 4367,00 тыс. рублей, на 2022 год – 4372,900 тыс. рублей.

Бюджет муниципального образования Среднешунское сельское поселение по расходам запланировано на 2020год в сумме 5558,592 тыс. рублей, на 2021 год – 4372,900тыс. рублей, на 2022 год – 4417,500 тыс. рублей.

Социальная сфера.

Образование

На территории Среднешунского сельского поселения расположены:

образовательное учреждение - МКОУ СОШ дер.Средние Шуни(СОШ дер.Средние Шуни. ООШ дер.Нижние Шуни);

дошкольные учреждения – дошкольные разновозрастные группы МКОУ СОШ дер.Средние Шуни (детские сады в дер.Средние Шуни. Нижние Шуни).

Численность учащихся составляет 107 человек и 47 ребенка, посещающих детский сад. Общая численность детей дошкольного возраста составляет 56 человек.

Таблица 2. – Данные об учащихся и детях дошкольного возраста.



Наименование

Адрес местонахождения

Этажность

Мощность

Состояние

1

МКОУ СОШ дер.Средние Шуни

дер.Средние Шуни. ул.Школьная37

2

450

Удовлетворительное

2

Общая основная общеобразовательная школа в составе юридического лица МКОУ СОШ 1-9 классы

дер.Нижние Шуни. ул.Центральная 27/2

2

90

Удовлетворительное

3

Дошкольная группа (садик) в составе юридического лица МКОУ СОШ дошкольная разновозрастная группа МКОУ СОШ (детский сад)

Дер.Средние Шуни, ул. Школьная, 6

2

46

Удовлетворительное

4

Дошкольная группа (садик) в составе юридического лица МКОУ СОШ дошкольная разновозрастная группа МКОУ СОШ (детский сад)

дер.Нижние Шуни. ул.Центральная 27/2

2

20

Удовлетворительное

На данный момент существующая мощность МКОУ СОШ дер.Средние Шуни удовлетворяет потребности населения, т.е. фактическая загруженность меньше проектной вместимости зданий для детей школьного возраста.

2018 год

2019 год

2020 год

Кол-во образовательных учреждений

2

1

1

Кол-во учащихся

115

109

107

Кол-во детей дошкольного возраста

60

56

56

Кол-во педагогических работников

22

22

22

с высшим образованием

20

20

20

со средне-специальным образованием

2

2

2

Из приведенной таблицы виден небольшой спад учащихся школьного возраста в поселении в связи с кризисной обстановкой рождаемости в начале 2000 годов. Педагогический состав в школе относительно стабилен. Трудится 22 педагогических работников. Средний возраст педагогических работников более 40 лет.

Здравоохранение.

Состояние здоровья населения является информационным показателем, аккумулирующим влияние генетических, социальных, экологических, производственных факторов и отражающим качество системы жизнеобеспечения.

Систему здравоохранения в поселении представляют:

КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» амбулатория дер.Средние Шуни;

КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» ФАП дер.Сосмак;

КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» ФАП дер.Нижние Шуни, где жителям оказывается первая медицинская помощь.

2018 год

2019 год

2020 год

Численность врачей с высшим образованием

2

1

1

Численность фельдшеров

3

2

2

Численность среднего медицинского персонала

2

2

2

Кол-во медицинских учреждений

3

3

3

Специфика потери здоровья сельскими жителями определяется, прежде всего, условиями жизни и труда. Сельские жители практически лишены элементарных коммунальных удобств, труд чаще носит физический характер.

Причина высокой заболеваемости населения кроется в т.ч. и в особенностях проживания на селе:

не высокий уровень жизни;

отсутствие денежных средств на приобретение дорогостоящих лекарств,

низкая социальная культура;

высокая степень алкоголизации населения.

Многие больные обращаются за медицинской помощью лишь в случаях крайней необходимости, при значительной запущенности заболевания и утяжелении самочувствия.

Поскольку на территории Среднешунского сельского поселения отсутствуют специализированные больницы, население получает в системе здравоохранения сельского поселения основные виды услуг, не связанные с серьезными и технически сложными медицинскими процедурами. Лечение в специализированных клиниках осуществляется в Вятскополянской районной больнице и в учреждениях здравоохранения областного центра - г. Киров.

Культура

Предоставление услуг населению в области культуры в поселении осуществляют: Дома культуры, расположенные в дер.Сосмак. Средние Шуни, Нижние Шуни, а также три библиотеки – филиалы МБУК РЦБС.



Наименование Дома культуры

Адрес местонахождения

Мощность, место

Состояние

1

Среднешунский ДК филиал МБУК «Вятскополянский РОМЦ»

дер.Средние Шуни, ул. Советская, д1

250

Удовлетворительное

2

Сосмакский ДК отделение Среднешунского филиала МБУК «Вятскополянский РОМЦ»

дер.Сосмак, ул.Кирова, д41

200

Удовлетворительное

3

Нижнешунский ДК отделение Среднешунского филиала МБУК «Вятскополянский РОМЦ»

дер.Нижние Шуни, ул.Азина. д.26

80

Удовлетворительное

Библиотеки

тыс. ед. хранения/читателей

1

Среднешунская сельская библиотека филиал МКУК «Вятскополянская РЦБС»

дер.Средние Шуни, ул. Советская, д1

10021/660

Удовлетворительное

2

Сосмакская сельская библиотека филиал МКУК «Вятскополянская РЦБС»

дер.Сосмак, ул.Кирова, д41

7900/150

Удовлетворительное

3

Нижнешунская сельская библиотека филиал МКУК «Вятскополянская РЦБС»

дер.Нижние Шуни, ул.Азина. д.26

10000/230

Удовлетворительное

В клубах созданы кружки и любительские объединения по различным направлениям: танцевальное, вокальное, декоративно-прикладное.

Основными направлениями работы клуба являются – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, укрепление семейных связей и сохранение преемственности поколений.

Направления реализуются через проведение интеллектуальных игр, дней молодежи, сельских праздников и уличных гуляний, фестивалей и выставок семейного творчества, различных спартакиад и спортивных соревнований.

Задачами учреждений являются - проведение разнообразных по форме и тематике культурно-массовых мероприятий, развитие самодеятельного художественного творчества, что позволит увеличить процент охвата населения услугами культуры.

Проведение этих мероприятий позволит увеличить обеспеченность населения сельского поселения качественными культурными услугами.

Это проведение интеллектуальных игр, дней молодежи, сельских праздников, уличных и настольных игр, различных спартакиад, соревнований по разным видам спорта.

Задача в культурно-досуговых учреждениях – вводить инновационные формы организации досуга населения и увеличить процент охвата населения

Проведение этих мероприятий позволит увеличить обеспеченность населения сельского поселения культурно-досуговыми учреждениями и качеством услуг.

Объекты социального назначения.

На территории сельского поселения также функционируют:

МКУ Администрация Среднешунского сельского поселения;

историко –краеведческий музей в дер.Средние Шуни;

музей при Сосмакской библиотеке;

отделение почты России;

филиал Сбербанка России;

-магазины, открытые индивидуальными предпринимателями и КООП «Райпо»;

геронтологическое отделение дер.Сосмак;

мечети в дер.Сосмак, Средние Шуни. Нижние Шуни.

Физическая культура и массовый спорт.

В зданиях школ расположены спортивные залы, где население занимается в спортивных секциях и группах физкультурно-оздоровительной направленности. На территории общеобразовательных школ находятся стадионы и футбольные поля.

На территории Среднешунского сельского поселения имеется Спортивно-оздоровительный Центр, хоккейная коробка.

При Спортивно-оздоровительном Центре функционируют отделения по следующим видам спорта:

Специализация

Возрастные группы

баскетбол

волейбол

футбол

хоккей

катание на коньках

татарская борьба

настольный теннис

силовая гимнастика

12-16 лет

18 лет и старше

10-15 лет, 16-18 лет

11-13 лет, 14-16 лет, 17-19 лет

6-9 лет, 10-14 лет, 15-17 лет, 18 лет и старше

6-9 лет, 10-14 лет, 15-17 лет, 18 лет и старше

6-9 лет, 10-14 лет, 15-17 лет, 18 лет и старше

6-9 лет, 10-14 лет, 15-17 лет, 18 лет и старше

При Спортивно-оздоровительном Центре в течение года проводятся различные мероприятия, на хоккейной коробке турниры по хоккею районного, областного, регионального масштабов.

Таблица 1. Уровень обеспеченности социальными объектами и доступности социальных объектов



Тип социального объекта

Адрес местонахождения социального объекта

Минимально допустимый уровень обеспеченности объектами в соответствии с РНГП

Минимально допустимый уровень доступности объектов в соответствии с РНГП

Фактический уровень обеспеченности социальными объектами

Фактический максимальный уровень доступности социальных объектов

I

В сфере образования:

1

МКОУ СОШ дер.Средние Шуни

Дер.Средние Шуни, ул.Школьная 35

98 на 1 тыс. жителей

для учащихся I уровень обучения – 2 км. пешеходной и 10 км. транспортной доступности;

для учащихся II - III ступеней – 4 км. пешеходной и 10 км. транспортной доступности

384 мест на 1 тыс. жителей

3,8км. транспортной и 3,8км. пешеходной доступности

2

Общая основная общеобразовательная школа в составе юридического лица МКОУ СОШ 1-9 классы

Дер.Нижние Шуни, ул.Центральная 27/2

98 на 1 тыс. жителей

для учащихся I уровень обучения – 2 км. пешеходной и 10 км. транспортной доступности;

для учащихся II - III ступеней – 4 км. пешеходной и 10 км. транспортной доступности

384 мест на 1 тыс. жителей

1,0км. транспортной и 1,0 км. пешеходной доступности

3

Дошкольная разновозрастная группа МКОУ СОШ дер.Средние Шуни(детский сад)

Дер.Средние Шуни, ул.Школьная6/1

47 мест на 1 тыс. жителей

2 км пешеходной и 10 км транспортной доступности

33 места на 1 тыс. жителей

4,0 км. транспортной и 4,0 км. пешеходной доступности

4.

Дошкольная разновозрастная группа МКОУ СОШ дер.Средние Шуни(детский сад)

Дер.Нижние Шуни, ул.Центральная 27/2

47 мест на 1 тыс. жителей

2 км пешеходной и 10 км транспортной доступности

33 места на 1 тыс. жителей

1,0км. транспортной и 1,0 км. пешеходной доступности

II

В сфере здравоохранения:

1

КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» амбулптория дер.Средние Шуни

Дер.Средние Шуни, ул.Школьная6/1

1 на 300 человек

Не нормируется

0,3 на 300 человек

4,0 км. транспортной и 4.0 км. пешеходной доступности

2

КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» ФАП дер.Сосмак

Дер.Сосмак, ул.Кирова41/1

Не нормируется

0,3 на 300 человек

1,0км. транспортной и 1,0 км. пешеходной доступно

3.

КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» ФАП дер.Нижние Шуни

Дер.Нижние Шуни, ул.Сабирова8

Не нормируется

0,3 на 300 человек

1,0км. транспортной и 1,0 км. пешеходной доступно

III

В сфере физической культуры и массового спорта

1

Спортивный зал (МКОУ СОШ дер.Средние Шуни)

Дер.Средние Шуни, ул.Школьная 35

540 кв.м площади пола

1,5 км.

440

1,2 км. транспортной и 1,2 км. пешеходной доступности

2

Спортивный зал (МКОУ СОШ дер.Средние Шуни)

Дер.Нижние Шуни, ул.Центральная 27/2

540 кв.м площади пола

1,5 км.

440

1,0км. транспортной и 1,0 км. пешеходной доступности

3

Спортивная площадка (стадион)

Дер.Средние Шуни, ул.Школьная 35

один объект на поселение

5,0 км.

1772 чел.

1,3 км. транспортной и 1,3 км. пешеходной доступности

4

Спортивная площадка (стадион)

Дер.Нижние Шуни, ул.Центральная 27/2

один объект на поселение

5,0 км.

1772 чел.

1,1км. транспортной и 1,1 км. пешеходной доступности

5

Хоккейная коробка

Дер.Средние Шуни, ул.Ленина

один объект на поселение

5,0 км.

1772

3,8км. транспортной и 3,8км. пешеходной доступности

6

Спортивный зал (МКУ СОЦ дер.Средние Шуни)

Дер.Нижние Шуни, ул.Советская 1

540 кв.м площади пола

1,5 км.

3,5км. транспортной и 3,5км. пешеходной доступности

IV

В сфере культуры

1

Среднешунский ДК филиал МБУК «Вятскополянский РОМЦ»

Дер.Нижние Шуни, ул.Азина 26

80 мест на 1000 жителей

Не установлены

250 мест на 859 человек

2 км. транспортной и 2 км. пешеходной доступности

2

Нижнещунский ДК отделение Среднешунского филиала МБУК «Вятскополянский РОМЦ»

Дер.Нижние Шуни, ул.Азина 26

80 мест на 1000 жителей

Не установлены

80 мест на 511 человек

1,8 км. транспортной и 1,8 км. пешеходной доступности

3

Сосмакский ДК отделение Среднешунского филиала МБУК «Вятскополянский РОМЦ»

Дер.Сосмак, ул.Кирова 41/1

80 мест на 1000 жителей

Не установлены

200 мест на 402 человек

1,5 км. транспортной и 1,5 км. пешеходной доступности

4

Сосмакская сельская библиотека филиал МКУК «Вятскополянская РЦБС»

Дер.Сосмак, ул.Кирова41/1

Не нормируется

Не нормируется

10 мест на 150 читателей

1,5 км. транспортной и 1,5 км. пешеходной доступности

5

Среднешунская сельская библиотека филиал МКУК «Вятскополянская РЦБС

Дер.Нижние Шуни, ул.Советская 1

Не нормируется

Не нормируется

20 мест на 660 читателей

2 км. транспортной и 2 км. пешеходной доступности

6

Нижнешунская сельская библиотека филиал МКУК «Вятскополянская РЦБС

Дер.Нижние Шуни, ул.Азина 26

Не нормируется

Не нормируется

12 мест на 230 читателей

1,8 км. транспортной и 1,8 км. пешеходной доступности

Прогнозируемый спрос на услуги социальной инфраструктуры образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры.

Прогноз изменения численности населения поселения

В существующем генеральном плане поселения, предлагается следующее проектное решение по демографической ситуации поселении:

В генеральном плане для расчёта проектной численности населения был использован статистический метод учета естественного и механического прироста, с использованием среднего коэффициента ежегодного прироста, равного -0,6716 % в год.

На показатель численности населения в трудоспособном возрасте оказывают влияние такие факторы естественного и миграционного движения, как рождаемость, смертность, в том числе смертность лиц трудоспособного возраста структурные факторы (доля лиц младших и старших возрастных групп, постарение населения), миграция. Важно развивать рынок труда, сохраняя прежние рабочие места, создавая новые с достойными условиями и оплатой труда, повышать инвестиционную привлекательность поселения, развивать инфраструктуру, в том числе дороги, жилье и другие объекты производственного и социального назначения с учетом потребностей местного населения.

Результаты прогноза численности населения и оценка демографической ситуации в период до 2030 года в целом по Среднешунскому сельскому поселению позволяют сделать следующие выводы:

общая численность населения к 2030 году уменьшится на 304 человека и составит 1468 человека;

численность населения в трудоспособном возрасте уменьшится на 170 человек и составит к 2030 году 750 человек.

Прогноз изменения численности населения поселения представлен в таблице.

Год

Общая численность населения

Численность населения в трудоспособном возрасте

2020

1772

920

2030

1468

750

Анализ естественного и механического движения населения за 2017-2020 годы свидетельствует о том, что в Среднешунском сельском поселении сложилась неблагополучная ситуация в процессах естественного воспроизводства населения. Ввиду неблагоприятных демографических процессов и наличия трудовой миграции (отток трудовых ресурсов в другие муниципальные образования) прослеживается стабильная тенденция к уменьшению численности экономически активного населения в поселении, а также ежегодному снижению доли людей, занятых в отраслях экономики. Отсутствие необходимого трудоспособного сельского населения, которое неуклонно стареет, постепенно ведет к процессу самоликвидации населённых пунктов. Основные причины этого — экономически неблагоприятные условия жизни и отсутствие возможности для большинства молодежи решать свои жилищные и бытовые проблемы. Доступность многих бытовых благ в городе и более высокие доходы делают непривлекательным сельский образ жизни. При этом без привлечения молодежи в сельское поселение нельзя устойчиво развивать территории поселения.

Для улучшения демографической ситуации в Среднешунском сельском поселении, требуется осуществить комплекс мер, включающих широкий круг социально-экономических мероприятий, которые определяют демографическое развитие и направлены на:

повышение уровня рождаемости;

укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков, сокращение уровня материнской и младенческой смертности;

сокращение общего уровня смертности населения, в том числе от социально значимых заболеваний и внешних причин;

укрепление института семьи, возрождение и сохранение традиций крепких семейных отношений, поддержку материнства и детства;

улучшение миграционной ситуации;

создание условий и перспектив для молодёжи.

Таблица 2. Прогноз изменения численности населения Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области



Показатели

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

2030 год

1

Общая численность поселения

1772

1742

1709

1676

1629

1600

1568

1530

1523

1493

1468

мужчины

868

850

836

819

800

780

769

756

738

725

708

женщины

904

880

869

850

837

809

793

784

772

765

760

1.1

Моложе трудоспособного возраста

172

160

148

146

144

142

140

138

136

114

112

Мужчины до 16 лет

73

67

64

62

60

59

57

55

54

53

50

женщины до 16 лет

99

94

89

79

78

76

71

68

66

64

62

1.2

В трудоспособном возрасте

920

900

889

875

850

828

801

789

773

769

750

мужчины с 16 до 60 лет

432

415

398

390

384

376

374

370

365

363

360

женщины с 16 до 55 лет

488

485

491

485

466

452

427

419

408

406

390

1.3

Старше трудоспособного возраста

680

673

669

656

640

635

623

619

603

603

606

мужчины с 60 лет

319

316

313

309

304

300

299

297

296

292

290

женщины с 55 лет

361

357

356

347

366

335

324

322

307

311

316

Объемы планируемого жилищного строительства.

Генеральным планом запланировано строительство только индивидуальных жилых домов. Многоквартирная жилая застройка не планируется.

Учитывая потребность населения в предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, генеральным планом предлагается органам местного самоуправления в первоочередном порядке осуществлять предоставление земельных участков на территориях существующей жилой застройки.

В первоочередном порядке предлагать для предоставления земельные участки, занятые ветхими и разрушенными объектами недвижимости (домами) при условии отсутствия прав собственности, как на объекты недвижимого имущества, так и на земельные участки. Следующими под застройку передаются земельные участки занятые пожарищами, при условии истечения трехлетнего срока на восстановление объекта недвижимого имущества и отсутствии права собственности на земельный участок.

Первоочередное освоение застроенных территорий обусловлена, прежде всего, наличием для таких территорий подъездных путей, объектов инженерных коммуникаций, что значительно снижает себестоимость строительства.

Объемы прогнозируемого выбытия из эксплуатации объектов социальной инфраструктуры.

Выбытие из эксплуатации существующих объектов социальной инфраструктуры в поселении не планируется.

Прогнозируемый спрос на услуги социальной инфраструктуры, исходя из прогноза численности населения, объемов планируемого жилищного фонда и прогнозируемого выбытия из эксплуатации объектов социальной инфраструктуры.

Прогнозируемый спрос на услуги социальной инфраструктуры обусловлен в большей степени существующим уровнем обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры: данные о существующих объектах социальной инфраструктуры свидетельствуют о достаточном уровне обеспеченности объектами в области здравоохранения и образования, о недостаточном уровне в области жилищного фонда.

Оценка нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования и развития социальной инфраструктуры поселения.

Основой разработки программ социальной инфраструктуры являются государственные и муниципальные программы, стратегии социально-экономического развития поселения, планы мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития, планы и программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, документы о развитии и комплексном освоении территорий.

(Абзац первый в редакции Постановления администрации от 25.11.2020 № 104)

В поселении разработаны муниципальные программы, стратегия социально-экономического развития, план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития, программа социально-экономического развития муниципального образования Среднешунского сельского поселения.

Программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования разрабатывалась на основе:

генерального плана муниципального образования Среднешунское сельское поселение Вятскополянского района Кировской области.

Также при разработке Программы учтены местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования Среднешунское сельское поселение Вятскополянского района Кировской области.

Федеральным Законом от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный Закон 172 ФЗ) регламентированы правовые основы стратегического планирования муниципальных образований.

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования относятся:

определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления;

мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления;

иные полномочия в сфере стратегического планирования, определенные федеральными законами и муниципальными нормативными правовыми актами.

К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся:

1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования;

2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;

4) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;

5) муниципальная программа.

При этом для сельских поселений подготовка программ комплексного социально-экономического развития является приоритетным инструментом обеспечения устойчивого развития.

Данный инструмент является более предпочтительным и в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 34 Устава муниципального образования Среднешунское сельское поселение Вятскополянского района, в котором обозначено, что в полномочия Главы поселения входит общее руководство разработкой и внесение на утверждение сельской Думы проекта планов и программ социально-экономического развития муниципального образования.

Таким образом, следует отметить, что существующей нормативно-правовой базы достаточно для функционирования и развития социальной инфраструктуры муниципального образования Среднешунское сельское поселение Вятскополянского района. Однако при этом в соответствии с действующей нормативно-правовой базой не разработана и отсутствует Программа социально-экономического развития муниципального образования, содержащая комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования.

Перечни мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения.

(Перечень в редакции Постановления администрации от 25.11.2020 № 104)

Исходя из существующего уровня обеспеченности населения услугами социальной инфраструктуры, а также потребности населения в таких услугах на перспективу сформирован перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры.

Перечень мероприятий разделен на 2 группы:

Группа I. Мероприятия (инвестиционные проекты) по реконструкции существующих объектов социальной инфраструктуры:

Мероприятий по реконструкции объектов социальной инфраструктуры не запланировано. При внесении изменений в главные документы планирования (генплан, Правила землепользования и застройки) соответствующие изменения будут внесены в программу.

Группа II. Мероприятия (инвестиционные проекты) по новому строительству и капитальному ремонту объектов социальной инфраструктуры:

Ремонт окон Спортивно-оздоровительного Центра;

Строительство модульного фельдшерско – акушерского пункта (далее по тексту-ФАП);

Ремонт крыши МКОУ СОШ дер.Средние Шуни;

Строительство детской площадки в дер.Сосмак;

Строительство семейного парка отдыха с детской игровой и спортивной

площадками в дер.Средние Шуни;

Ремонт Среднешунского Дома культуры.

Детальный перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры представлен в таблице 3.

Таблица 3. Перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры



Перечень мероприятий(инвестиционныхпроектов) по видамобъектов социальнойинфраструктуры

Наименование объекта

Местоположение объекта

Технико-экономические параметры объекта

Период реализации мероприятий

Ответственные исполнители

2020

2021

2022

2023

2024

2025 – 2030

Группа II. Мероприятия (инвестиционные проекты) по новому строительству и капитальному ремонту объектов социальной инфраструктуры

1. Объекты здравоохранения:

1.1

Строительство

Нижнешунский модульный ФАП

дер.Нижние Шуни. ул.Азина 26/1

Строительство ФАПа

( модульный)

+

КОГБУЗ Вятскополянская центральная районная больница

2. Объекты образования:

2.1

Ремонт крыши

МКОУ СОШ дер.Средние Шуни

дер.Средние Шуни, ул.Школьная 37

Существующий объект на 300 мест

+

Администрация Вятскополянского района района

3. Объекты культуры:

3.1.

Ремонт Дома культуры

Среднешунский филиал МБУК Вятскополянский РМЦ

дер.Средние Шуни, ул.Советская1

Существующий объект на 250 зрителей

2025

Администрация Вятскополянского района района

4. Объекты физической культуры и спорта

4.1

Строительство

Детская площадка

дер.Сосмак, ул.Кирова 41

Площадка общего пользования

2027

Администрация Среднешунского сельского поселения

4.2

Строительство

Семейный парк отдыха с детской игровой и спортивной площадками

дер.Средние Шуни, ул.Советская

Площадка для массового отдыха

+

4.3

Ремонт окон

Спортивно-оздоровительный Центр

дер.Средние Шуни, ул.Советская1

Существующий объект на 30 мест

+

Администрация Среднешунского сельского поселения

Оценка объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения.

(Оценка в редакции Постановления администрации от 25.11.2020 № 104)

Общий объем финансирования Программы составляет 6970000 рублей, в том числе:

средства бюджета Кировской области 5380 тыс. рублей;

средства бюджета Вятскополянского района 900 тыс. рублей;

средства бюджета муниципального образования Среднешунское сельское поселение Вятскополянского района Кировской области 490 тыс. рублей

Оценка объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры представлена в таблице 4.

Таблица 4. Оценка объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения



Перечень мероприятий(инвестиционных проектов) по видам объектов социальной инфраструктуры с указанием источников финансирования

Общий объем финансирования мероприятий, тыс. руб.

Ответственные исполнители

2020

2021

2022

2023

2024

2025 – 2030

I

Группа II. Мероприятия (инвестиционные проекты) по новому строительству и капитальному ремонту объектов социальной инфраструктуры

1

Объекты здравоохранения:

1.1

Нижнешунский модульный ФАП

2 800 000 руб.

+

Министерство здравоохранения Кировской области

2

Объекты образования:

2.1

МКОУ СОШ дер.Средние Шуни

1 200 000 руб.

+

Администрация Вятскополянского района

3. Объекты культуры:

3.1.

Среднешунский филиал МБУК Вятскополянский РМЦ

700 000 руб.

2025

Администрация Вятскополянского района

4.

Объекты физической культуры и спорта

4.1

Детская площадка

700 000 руб.

2027

Администрация Среднешунского сельского поселения

4.2

Семейный парк отдыха с детской игровой и спортивной площадками

1 500000 руб.

+

Администрация Среднешунского сельского поселения

4.3

Спортивно-оздоровительный Центр

70 000 руб.

+

Администрация Среднешунского сельского поселения

ИТОГО по группе мероприятий II:

6 970 000 руб.

средства областного бюджета

5 380 000 руб.

средства бюджета муниципального района

900 000 руб.

средства местного бюджета Среднешунского сельского поселения Вятскополянского муниципального района Кировской области

490 000 руб.

внебюджетные источники финансирования

200 000 руб.

Целевые индикаторы программы.

(Индикаторы в редакции Постановления администрации от 25.11.2020 № 104)

Целевые индикаторы Программы, включающие технико-экономические, финансовые и социально-экономические показатели развития социальной инфраструктуры муниципального образования муниципального образования Среднешунское сельское поселение Вятскополянского района, установлены по мероприятиям (инвестиционным проектам).

Расчет целевых индикаторов произведен в соответствии со следующими документами:

приказ Министерства экономического развития России от 30.06.2016 № 423 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке, корректировке, мониторингу среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 30 ноября 2009 г. n 492»;

местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования Среднешунское сельское поселение Вятскополянского района Кировской области, утвержденные решением Среднешунской сельской Думы от 25.02.2015 № 5.

Целевые индикаторы программы, включающие технико-экономические, финансовые и социально-экономические показатели развития социальной инфраструктуры представлены в таблице 5.

Таблица 5. Целевые индикаторы программы, включающие технико-экономические, финансовые и социально-экономические показатели развития социальной инфраструктуры

№п/п

Наименование целевого индикатора

Ед. измерения

Значение целевого индикатора по годам

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

1

Обеспечение нормативной потребности населения в модульных ФАПах

объект

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Обеспечение нормативной потребности населения в общеобразовательных учреждениях

Мест/1000 человек

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

3

Обеспечение нормативной потребности населения в учреждениях клубного типа

Мест/1000 человек

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

4

Обеспечение нормативной потребности населения в детских площадках

количество

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

5

Обеспечение нормативной потребности населения в парках отдыха

количество

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6

Обеспечение нормативной потребности населения в объектах физической культуры и массового спорта

Мест/1000 человек

0.03

0.03

0.03

0.03

0.03

0.03

0.03

0.03

0.03

0.03

0.03

Оценка эффективности мероприятий, включенных в программу.

Оценка эффективности мероприятий Программы включает оценку социально-экономической эффективности, а также оценку соответствия нормативам градостроительного проектирования, установленными местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования Среднешунское сельское поселение Вятскополянского района Кировской области.

Оценка социально-экономической эффективности мероприятий выражается:

в улучшении условий качества жизни населения муниципального образования;

в повышении уровня комфорта жизни за счет обеспеченности граждан услугами здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта в необходимом объеме;

в повышении доступности объектов социальной инфраструктуры для населения муниципального образования.

Необходимо отметить, что уровень обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры (по количеству таких объектов) на расчетный срок Программы (2030 год) соответствует минимально допустимому уровню обеспеченности, что свидетельствует об эффективности реализации мероприятий.

Предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры, направленные на достижение целевых показателей программы.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 № 1050 «Об утверждении требований к Программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов» Программы комплексного развития социальной инфраструктуры включают в себя мероприятия, направленные на развитие 4-х основных областей социальной инфраструктуры: здравоохранение, образование, культура, физическая культура и массовый спорт.

(Абзац первый в редакции Постановления администрации от 25.11.2020 № 104)

Муниципальная стратегия носит комплексный характер и направлена на развитие различных подсистем муниципальной экономики и социальной сферы. Исходя из части 2 статьи 39 Федерального закона 172 ФЗ, реализация муниципальной стратегии осуществляется путем разработки плана мероприятий по реализации муниципальной стратегии. Кроме того, частью 5 статьи 11 Федерального закона 172 ФЗ в перечне документов муниципального стратегического планирования предусмотрены муниципальные программы, которые также могут применяться в качестве механизма реализации муниципальной стратегии.

По мнению Минэкономразвития России, при наличии в муниципальном районе, городском округе муниципальной стратегии, плана мероприятий по ее реализации и муниципальных программ, предусмотренных частью 5 статьи 11 Федерального закона 172 ФЗ, программа комплексного социально-экономического развития будет иметь избыточный характер и во многом дублировать положения указанных документов стратегического планирования. В этой ситуации разработка программы комплексного социально-экономического развития муниципального района, городского округа представляется нецелесообразной.

В то же время из части 2 статьи 39 Федерального закона № 172 ФЗ следует, что органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов вправе не принимать муниципальную стратегию и план мероприятий по ее реализации. В этом случае приоритетные направления, цели и задачи развития муниципальных районов, городских округов могут определяться в программах (планах) комплексного социально-экономического развития, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

С учетом того, что для сельских поселений подготовка программ социально-экономического развития является приоритетным инструментом обеспечения устойчивого развития, а также в связи с отсутствием в муниципальном образовании стратегии социально-экономического развития и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития рекомендуется осуществить разработку программы социально-экономического развития муниципального образования.

Предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры муниципального образования.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 № 1050 «Об утверждении требований к Программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов» Программы комплексного развития социальной инфраструктуры включают в себя мероприятия, направленные на развитие 4-х основных областей социальной инфраструктуры: здравоохранение, образование, культура, физическая культура и массовый спорт.

Уровень обеспеченности населения услугами в данных областях оценивается путем сопоставления технико-экономических показателей существующих объектов социальной инфраструктуры с минимальным уровнем обеспеченности населения такими объектами, установленными Местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования поселение Среднешунское сельское поселение Вятскополянского района Кировской области.

Местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования Среднешунское сельское поселение Вятскополянского района Кировской области, утвержденными решением Среднешунской сельской Думы от 25.02.2015 № 5, определен минимальный уровень обеспеченности населения социальными объектами местного значения поселения.

Региональными нормативами градостроительного проектирования Кировской области, утвержденными постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2014 № 19/261, определен минимальный уровень обеспеченности населения социальными объектами регионального значения.

В связи с тем, что нормативами градостроительного проектирования учтены все социальные объекты регионального и местного значения, нормативно-правовое и информационное обеспечение развития социальной инфраструктуры муниципального образования Среднешунское сельское поселение Вятскополянского района Кировской области находится на достаточном уровне и не требует внесения изменений.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Обнародование от 05.08.2020
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, 020.020.000 Расходы местных бюджетов

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать