Основная информация

Дата опубликования: 03 октября 2014г.
Номер документа: RU22000201400979
Текущая редакция: 8
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Администрация Алтайского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03.10.2014 № 450

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ»

(наименование изложено в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505; постановлений Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260, от 08.08.2018 № 318, от 24.12.2018 № 463)

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505, постановлений Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260, от 08.08.2018 № 318, от 24.12.2018 № 463, от 29.01.2020 № 28, от 17.12.2020 № 540, от 26.04.2021 № 137)

В целях реализации в Алтайском крае мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации, в соответствии с постановлением Администрации края от 23.09.2013 № 502 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Алтайского края» постановляю:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края «Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае».

(в редакции постановлений Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260, от 08.08.2018 № 318, от 24.12.2018 № 463)

2. (пункт 2 признан тратившим силу в редакции постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260)

Губернатор Алтайского края

А.Б.КАРЛИН

Утверждена

Постановлением

Администрации Алтайского края

от 3 октября 2014 года № 450

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

АЛТАЙСКОГО КРАЯ «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

НАСЕЛЕНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ»

(наименование изложено в редакции постановления Правительства Алтайского края от 24.12.2018 № 463)

(по тексту программы и приложений слова «2014-2019 годы» заменены словами «2014-2020 годы» на основании постановления Правительства Алтайского края от 08.08.2018 № 318)

Паспорт государственной программы Алтайского края

«Повышение уровня финансовой грамотности населения

в Алтайском крае» на 2014 - 2020 годы

(наименование изложено в редакции постановления Правительства Алтайского края от 24.12.2018 № 463)

Ответственный исполнитель программы

Министерство финансов Алтайского края

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260)

Соисполнители программы

отсутствуют

Участники программы

Министерство образования и науки Алтайского края, Министерство экономического развития Алтайского края, управление печати и массовых коммуникаций Алтайского края, управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, Министерство культуры Алтайского края, Министерство социальной защиты Алтайского края, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (по согласованию), Отделение по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию), Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю (по согласованию), государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (по согласованию), некоммерческая организация «Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства, краевое автономное учреждение «Алтайский центр финансовых исследований», краевое автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края», краевое автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова», краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-производственный снабженческий центр», образовательные организации начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования (по согласованию), образовательные организации дошкольного образования (по согласованию), профессиональные объединения участников финансового рынка (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Алтайского края (по согласованию), краевое государственное бюджетное учреждение «Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я.Шишкова»

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505; постановлений Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260, от 08.08.2018 № 318, от 29.01.2020 № 28, от 17.12.2020 № 540)

Подпрограммы программы

отсутствуют

Программно-целевые инструменты программы

отсутствуют

Цель программы

формирование у граждан разумного финансового поведения в принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышение эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг

Задачи программы

(позиция в редакции постановления Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

развитие кадрового и институционального потенциала в области повышения финансовой грамотности;

реализация образовательных программ по повышению финансовой грамотности;

реализация информационной кампании по повышению финансовой грамотности населения, в том числе направленной на разъяснение принципов рационального использования кредитных и страховых продуктов и недопущение избыточного долга по финансовым обязательствам;

упрощение процедур и предоставление более комфортного доступа к информации для потребителей финансовых услуг, защита прав потребителей;

мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности населения

Индикаторы и показатели программы

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 08.08.2018 № 318)

доля действительных и потенциальных низко- и среднедоходных пользователей финансовых услуг, понимающих соотношение «риск - доходность» при выборе финансовых продуктов;

доля школьников и студентов, понимающих соотношение «риск - доходность» при выборе финансовых продуктов;

доля действительных и потенциальных низко- и среднедоходных пользователей финансовых услуг, понимающих важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

доля школьников и студентов, понимающих важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

доля действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, сравнивающих альтернативные предложения, прежде чем брать кредит;

доля действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, знающих о том, какие действия административного и юридического характера нужно предпринимать в случае нарушения их прав потребителя со стороны финансовых организаций

Сроки реализации программы

(позиция в редакции постановления Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

программа реализуется в 2014 - 2023 годах.

По итогам реализации программы, оценки эффективности проводимых мероприятий будет рассмотрен вопрос о целесообразности, формах и объемах продолжения реализации мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности на основе созданной институциональной и методической базы

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505; постановлений Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260, от 08.08.2018 № 318, от 17.12.2020 № 540)

Объемы финансирования программы

(позиция в редакции постановления Правительства Алтайского края от 17.12.2020 № 540)

общий объем финансирования программы на 2014-2023 годы составит 108668 тыс. рублей, из них:

за счет средств краевого бюджета 38510 тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году - 200 тыс. рублей;

в 2015 году - 4300 тыс. рублей;

в 2016 году - 2000 тыс. рублей;

в 2017 году - 1085 тыс. рублей;

в 2018 году - 5700 тыс. рублей;

в 2019 году - 4830 тыс. рублей;

в 2020 году - 6700 тыс. рублей;

в 2021 году - 4565 тыс. рублей;

в 2022 году - 4565 тыс. рублей;

в 2023 году - 4565 тыс. рублей;

за счет средств проекта - 70158 тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году - 0 тыс. рублей;

в 2015 году - 440 тыс. рублей;

в 2016 году - 17799 тыс. рублей;

в 2017 году - 24855 тыс. рублей;

в 2018 году - 12664 тыс. рублей;

в 2019 году - 5499 тыс. рублей;

в 2020 году - 8901 тыс. рублей;

в 2021 году - 0 тыс. рублей;

в 2022 году - 0 тыс. рублей;

в 2023 году - 0 тыс. рублей.

Объем финансирования программы подлежит ежегодному уточнению при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период. Средства, не использованные в предыдущем финансовом году, могут быть перераспределены на последующие годы реализации программы

Ожидаемые результаты реализации программы

(позиция в редакции постановления Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

доля действительных и потенциальных низко- и среднедоходных пользователей финансовых услуг, понимающих соотношение «риск – доходность» при выборе финансовых продуктов, - 68%;

доля школьников и студентов, понимающих соотношение «риск – доходность» при выборе финансовых продуктов, - 54%;

доля действительных и потенциальных низко- и среднедоходных пользователей финансовых услуг, понимающих важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций, - 33%;

доля школьников и студентов, понимающих важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций, - 76%;

доля действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, сравнивающих альтернативные предложения, прежде чем брать кредит, - 63%;

доля действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, знающих о том, какие действия административного и юридического характера нужно предпринимать в случае нарушения их прав потребителя со стороны финансовых организаций, - 42%

I. Общая характеристика сферы реализации программы

Понятия и термины, используемые в программе:

финансовая грамотность - получение знаний и навыков управления финансовыми инструментами, способность принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности;

целевые группы программы:

учащиеся образовательных организаций начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования;

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505)

пользователи финансовых услуг с низким и средним уровнем дохода;

пенсионеры;

представители малого и среднего предпринимательства;

программа - государственная программа Алтайского края «Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае»;

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505; постановлений Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260; от 24.12.2018 № 463)

проект - федеральный проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»;

Алтайский краевой центр финансовой грамотности (далее - АКЦФГ) - некоммерческая организация, осуществляющая координацию усилий исполнителей программы, выполнения консультационных услуг, а также проведения семинаров и конференций, обучающих мероприятий, процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, мониторинг реализации программы финансовой грамотности, реализацию иных мероприятий;

центры финансовой грамотности (далее - ЦФГ) - организации любых форм собственности, созданные на базе уже имеющихся учреждений (краевое автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края» и его филиалы, школы, библиотеки, образовательные организации высшего образования, головные офисы или филиалы коммерческих банков, и информационно-консультационные центры в муниципальных образованиях, Союз «Алтайская торгово-промышленная палата» и т.д.), которые консультируют граждан в области финансовой грамотности (работа со школьниками, студентами, взрослыми, защита прав потребителей финансовых услуг).

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505; постановлений Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260; от 24.12.2018 № 463)

Список используемых сокращений:

АИРО - краевое автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова»;

(абзац в редакции постановления Правительства Алтайского края от 17.12.2020 № 540)

КГБУ АБИ - краевое государственное бюджетное учреждение «Алтайский бизнес-инкубатор»;

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505)

АФРМСП - некоммерческая организация «Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства»;

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 08.08.2018 № 318)

КАУ АЦФИ - краевое автономное учреждение «Алтайский центр финансовых исследований»;

БП - средства, предусмотренные на финансирование проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (бюджет проекта);

Абзац исключен постановлением Правительства Алтайского края от 24.12.2018 № 463;

МОН - Министерство образования и науки Алтайского края;

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260)

МЭР - Министерство экономического развития Алтайского края;

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260)

ГУ ЦБ - Отделение по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации;

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260)

КБ - краевой бюджет;

МФЦ - краевое автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края»;

ОПФР - государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю;

Минкультура – Министерство культуры Алтайского края;

(абзац в редакции постановления Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

УПМК – управление печати и массовых коммуникаций Алтайского края;

(абзац в редакции постановления Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

УРП - управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры;

(абзац признан утратившим силу в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505)

УФНС - Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю;

Минфин - Министерство финансов Алтайского края;

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260)

Минсоцзащита Алтайского края – Министерство социальной защиты Алтайского края;

(абзац введен в редакции постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260, в редакции постановления Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Центр Учпроснаб – краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-производственный снабженческий центр»;

(абзац введен постановлением Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю.

(абзац введен в редакции постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260)

В соответствии с Соглашением о займе между Правительством Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития реализуется федеральный проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Исполнителем проекта является Министерство финансов Российской Федерации, техническое сопровождение проекта осуществляет Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов. Проект призван сформировать условия для повышения финансовой грамотности российских граждан путем разработки и внедрения образовательных программ и широкого информирования общественности о правилах грамотного финансового поведения. Проект также способствует укреплению и расширению имеющихся в России программ и проектов в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей, содействует появлению новых инициатив в этой сфере.

Для достижения поставленной цели в ходе реализации проекта решаются две основные задачи:

повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся образовательных организаций общего, среднего профессионального и высшего образования, а также активных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов);

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505)

укрепление основ для усиления защиты прав потребителей финансовых услуг.

В течение последних 10 лет развитие российского финансового сектора происходило одновременно с экономическим ростом и увеличением доходов граждан. Это привело к широкому распространению основных финансовых услуг, таких как денежные переводы и банковские депозиты, сберегательные счета, кредитные карты и т.д.

Россияне демонстрируют низкую способность к долгосрочному планированию: треть взрослого населения страны не осуществляет регулярного планирования расходов. Те же, кто планирует, ограничиваются краткосрочным периодом - от месяца до полугода. Уровень доверия российских потребителей к финансовому сектору, как правило, низок. Лишь каждый пятый (21 процент) россиянин в той или иной степени уверен в справедливом разрешении споров с финансовыми организациями в случае их возникновения.

В то же время в России высок спрос на финансовое образование. Население стремится узнать, как можно защитить свои интересы при взаимодействии с финансовыми организациями, как распознавать мошеннические финансовые схемы и избегать их. Три четверти семей хотели бы получить финансовое образование как для защиты своих финансовых интересов, так и для планирования будущих финансов.

В Алтайском крае вопрос повышения финансовой грамотности населения также является актуальным.

Особенность региона - высокая доля сельского населения (45,2 процента при среднероссийском уровне 26,2 процента).

Показатель охвата населения Алтайского края банковскими услугами выше среднего по России и Сибирскому федеральному округу: на 100 тыс. человек в крае в среднем приходится 39 офисов банковского обслуживания (средний показатель по России - 32 банковских офиса, по Сибири - 31 банковский офис).

По состоянию на 01.01.2014 на территории края осуществляли деятельность 7 региональных банков и 5 их филиалов, 12 филиалов кредитных организаций, зарегистрированных в других регионах, и 915 внутренних структурных подразделений, в том числе 270 дополнительных офисов, 162 операционных офиса, 32 кредитно-кассовых офиса, 451 операционная касса и 3 передвижных пункта кассового обслуживания.

Значительно вырос спрос граждан на кредитные ресурсы. Интенсивность кредитования физических лиц в Алтайском крае в 2013 году была выше, чем по России и Сибири. Физическим лицам выдано кредитов на сумму 120,8 млрд рублей, темп роста к уровню 2012 года составил 131,8 процента. Ссудная задолженность населения перед кредитными организациями увеличилась на 32,6 процента и достигла 141,0 млрд рублей. Быстрый рост кредитования физических лиц привел к увеличению их доли в совокупном кредитном портфеле системы кредитных организаций края с 44,9 до 50,4 процента. В 2013 году темпы роста кредитования физических лиц были значительно выше темпов роста кредитования юридических лиц (на 26,6 процента).

Для жителей Алтайского края также характерно:

отсутствие планирования семейного бюджета, семейных подходов к планированию доходов и расходов;

ограниченный набор выполняемых финансовых операций;

неспособность принимать взвешенные, основанные на анализе всей доступной информации решения в отношении использования тех или иных финансовых продуктов или услуг, спонтанность принятия финансовых решений;

низкий уровень правовых знаний в области защиты прав потребителей на финансовых рынках;

недоступность для большинства граждан профессионального финансового консультирования;

низкая страховая грамотность, недоверие к страховым компаниям, недооценка реальных рисков и их последствий.

В регионе имеется опыт реализации программ и проектов по повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования. Так, работу по финансовому просвещению населения Алтайского края ведут отдельные представители финансовых институтов и их профессиональные объединения, образовательные организации высшего образования, органы государственной власти и местного самоуправления. Мероприятия в сфере финансовой грамотности проводят территориальные органы федеральных органов власти, в том числе УФНС, ОПФР, Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю, ГУ ЦБ.

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505)

Профессиональные объединения участников финансового рынка и отдельные его участники осуществляют мероприятия, включающие:

организацию «горячей линии» для населения по вопросам, связанным с функционированием финансового рынка и его институтов, оперативные юридические и финансовые консультации по вопросам взаимодействия с финансовыми организациями;

распространение передового опыта управления домашними сбережениями и инвестициями, предупреждение массовых ошибок;

организацию и проведение постоянно действующих общедоступных семинаров по актуальным вопросам функционирования рынка финансовых услуг (законодательство, правила инвестирования, основы безопасности личных инвестиций, налоги);

реализацию обучающих программ по управлению финансами, в том числе для населения пенсионного возраста, с демонстрацией возможностей современных финансовых инструментов и правил обращения с ними;

повышение информационной и финансовой грамотности жителей сельских населенных пунктов в рамках реализуемого в крае проекта «Информационные технологии на селе (электронная деревня)», направленного на ликвидацию «цифрового неравенства» и предоставление возможностей дистанционного получения услуг, в том числе финансовых. В рамках программы планируется разработка, апробация и внедрение в данный проект образовательного модуля по финансовой грамотности для населения, проживающего в сельской местности;

проведение студенческих конференций и олимпиад по дисциплинам «Страхование» и «Банковское дело»;

социологическую диагностику групп риска: пользователей кредита, массовых инвесторов, пенсионеров и др.;

проведение специализированных опросов населения с целью отслеживания динамики финансовой грамотности граждан и состояния домохозяйств, выявление новых групп и очагов риска;

создание в сети Интернет информационно-консультационного ресурса для потребителей финансовых услуг;

подготовку тематических выпусков газет и специальных колонок в деловых изданиях по вопросам финансового образования и проблемам домохозяйств.

В 2010 - 2013 годах АИРО успешно реализован международный проект «Темпус» по теме «Разработка и введение устойчивых структур по воспитанию предпринимательского духа в России и Таджикистане». В рамках проекта:

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260, в редакции постановления Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

разработаны, апробированы и внедрены в практику новые программы повышения квалификации, обеспечены учебно-методическими комплектами учителя, преподающие экономические дисциплины в 10 - 11 классах общеобразовательных организаций;

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260)

обучены 240 учителей общеобразовательных организаций для преподавания экономических дисциплин;

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260)

разработаны, апробированы и внедрены в практику программы учебных дисциплин «Экономика» (34 темы) и «Учебная фирма», учебно-методическое обеспечение к ним;

создана сеть пилотных школ (64 школы), в которых подготовлены педагоги-тьютеры и преподается курс «Экономика» ученикам 10 - 11 классов. На базе 17 из них проводятся стажировки, в ходе которых распространяется опыт выявления и развития предпринимательских способностей учащихся. Пилотные школы работают в каждом из семи образовательных округов;

по образовательной программе, созданной в рамках проекта, обучаются 1464 ученика 10 - 11 классов;

на базе пилотных школ прошли повышение квалификации 194 учителя из регионов Сибирского федерального округа.

В 2013 году Алтайский край стал победителем конкурса и реализует проект «Темпус» по теме «Приобретение профессиональных и предпринимательских навыков посредством воспитания предпринимательского духа и консультации начинающих предпринимателей». В этом проекте принимают участие ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова», АИРО, КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства», КГБПОУ «Алтайский промышленно-экономический колледж», КГБПОУ «Бийский государственный колледж», КГБПОУ «Алтайский колледж промышленных технологий и бизнеса».

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260, постановления Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

В апреле 2013 года Администрацией края совместно с экспертной группой по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам реализован проект «Финансовая грамотность в регионах России». Так, в рамках Недели финансовой грамотности в Алтайском крае были проведены обучающие семинары, рассчитанные на разные целевые аудитории: школьников и учителей, студентов вузов и преподавателей, трудовые коллективы, предпринимателей. Отдельно рассматривались вопросы пенсионного обеспечения, защиты от мошенничества на финансовых рынках, инвестирования. Эксперты использовали разнообразные формы работы, среди которых встречи с экономическим активом городов и районов края, молодыми семьями, представителями предприятий и организаций, мастер-классы для студентов и преподавателей вузов, деловые игры для школьников и учителей. Состоялось 37 очных встреч: 12 - для школьников, 8 - для представителей среднего и малого бизнеса, 11 - для работников бюджетной сферы. Всего в обучающих семинарах приняли участие около 3000 человек.

Правительство Алтайского края информирует граждан о деятельности финансовых институтов на территории региона размещая информацию на сайтах органов исполнительной власти (на сайте МЭР ведется раздел «Финансовый рынок», www.eco№om22.ru), налажено взаимодействие с Ассоциацией российских банков по реализации проекта «Финграм ТВ». Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю консультирует граждан по вопросам защиты прав в сфере финансов, на официальном сайте ведомства размещаются ответы на часто задаваемые вопросы по защите финансовых интересов граждан. КГБУ «Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова» осуществляет подготовку брошюр, справочных материалов, проводит семинары, обсуждения по вопросам финансовой грамотности. ОПФР дает консультации по вопросам пенсионной реформы, распоряжения пенсионными накоплениями, выбора способа получения пенсии. Кроме того, ОПФР ежегодно реализует программу «Повышение пенсионной грамотности среди учащейся молодежи», целевой аудиторией которой являются учащиеся 9-11 классов образовательных организаций, студенты образовательных организаций высшего образования Алтайского края старше 14 лет. По итогам обучения проводятся тестирование, конкурс творческих работ.

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505; постановлений Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260, от 08.08.2018 № 318)

УФНС реализует комплекс мер по повышению налоговой культуры населения, включающий следующие мероприятия:

подготовка, издание и распространение учебно-методической, информационно-справочной и иной литературы по проблемам применения налогового права;

проведение конкурсов рефератов, конкурсов на лучший рисунок среди учащихся старших классов общеобразовательных организаций, конкурсов работ по проблемам налогового права среди учащихся и студентов экономических факультетов образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, творческих конкурсов среди жителей края;

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505)

содействие проведению семинаров по экономике в школах и летних лагерях для молодежного актива;

издание учебных материалов по налоговому праву для общеобразовательных организаций;

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260)

проведение в вузах края викторины по налоговому праву, а также школьных и студенческих олимпиад, конкурсов;

выпуск и бесплатное распространение листовок, плакатов, памяток с разъяснением основных положений законодательства о налогах, размещение тематической наружной рекламы, размещение на сайте УФНС информационно-справочных материалов по применению налогового законодательства;

подготовка цикла теле- и радиопередач, публикация в краевых и местных газетах материалов по вопросам налогового права и процесса, введение рубрики «Налогоплательщику», «Все о налогах» в муниципальных средствах массовой информации, демонстрация в эфире ГТРК «Алтай», ТВ «Катунь - 24» видео- и аудиороликов, обучающих видеоклипов, проведение краевого конкурса среди журналистов на лучший материал соответствующей тематики.

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 26.04.2021 № 137)

Следует признать, что проведение мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности имеет разрозненный характер и не решает проблему финансовой безопасности населения в целом. Необходимо проводить последовательную работу с участием большого числа заинтересованных лиц - федеральных и региональных органов власти, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, образовательных организаций, общественных организаций, финансовых институтов. Исключительно важным условием эффективности этой работы является координация усилий на основе единых целей и подходов к реализации различных инициатив и программ в области финансового просвещения. Объединенные усилия необходимо направить на формирование у жителей Алтайского края на систематической основе знаний, практических навыков по распоряжению личными и семейными финансами.

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505)

II. Приоритеты региональной политики в сфере повышения финансовой грамотности, цели и задачи, индикаторы и основные ожидаемые результаты программы, сроки ее реализации

(наименование в редакции постановления Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Повышение финансовой грамотности населения является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, и в Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р. Данные национальные инициативы призваны обеспечить укрепление среднего класса, повысить финансовое благосостояние населения и снизить экономические и финансовые риски в условиях колебаний рыночной экономики. Их реализация предполагает расширение взаимодействия населения и финансовых институтов, в том числе на основе новых финансовых схем и инструментов, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к финансовой грамотности населения и уровню защиты прав потребителей в финансовой сфере.

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 08.08.2018 № 318, постановления Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Одной из главных целей социально-экономического развития Алтайского края, определенной в стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, утвержденной законом Алтайского края от 21.11.2012 № 86-ЗС, является повышение благосостояния и качества жизни населения. Это означает высокий уровень доходов населения и его трудовой занятости, высокие стандарты личной безопасности, доступность высококачественных услуг в сфере образования и здравоохранения, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, высокий уровень экологической безопасности.

(в редакции постановлений Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28, от 17.12.2020 № 540)

Достижение этой цели возможно при условии развития финансового рынка региона и повышения уровня финансовой грамотности населения Алтайского края.

Министерством финансов Российской Федерации проведен конкурс среди субъектов Российской Федерации, реализующих региональные программы повышения финансовой грамотности населения. Алтайский край вошел в число победителей. Выполнение мероприятий по повышению финансовой грамотности на программной основе позволит скоординировать действия всех заинтересованных участников, сфокусировать усилия на приоритетных задачах, максимально использовать опыт и лучшую практику «пилотных» регионов.

Особое внимание необходимо уделить учащимся общеобразовательных организаций как наиболее восприимчивым к применению современных технологий потенциальным потребителям финансовых услуг. Основным направлением работы с данной целевой группой является формирование практических навыков планирования расходов, грамотного распоряжения личными и семейными финансами.

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505)

Остается актуальной задача по разъяснению гражданам особенностей формирования накопительной части пенсии, обучению навыкам грамотного управления пенсионными накоплениями.

Отдельно следует отметить необходимость обеспечения защиты прав граждан при осуществлении финансовых операций.

Целью программы является формирование у граждан разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышение эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг.

Для реализации поставленной цели в рамках программы необходимо решение следующих задач:

развитие кадрового и институционального потенциала в области повышения финансовой грамотности;

реализация образовательных программ по повышению финансовой грамотности;

реализация информационной кампании по повышению финансовой грамотности населения, в том числе направленной на разъяснение принципов рационального использования кредитных и страховых продуктов и недопущение избыточного долга по финансовым обязательствам;

(абзац в редакции постановления Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

упрощение процедур и предоставление более комфортного доступа к информации для потребителей финансовых услуг, защита прав потребителей;

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности населения.

Реализация программы осуществляется в рамках проекта, поэтому важной задачей является содействие внедрению образовательных, информационных и других продуктов, созданных в том числе в других регионах. Выполнение мероприятий программы будет способствовать достижению одной из целей социально-экономического развития Алтайского края - повышению благосостояния и качества жизни населения.

Создание системы эффективных и доступных информационных ресурсов с целью повышения финансовой грамотности предоставит гражданам открытый доступ к качественным ресурсам. Проводимая исполнителями программы кампания с участием всех видов средств массовой информации позволит сформировать более ответственное отношение граждан к личным финансам, сбережениям, умение рационально использовать кредиты.

Региональная информационно-просветительская кампания будет нацелена на развитие финансовой грамотности и усиление защиты прав потребителей финансовых услуг. Будет оказана поддержка в продвижении информационной кампании, разработанной на национальном уровне, также планируется распространение информации о реализации проекта и программы по повышению финансовой грамотности. Предусмотрено финансирование закупки товаров, оплаты консультационных услуг, разработки и выпуска материалов (включая видеоролики, брошюры, рекламные объявления и другую печатную продукцию), организации серий практикумов, «круглых столов», дискуссий, консультаций с участием журналистов и т.д. Проведение публичных мероприятий позволит участникам программы обменяться опытом, организовать обсуждение наиболее актуальных тем с привлечением общественности.

В рамках проекта будут разработаны и внедрены в учебный процесс образовательные программы повышения финансовой грамотности для различных целевых групп населения, в том числе для учащихся, студентов, взрослого населения, направленные на развитие базовых знаний и умений в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг. Подготовка педагогов Алтайского края по указанным образовательным программам позволит внедрить их в работу образовательных организаций на всей территории региона, проводить обучение как в годы реализации программы и проекта, так и после их завершения. Подготовленные в рамках реализации программы тьютеры и консультанты в сфере финансовой грамотности будут осуществлять консультационную поддержку взрослого населения на систематической основе.

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505)

В работе со всеми целевыми группами особое внимание будет уделено вопросам обеспечения адекватного финансового дохода после выхода на пенсию, важности оценки своих финансовых возможностей при получении кредита, недопущения избыточного долга по кредитам и займам, снижения просроченной задолженности по финансовым обязательствам, создания «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций, оперативного и справедливого разрешения финансовых споров и возможности отстоять свои права на финансовых рынках, использованию государственных инструментов, защиты имущественных интересов граждан посредством страхования.

Проведение научных и социологических исследований позволит получить подробную информацию о поведении различных возрастных и социальных групп населения по вопросам финансовой грамотности и скорректировать направления и мероприятия программы.

Ожидаемыми результатами реализации программы станут:

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

доля действительных и потенциальных низко- и среднедоходных пользователей финансовых услуг, понимающих соотношение «риск - доходность» при выборе финансовых продуктов - 68%;

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 08.08.2018 № 318)

доля школьников и студентов, понимающих соотношение «риск - доходность» при выборе финансовых продуктов - 54%;

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 08.08.2018 № 318)

доля действительных и потенциальных низко- и среднедоходных) пользователей финансовых услуг, понимающих важность наличия) «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций - 33%;

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 08.08.2018 № 318)

доля школьников и студентов, понимающих важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций - 76%;

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 08.08.2018 № 318)

доля действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, сравнивающих альтернативные предложения, прежде чем брать кредит.-63%;

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 08.08.2018 № 318)

доля действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, знающих о том, какие действия административного и юридического характера нужно предпринимать в случае нарушения их прав потребителя со стороны финансовых организаций - 42%.

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 08.08.2018 № 318)

Абзацы двадцать восьмой- тридцатый исключены - постановление Правительства Алтайского края от 08.08.2018 № 318)

Индикаторы (показатели) программы и их значения приведены в приложении 1.

(абзац в редакции постановления Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Государственная программа Алтайского края «Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае» реализуется с 2014 по 2023 год.

(абзац введен постановлением Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28, в редакции постановления Правительства Алтайского края от 17.12.2020 № 540)

III. Обобщенная характеристика мероприятий программы

Для решения поставленных задач программой предусмотрена система мероприятий. Мероприятия программы, обеспеченные финансированием, приведены в приложении 2.

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Перечень мероприятий, реализуемых в рамках программы в 2014-2024 годах, финансирование которых не предусмотрено:

(абзац введен постановлением Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28, в редакции постановления Правительства Алтайского края от 17.12.2020 № 540)

Задача 2. Реализация образовательных программ по повышению финансовой грамотности

(абзац введен постановлением Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Мероприятие 2.1. Реализация образовательных программ в региональной системе образования, включая организации начального, общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования

(абзац введен постановлением Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Участники – МОН, АИРО;

(абзац введен постановлением Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Задача 3. Реализация информационной кампании по повышению финансовой грамотности населения, в том числе направленной на разъяснение принципов рационального использования кредитных и страховых продуктов и недопущение избыточного долга по финансовым обязательствам

(абзац введен постановлением Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Мероприятие 3.1. Разработка плана информационной кампании в Алтайском крае по повышению финансовой грамотности населения

(абзац введен постановлением Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Участники – АКЦФГ, УПМК, АФРМСП;

(абзац введен постановлением Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Мероприятие 3.5. Ведение регионального веб-портала по финансовой грамотности

(абзац введен постановлением Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Участники – АКЦФГ, КАУ АЦФИ, АФРМСП, УПМК;

(абзац введен постановлением Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Задача 4. Упрощение процедур и предоставление более комфортного доступа к информации для потребителей финансовых услуг, защита прав потребителей

(абзац введен постановлением Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Мероприятие 4.1. Проведение «дней открытых дверей», «горячей линии», по вопросам, связанным с функционированием финансового рынка и его институтов, «часа прямого провода», организация семинаров по актуальным вопросам функционирования рынка финансовых услуг

(абзац введен постановлением Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Участники – АКЦФГ, Минсоцзащита Алтайского края, Минкультура, УРП, ОПФР (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю (по согласованию), УФНС (по согласованию), МФЦ, профессиональные объединения участников финансового рынка (по согласованию);

(абзац введен постановлением Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Мероприятие 4.2. Проведение специализированных выставок банковских и других финансовых услуг, ярмарок и выставок финансовой литературы

(абзац введен постановлением Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Участники – АКЦФГ, КГБУ АКУНБ, профессиональные объединения участников финансового рынка (по согласованию);

(абзац введен постановлением Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Мероприятие 4.3. Организация онлайн-тестирования знаний в сфере финансовой грамотности

(абзац введен постановлением Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Участники – АКЦФГ, КАУ АЦФИ, Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю (по согласованию), профессиональные объединения участников финансового рынка (по согласованию);

(абзац введен постановлением Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Задача 5. Мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности населения

(абзац введен постановлением Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Мероприятие 5.2. Проведение независимой оценки эффективности реализации программы

(абзац введен постановлением Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Участники – АКЦФГ, Минфин, МЭР, АФРМСП, КАУ АЦФИ, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию).

(абзац введен постановлением Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Постановлением Администрации Алтайского края от 31.10.2013 № 569 утверждено положение о Координационном совете по реализации мероприятий в сфере финансовой грамотности населения в Алтайском крае, распоряжением Правительства Алтайского края от 09.01.2020 № 3-р утвержден его персональный состав. Задачей совета является осуществление координации и контроля за реализацией программы, а также содействие в реализации проекта на территории Алтайского края. В его состав включены представители органов государственной власти и местного самоуправления, объединений профессиональных участников финансового рынка, образовательных организаций.

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505; постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260, постановления Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

В целях координации выполнения мероприятий программы запланировано создание АКЦФГ. Задачи АКЦФГ - координация усилий исполнителей программы, а также выполнение мероприятий по оказанию консультационных услуг, проведению семинаров и конференций, организации обучающих мероприятий, мониторингу реализации программы по повышению финансовой грамотности, деятельность в качестве экспертно-методического центра и центра развития квалификаций в области финансового образования, в том числе проведение процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

В целях изучения опыта и лучшей практики «пилотных» регионов планируется проведение «круглых столов» с участием экспертов, представителей финансовых институтов, органов государственной власти и местного самоуправления, образовательных организаций. Предусматривается выездная встреча исполнителей программы в регионы, имеющие опыт реализации аналогичных программ. Запланировано проведение конкурса и предоставление грантов на поддержку инициатив в целях повышения уровня финансовой грамотности населения Алтайского края.

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505;  постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260)

В целях включения в образовательный процесс программ по финансовой грамотности в период реализации программы за счет средств проекта будет осуществлена подготовка педагогов к работе с соответствующими программами для обучающихся и их родителей. Далее будет организовано обучение учащихся общеобразовательных организаций, образовательных организаций среднего профессионального образования, высшего образования по разработанным программам. Запланировано проведение конкурсов, олимпиад, семинаров для учащихся и студентов в целях формирования навыков рационального распоряжения личными финансами, планирования семейного бюджета.

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505)

В рамках проекта предусмотрено проведение единой информационной кампании. В соответствии с разработанным на федеральном уровне планом информационной кампании в крае будет реализован региональный компонент: обеспечено наполнение региональной страницы на общероссийском портале по финансовой грамотности, создание регионального сайта и элементов узнаваемости программы, организовано изготовление и размещение тематических статей, аудиовизуальных материалов в региональных средствах массовой информации. Также будут организованы различные мероприятия по информированию населения об услугах финансового рынка и защите прав потребителей («прямая линия», «час прямого провода», семинары, курсы финансовой грамотности, специализированные выставки финансовых услуг и другие мероприятия).

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505)

В рамках реализации проекта запланировано обучение тьютеров и консультантов для работы со взрослым населением, которые также могут выполнять функции организаторов и координаторов проведения мероприятий по финансовой грамотности. После завершения обучения работа данных специалистов будет организована на различных площадках: АКЦФГ, ЦФГ, МФЦ, сеть краевых и муниципальных школьных библиотек, Минсоцзащиты Алтайского края.

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505; постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260, постановления Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Кроме того, в указанных организациях будет осуществляться пропаганда ответственного финансового поведения посредством оформления информационных стендов и баннеров для потребителей финансовых услуг. В учреждения будут переданы разработанные памятки, пособия, иные материалы по вопросам финансовой грамотности.

В целях реализации мероприятий по защите прав потребителей сотрудники Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю, непосредственно осуществляющие защиту прав населения, пройдут повышение квалификации в рамках федерального компонента проекта. В рамках созданного регионального Интернет-портала будет организована возможность o№-li№e тестирования знаний в сфере финансовой грамотности. Также будет предоставляться юридическая помощь и осуществляться консультирование граждан по вопросам защиты их прав как потребителей финансовых услуг.

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 08.08.2018 № 318)

Созданные в рамках реализации программы образовательные модули, буклеты, пособия, иные материалы будут размещаться в сети Интернет. Отдельные усилия будут направлены на организацию обмена лучшими наработками и практикой с регионами - участниками проекта и другими заинтересованными регионами.

IV. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы

(Раздел IV в редакции постановления Правительства Алтайского края от 17.12.2020 № 540)

Общий объем финансирования программы на 2014-2023 годы составит 108668 тыс. рублей, из них:

за счет средств краевого бюджета 38510 тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году - 200 тыс. рублей;

в 2015 году - 4300 тыс. рублей;

в 2016 году - 2000 тыс. рублей;

в 2017 году - 1085 тыс. рублей;

в 2018 году - 5700 тыс. рублей;

в 2019 году - 4830 тыс. рублей;

в 2020 году - 6700 тыс. рублей;

в 2021 году - 4565 тыс. рублей;

в 2022 году - 4565 тыс. рублей;

в 2023 году - 4565 тыс. рублей;

за счет средств проекта - 70158 тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году - 0 тыс. рублей;

в 2015 году - 440 тыс. рублей;

в 2016 году - 17799 тыс. рублей;

в 2017 году - 24855 тыс. рублей;

в 2018 году - 12664 тыс. рублей;

в 2019 году - 5499 тыс. рублей;

в 2020 году - 8901 тыс. рублей;

в 2021 году - 0 тыс. рублей;

в 2022 году - 0 тыс. рублей;

в 2023 году - 0 тыс. рублей.

Сводные финансовые затраты по направлениям программы представлены в приложении 3.

Содержание и объемы финансирования мероприятий уточняются и корректируются ежегодно при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период. Средства, не использованные в предыдущем финансовом году, могут быть перераспределены на последующие годы реализации программы.

V. Анализ рисков реализации программы и описание

мер управления рисками реализации программы

К основным рискам реализации программы относятся:

организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках программы, слабая координация между исполнителями программы, образовательными организациями и другими участниками, в том числе в части получения методической поддержки, отставание от сроков реализации мероприятий;

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505)

социальные риски, связанные с бездействием человека, сопротивлением общественности нововведениям и целям, реализуемым в рамках программы.

Организационные и управленческие риски. Ошибочная организационная схема, недостаточный уровень квалификации для работ с новыми инструментами могут приводить к неэффективному управлению процессом реализации программы, несогласованности действий, низкому качеству выполнения программных мероприятий. Минимизация риска возможна за счет организации единого координационного органа (координационного совета по реализации мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности населения в Алтайском крае) и рабочей группы при Минфине, а также создания исполнительного органа программы - АКЦФГ. Обеспечение постоянного и оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации программы, а также корректировка программы на основе анализа данных мониторинга - все это минимизирует организационные и управленческие риски.

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260)

Социальные риски могут выражаться в сопротивлении общественности осуществляемым изменениям в связи с недостаточным освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках программы результатов. Минимизация названного риска возможна за счет широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов реализации мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности, а также публичного освещения хода и результатов реализации программы.

VI. Методика оценки эффективности программы

(раздел исключен постановлением Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

VI. Система управления реализацией программы

(нумерация в редакции постановления Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации и является его составной частью.

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Министерством финансов Российской Федерации, Некоммерческим Фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов и Администрацией Алтайского края подписан договор о реализации проекта, определяющий обязанности данных структур в рамках реализации проекта на территории Алтайского края.

Уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за исполнение на территории края мероприятий проекта и программы, разработку и утверждение порядка ее реализации, является Минфин. В целях обеспечения согласованных действий по реализации программы органов исполнительной власти Алтайского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, образовательных организаций, финансово-кредитных, страховых организаций и иных организаций, средств массовой информации создан координационный совет.

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505; постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260)

Координационный совет определяет стратегические направления работы, осуществляет общий контроль за реализацией программы, технический контроль за реализацией конкретных мероприятий в рамках программы, а также оказывает содействие в реализации проекта на территории Алтайского края. Координационный совет вносит предложения об уточнении и изменении в случае необходимости перечня программных мероприятий. В состав совета вошли представители органов государственной власти и местного самоуправления, представители профессиональных объединений участников финансового рынка, учебных организаций, научной общественности.

С целью оперативного управления реализацией программы при Минфине создается рабочая группа. Состав рабочей группы утверждается заместителем Председателя Правительства Алтайского края, министром финансов Алтайского края. Для объединения усилий всех участников, решения текущих вопросов реализации проекта и программы за счет средств проекта обеспечивается работа координаторов-консультантов.

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260)

АКЦФГ также берет на себя функции по координации исполнителей программы, организует выполнение программных мероприятий: проведение семинаров, конференций по вопросам финансовой грамотности, осуществляет деятельность в качестве экспертно-методического центра в области финансового образования, содействует внедрению в регионе образовательных, информационных и других проектов, созданных в рамках проекта, участвует в проведении исследований, мониторингов, экспертиз эффективности реализации программы. С учетом высокой доли сельского населения в Алтайском крае (45,2 процента) деятельность АКЦФГ должна распространяться и на муниципальные районы.

МОН содействует внедрению образовательных программ, созданных в рамках проекта, участвует в подготовке региональных программ, осуществляет отбор педагогов, которых необходимо обучить работе с созданными образовательными программами, организует повышение квалификации и методическую поддержку педагогов, реализующих программы повышения финансовой грамотности, участвует в отборе консультантов, а также в оценке качества отчетных материалов по реализации мероприятий, связанных с развитием потенциала в области финансового образования и реализацией программ в сфере финансового образования и повышения финансовой грамотности.

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260)

В исполнении программы также участвуют МЭР, Минсоцзащита Алтайского края, УСМК, УРП, АФРМСП, общеобразовательные организации, образовательные организации среднего профессионального образования, высшего образования, ОПФР (по согласованию), профессиональные объединения участников финансового рынка (по согласованию), иные организации.

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505;постановлений Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260, от 08.08.2018 № 318, постановления Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

В выполнении мероприятий программы участвуют также МФЦ и его филиалы, АИРО, краевые и муниципальные, школьные библиотеки в части информирования населения, проведения консультаций, семинаров, конференций, дней финансовой грамотности.

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 29.01.2020 № 28)

Администрации городов и районов края обеспечивают информирование населения о проводимых мероприятиях путем размещения статей в районных и городских газетах, организуют предоставление помещений для проведения мероприятий по финансовой грамотности, реализуют другие организационные вопросы.

Исполнители программы в целях достижения показателей результатов и реализации мероприятий программы:

обеспечивают разработку нормативных правовых актов Алтайского края, ведомственных актов, планов, необходимых для реализации мероприятий программы;

обеспечивают взаимодействие с федеральными органами государственной власти;

(абзац в редакции постановления Правительства Алтайского края от 24.12.2018 № 463)

организуют работу по реализации программы в структурных подразделениях и уполномоченных подведомственных учреждениях и обеспечивают взаимодействие с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Алтайского края по вопросам реализации программы;

проводят (при необходимости) рабочие совещания по решению тактических задач и текущему выполнению мероприятий.

Программа является частью совместного проекта Российской Федерации и Международного банка развития и реконструкции, Министерством финансов Российской Федерации будут осуществляться мониторинг и оценка результатов реализации программы.

Оценка воздействия программы будет проводиться на основе мониторинга и независимой оценки эффективности реализации программы. Исследования по оценке воздействия станут основой принятия решений о расширении наиболее эффективных инициатив, пересмотре структуры программы, доработке конкретных инициатив.

Отчеты о результатах реализации программы как части федерального проекта, в том числе реализации мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, готовятся и представляются в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации, а также иными органами управления федеральным проектом.

Мероприятия, разработанные и реализуемые в рамках проекта и программы на 2014 - 2023 годы (такие как организация деятельности АКЦФГ и ЦФГ; проведение занятий в общеобразовательных организациях, образовательных организациях среднего профессионального, высшего образования по разработанным методикам; обучение субъектов малого и среднего предпринимательства финансовой грамотности; проведение в образовательных организациях викторин, олимпиад, творческих конкурсов, деловых игр, направленных на формирование ответственного распоряжения личными и семейными финансами, а также налогового права; проведение разовых и (или) систематических мероприятий по разъяснению основ ответственного финансового поведения; освещение мероприятий по повышению финансовой грамотности через Интернет-сайт, а также ведение региональной страницы на федеральном веб-портале, освещающей мероприятия по повышению финансовой грамотности населения; проведение консультаций, семинаров, конференций, дней финансовой грамотности и других мероприятий), будут продолжены на территории Алтайского края. Формы работы, объемы финансирования будут уточнены по итогам реализации мероприятий программы в 2014 - 2023 годы.

(в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 № 505; постановлений Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260, от 08.08.2018 № 318, от 29.01.2020 № 28, от 17.12.2020 № 540)

Минфин контролирует выполнение программных мероприятий, выявляет несоответствие результатов их реализации плановым показателям, устанавливает причины недостижения ожидаемых результатов и определяет меры по их устранению.

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260)

Минфин ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует отчет о реализации программы и направляет его в МЭР.

(в редакции постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2017 № 260)

Приложение 1

к государственной программе

Алтайского края

«Повышение уровня финансовой

грамотности населения в

Алтайском крае» на 2014 - 2020 годы

(приложение изложено в редакции постановления Правительства Алтайского края от 17.12.2020 № 540)

СВЕДЕНИЯ

ОБ ИНДИКАТОРАХ (ПОКАЗАТЕЛЯХ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ» И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

№ п/п

Наименование индикатора (показателя)

Единица измерения

Значение по годам (нарастающим итогом)

2012

(факт)

2013

(факт)

годы реализации государственной программы

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1.

Доля действительных и потенциальных низко- и среднедоходных пользователей финансовых услуг, понимающих соотношение «риск - доходность» при выборе финансовых продуктов

%

-

-

-

-

-

-

-

68

68

68

68

68

2.

Доля школьников и студентов, понимающих соотношение «риск - доходность» при выборе финансовых продуктов

%

-

-

-

-

-

-

-

54

54

54

54

54

3.

Доля действительных и потенциальных низко- и среднедоходных пользователей финансовых услуг, понимающих важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций

%

-

-

-

-

-

-

-

33

33

33

33

33

4.

Доля школьников и студентов, понимающих важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций

%

-

-

-

-

-

-

-

76

76

76

76

76

5.

Доля действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, сравнивающих альтернативные предложения, прежде чем брать кредит

%

-

-

-

-

-

-

-

63

63

63

63

63

6.

Доля действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, знающих о том, какие действия административного и юридического характера нужно предпринимать в случае нарушения их прав потребителя со стороны финансовых организаций

%

-

-

-

-

-

-

-

42

42

42

42

42

7.

Наличие координатора реализации программы на региональном уровне

да/нет

нет

нет

да

да

да

да

да

да

да

да

да

да

8.

Наличие координационного совета по реализации мероприятий в сфере финансовой грамотности населения в Алтайском крае

да/нет

нет

нет

да

да

да

да

да

да

да

да

да

да

9.

Наличие рабочей группы при Минфине

да/нет

нет

нет

да

да

да

да

да

да

да

да

да

да

10.

Количество подготовленных педагогов, реализующих программы повышения финансовой грамотности (нарастающим итогом)

человек

0

0

0

0

300

1200

1278

1465

1898

1898

1898

1898

11.

Доля учащихся общеобразовательных организаций, охваченных мероприятиями программы по повышению финансовой грамотности (нарастающим итогом)

%

0

0

0

0,6

15,0

25,0

50,0

50,0

55,0

55,0

60,0

60,0

12.

Количество учащихся общеобразовательных организаций, охваченных мероприятиями программы по повышению финансовой грамотности (нарастающим итогом)

человек

0

0

0

1487

35240

58735

117470

117470

148160

148160

161630

161630

13.

Доля студентов и слушателей образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, охваченных мероприятиями программы по повышению финансовой грамотности (нарастающим итогом)

%

0

0

0

0,4

15,0

25,0

50,0

50,0

50,0

50,0

55,0

55,0

14.

Количество студентов и слушателей образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, охваченных мероприятиями программы по повышению финансовой грамотности (нарастающим итогом)

человек

0

0

0

175

6008

10014

20028

20028

45290

45290

52440

52440

15.

Количество подготовленных тьютеров и консультантов в сфере финансовой грамотности (нарастающим итогом)

человек

0

0

26

90

171

293

313

319

406

406

406

406

16.

Количество взрослого населения, охваченного консультационной поддержкой по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг

человек

0

0

0

не менее 1000

не менее 3000

не менее 5000

не менее 15000

не менее 25000

не менее 30000

не менее 50000

не менее 50000

не менее 50000

17.

Наличие плана информационной кампании

да/нет

нет

нет

нет

да

да

да

да

да

да

да

да

да

18.

Наличие фирменной символики программы и брендбука по ее использованию

да/нет

нет

нет

нет

да

да

да

да

да

да

да

да

да

Приложение 2

к государственной программе

Алтайского края

«Повышение уровня финансовой

грамотности населения в

Алтайском крае» на 2014 - 2020 годы

(приложение 2 изложено в редакции постановления Правительства Алтайского края от 17.12.2020 № 540)

ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ», ОБЕСПЕЧЕННЫХ ФИНАНСИРОВАНИЕМ

№ п/п

Цель, задача, мероприятие

Срок реализации

Участник программы

Сумма расходов, тыс. рублей

Источники финансирования

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1.

Цель - формирование у граждан разумного финансового поведения в принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам, и повышение эффективности защиты прав граждан как потребителей финансовых услуг

2014-2023 годы

Минфин, АКЦФГ, МЭР, Минкультура, МОН, Минсоцзащита Алтайского края, УПМК, УРП, Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю (по согласованию), ОПФР (по согласованию), УФНС (по согласованию), ГУ ЦБ (по согласованию), АФРМСП, КАУ АЦФИ, АИРО, МФЦ, КГБУ АКУНБ, профессиональные объединения участников финансового рынка (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию)

200

4740

19799

25940

18364

10329

15601

4565

4565

4565

108668

всего, в том числе

-

440

17799

24855

12664

5499

8901

-

-

-

70158

БП

200

4300

2000

1085

5700

4830

6700

4565

4565

4565

38510

КБ

2.

Задача 1. Развитие кадрового и институционального потенциала в области повышения финансовой грамотности

2014-2023 годы

Минфин, АКЦФГ, МЭР, МОН, АФРМСП, КАУ АЦФИ, АИРО, профессиональные объединения участников финансового рынка (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию)

75

1740

9939

23861

1550

1210

815

500

500

500

40690

всего, в том числе

-

440

9239

23386

860

860

215

-

-

-

35000

БП

75

1300

700

475

690

350

600

500

500

500

5690

КБ

3.

Мероприятие 1.1. Обеспечение деятельности Алтайского центра (центров) финансовой грамотности

2014-2023 годы

Минфин, АФРМСП, МОН, КАУ АЦФИ, АИРО

-

500

400

35

-

-

200

200

200

200

1735

КБ

4.

Мероприятие 1.2. Повышение квалификации и методическая поддержка педагогов, реализующих программы повышения финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2014-2023 годы

МОН, АИРО, АКЦФГ

-

-

4662

12709

-

-

-

-

-

-

17371

БП

5.

Мероприятие 1.3. Подготовка тьютеров и консультантов в сфере финансовой грамотности

2014-2023 годы

АКЦФГ, МЭР, МОН, Минсоцзащита Алтайского края, Минкультура, УРП, ОПФР (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю (по согласованию), УФНС (по согласованию), АФРМСП, КАУ АЦФИ, КГБУ АКУНБ, АИРО, МФЦ, профессиональные объединения участников финансового рынка (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию)

-

-

3317

9947

0

-

-

-

-

-

13264

БП

6.

Мероприятие 1.4. Обеспечение консультационной поддержки реализации программы

2014-2023 годы

Минфин, АКЦФГ, АФРМСП, КАУ АЦФИ

-

440

1260

730

860

860

215

-

-

-

4365

БП

7.

Мероприятие 1.5. Организация и (или) участие в мероприятиях, в том числе в конференциях, семинарах, круглых столах и других, по обмену опытом в сфере повышения финансовой грамотности населения

2014-2023 годы

АКЦФГ, Минфин, МЭР, МОН, Минсоцзащита Алтайского края, Минкультура, УРП, ОПФР (по согласованию), КАУ АЦФИ, АФРМСП, МФЦ, Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю (по согласованию), УФНС (по согласованию), АИРО, профессиональные объединения участников финансового рынка (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию)

75

800

300

440

690

350

400

300

300

300

3955

КБ

8.

Задача 2. Реализация образовательных программ по повышению финансовой грамотности

2014-2023 годы

МОН, АКЦФГ, Минфин, Минсоцзащита Алтайского края, Минкультура, МЭР, УРП, ОПФР (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю (по согласованию), УФНС (по согласованию), АФРМСП, КАУ АЦФИ, АИРО, Центр Учпроснаб, МФЦ, профессиональные объединения участников финансового рынка (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию)

-

400

8860

1499

2500

5439

9796

1110

1110

1110

31824

всего, в том числе

-

-

8560

1469

-

4639

8686

-

-

-

23354

БП

-

400

300

30

2500

800

1110

1110

1110

1110

8470

КБ

9.

Мероприятие 2.2. Обучение субъектов малого и среднего предпринимательства вопросам финансовой грамотности

2014-2023 годы

АКЦФГ, КАУ АЦФИ, АФРМСП, УРП

-

-

-

-

-

-

100

100

100

100

400

КБ

10.

Мероприятие 2.3. Проведение в образовательных организациях викторин, олимпиад, творческих конкурсов, деловых игр, направленных на формирование ответственного распоряжения личными и семейными финансами

2014-2023 годы

МОН, АИРО, УФНС, АКЦФГ, КАУ АЦФИ, профессиональные объединения участников финансового рынка (по согласованию)

-

-

-

-

-

200

260

260

260

260

1240

КБ

11.

Мероприятие 2.5. Проведение тематических занятий в детских летних лагерях

2014-2023 годы

МОН, АИРО, АКЦФГ

-

-

-

-

-

-

150

150

150

150

600

КБ

12.

Мероприятие 2.6. Проведение разовых и систематических мероприятий по финансовой грамотности, в том числе обеспечение образовательными, информационными и презентационными материалами и оборудованием, включая их хранение, издание и приобретение

2014-2023 годы

АКЦФГ, МЭР, МОН, Минкультура, УРП, Минсоцзащита Алтайского края, ОПФР (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю (по согласованию), УФНС (по согласованию), КАУ АЦФИ, АФРМСП, АИРО, Центр Учпроснаб, МФЦ, профессиональные объединения участников финансового рынка (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию)

-

400

300

30

2500

600

600

600

600

600

6230

КБ

13.

Мероприятие 2.7. Разработка, апробация и внедрение образовательного модуля по финансовой грамотности для населения, проживающего в сельской местности

2014-2023 годы

АКЦФГ, КАУ АЦФИ, АФРМСП, УРП

-

-

8560

1469

-

-

-

-

-

-

10029

БП

14.

Мероприятие 2.8. Разработка, апробация и внедрение системы вовлечения студентов и школьников в просветительскую и волонтерскую деятельность в области финансовой грамотности и ответственного финансового поведения в Алтайском крае

2014-2023 годы

АКЦФГ, МОН, АИРО, КАУ АЦФИ, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию)

-

-

-

-

-

4639

8686

-

-

-

13325

БП

15.

Задача 3. Реализация информационной кампании по повышению финансовой грамотности населения, в том числе направленной на разъяснение принципов рационального использования кредитных и страховых продуктов и недопущение избыточного долга по финансовым обязательствам

2014-2023 годы

АКЦФГ, УПМК, АФРМСП, КАУ АЦФИ, МОН, МФЦ, Минкультура, КГБУ АКУНБ

125

2600

1000

580

14314

3680

4740

2955

2955

2955

35904

всего, в том числе

125

2600

1000

580

2510

3680

4740

2955

2955

2955

24100

КБ

-

-

-

-

11804

-

-

-

-

-

11804

БП

16.

Мероприятие 3.2. Обучение редакторов и журналистов краевых и муниципальных СМИ в рамках проведения образовательных программ, тренингов и семинаров

2014-2023 годы

АКЦФГ, КАУ АЦФИ, УПМК, АФРМСП

-

200

-

-

-

-

100

-

-

-

300

КБ

17.

Мероприятие 3.3. Обеспечение информационными и презентационными материалами и оборудованием, в том числе брошюрами, буклетами, периодическими изданиями, учебной литературой и иными материалами по финансовой грамотности, включая их издание и приобретение

2014-2023 годы

АКЦФГ, АФРМСП, КАУ АЦФИ, МОН, АИРО, МЭР, МФЦ, Минкультура, КГБУ АКУНБ, УПМК, УФНС (по согласованию)

125

1400

600

580

1540

2480

3290

1600

1600

1600

14815

КБ

18.

Мероприятие 3.4. Разработка и выпуск (демонстрация) графических, информационных и иных материалов по вопросам финансовой грамотности в СМИ и сети Интернет

2014-2023 годы

АКЦФГ, УПМК, АФРМСП, КАУ АЦФИ, МФЦ, МОН, АИРО, УФНС (по согласованию), профессиональные объединения участников финансового рынка (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию)

-

1000

400

-

970

1200

1350

1355

1355

1355

8985

КБ

19.

Мероприятие 3.6. Создание и распространение информационных материалов и проведение информационных мероприятий по актуальным вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг в Алтайском крае

2014-2023 годы

АКЦФГ, УПМК, КАУ АЦФИ, Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю (по согласованию)

-

-

-

-

11804

-

-

-

-

-

11804

БП

20.

Задача 4. Упрощение процедур и предоставление более комфортного доступа к информации для потребителей финансовых услуг, защита прав потребителей*

2014-2023 годы

АКЦФГ, УРП, Минкультура, ОПФР (по согласованию), МФЦ, Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю (по согласованию), УФНС (по согласованию), Минсоцзащита Алтайского края, КГБУ АКУНБ, КАУ АЦФИ, профессиональные объединения участников финансового рынка (по согласованию)

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

21.

Задача 5. Мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности населения

2014-2023 годы

АКЦФГ, Минфин, АФРМСП, КАУ АЦФИ, МЭР, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию)

-

-

-

-

-

-

250

-

-

-

250

КБ

22.

Мероприятие 5.1. Проведение мониторингов, анкетирований, изучений уровня финансовой грамотности населения Алтайского края

2014-2023 годы

АКЦФГ, Минфин, МЭР, АФРМСП, КАУ АЦФИ, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию)

-

-

-

-

-

-

250

-

-

-

250

КБ

* Мероприятия Задачи 4, необеспеченные финансированием, приведены в разделе III программы

Приложение 3

к государственной программе

Алтайского края

«Повышение уровня финансовой

грамотности населения в

Алтайском крае» на 2014 - 2020 годы

(приложение 3 в редакции постановления Правительства Алтайского края от 17.12.2020 № 540)

ОБЪЕМ
ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ»

Источники и направления расходов

Сумма расходов, тыс. рублей

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

всего

Всего финансовых затрат

200

4740

19799

25940

18364

10329

15601

4565

4565

4565

108668

в том числе

из краевого бюджета

200

4300

2000

1085

5700

4830

6700

4565

4565

4565

38510

из федерального бюджета (на условиях софинансирования) средства проекта

-

440

17799

24855

12664

5499

8901

-

-

-

70158

Капитальные вложения

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

в том числе

из краевого бюджета

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

из федерального бюджета (на условиях софинансирования) средства проекта

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

НИОКР**

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

в том числе

-

-

из краевого бюджета

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

из федерального бюджета (на условиях софинансирования) средства проекта

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Прочие расходы

200

4740

19799

25940

18364

10329

15601

4565

4565

4565

108668

в том числе

из краевого бюджета

200

4300

2000

1085

5700

4830

6700

4565

4565

4565

38510

из федерального бюджета (на условиях софинансирования) средства проекта

-

440

17799

24855

12664

5499

8901

-

-

-

70158

** Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать