Основная информация

Дата опубликования: 08 апреля 2020г.
Номер документа: RU36020914202000010
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Воронежская область
Принявший орган: Администрация Дзержинского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ ДЗЕРЖИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

КАШИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08.04.2020г. года № 16

п.им.Дзержинского

О принятии программы

комплексного развитие социальной

инфраструктуры Дзержинского

сельского поселения Каширского

муниципального района

Воронежской области на 2020-2030 годы»

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительным кодексом РФ, Требованиям к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных постановлением Правительства РФ от «01» октября 2015 г. N 1050, Уставом Дзержинского сельского поселения, администрация Дзержинского сельского поселения

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять прилагаемую программу комплексного развитие социальной инфраструктуры Дзержинского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области на 2020-2030 годы» согласно приложения 1. (приложение прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального обнародования. Настоящее постановление обнародовать в печатном средстве массовой информации администрации Дзержинского сельского поселения «Муниципальном вестнике» и разместить на официальном сайте администрации в сети Интернет

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

4. Настоящее решение вступает в силу с момента обнародования.

Глава администрации

Дзержинского сельского поселения

А.А.Марыныч

Приложение № 1

к постановлению администрации

Дзержинского сельского поселения

№ 16 от 08.04.2020г.

ПАСПОРТ

программы комплексного развития социальной инфраструктуры Дзержинского сельского поселения на 2020-2030 годы»

Наименование Программы

Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Дзержинского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области на 2020-2030 годы»

Основание для разработки программы

- Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 01 октября 2015 года № 1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов»

- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ;

- Устав Дзержинского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области;

- Генеральный план Дзержинского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области.

Наименование заказчика Программы, его местонахождение

Администрация Дзержинского сельского поселения Каширского муниципального района

Адрес: 396347, Воронежская область, Каширский район, п.им.Дзержинского, ул.Школьная, 50. ______

Наименование разработчика Программы, его местонахождение

Разработчик программы -Администрация Дзержинского сельского поселения Каширского муниципального района

Адрес: 396347, Воронежская область, Каширский район, п.им.Дзержинского, ул.Школьная, 50

Цели Программы

Комплексное развитие социальной инфраструктуры Дзержинского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области

Задачи Программы

Программа обеспечивает:

а) безопасность, качество и эффективность использования населением объектов социальной инфраструктуры поселения;

б) доступность объектов социальной инфраструктуры поселения для населения поселения в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа;

в) сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры поселения;

г) достижение расчетного уровня обеспеченности населения поселения услугами в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры (далее – социальная инфраструктура), в соответствии с нормативами градостроительного проектирования поселения;

д) эффективность функционирования действующей социальной инфраструктуры.

Целевые показатели

(индикаторы)

обеспеченности

населения объектами

социальной

инфраструктуры

- достижение расчетного уровня обеспеченности населения поселения, услугами, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования поселения;

- доступность объектов социальной инфраструктуры для населения в соответствии с нормативами градостроительного проектирования;

- развитие социальной инфраструктуры в соответствии с потребностями населения;

- развитие социальной инфраструктуры в соответствии с нормативами градостроительного проектирования.

Укрупненное описание запланированных мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры

 Разработка проектов планировки территории , межевание земельных участков и строительство объектов социальной инфраструктуры;

 разработка проектно-сметной документации по реконструкции объектов социальной сферы;

 реконструкция объектов социальной инфраструктуры;

Сроки и этапы реализации Программы

Срок реализации Программы 2020-2030 годы. Программа реализуется в один этап с 2020 по 2030 годы; (чёткое выделение этапов программы не предусматривается, так как мероприятия осуществляются на всём протяжении реализации программы)

Объемы и источники финансирования

Объем финансирования Программы в 2020-2030 годах составит 10923,9 тыс. рублей,

областной бюджет - 10923,9 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- улучшения социальных условий жизни населения;

- приведение социальной инфраструктуры в состояние, обеспечивающее доступность объектов социальной инфраструктуры для населения;

- повышение уровня комфортности пользования объектами социальной инфраструктуры муниципального образования.

РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩЕСТВУЮЩЕГО СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

1.1. Описание социально-экономического состояния поселения, сведения о градостроительной деятельности на территории поселения

Дзержинское сельское поселение Каширского муниципального района Воронежской области - муниципальное образование в составе Каширского района Воронежской области.

Территория Дзержинского сельского поселения входит в состав территории Каширского муниципального района Воронежской области. Поселение расположено в северо-западной части района, в 25 км. от г.Воронежа и 42 км. от административного центра - Каширского муниципального района. На территории Дзержинского сельского поселения расположено два населенных пункта – поселок им. Дзержинского и поселок 40 лет Октября.

Общая площадь Дзержинского сельского поселения по данным реестра «Административно-территориального устройства Воронежской области» составляет 6256,45 га (п.им.Дзержинского – 289,6 га, поселок 40 лет Октября 25,4 га).

Дзержинское сельское поселение граничит с Каменно-Верховским сельским поселением, Колодезянским сельским поселением, Боевским сельским поселением Каширского муниципального района, Костенским сельским поселением Хохольского муниципального района, Воронежским сельским поселением, Никольским сельским поселением Новоусманского муниципального района, а также городским округом – город Воронеж.

Территорию поселения пересекает железнодорожная ветка ЮВЖД Воронеж – Лиски.

К отдаленным населенным пунктам относятся:

- пос.40 лет Октября - расстояние до центра поселения 1,9 км

Современная планировочная ситуация Дзержинского сельского поселения сформировалась на основе ряда факторов:

- географического положения поселения;

- природных условий и ресурсов;

- хозяйственной деятельности;

- исторически сложившейся системы расселения.

В состав земель населенных пунктов Дзержинского сельского поселения входят земельные участки, отнесенные к следующим территориальным зонам:

- зона индивидуальной жилой застройки;

- общественно-деловая зона;

- производственная зона;

- рекреационная зона;

- зона сельскохозяйственного использования;

- иные территориальные зоны

Численность населения Дзержинского сельского поселения по состоянию на 01.01.2020 года составила 1886 человек.

Население проживает в индивидуальных жилых домах.

Социальная сфера Дзержинского сельского поселения — это сфера общественного воспроизводства, создающая условия для комфортного проживания людей в сельской местности, развивающая трудовой потенциал сельской территории на перспективу и включающая в себя объекты социальной инфраструктуры, бытового обслуживания, коммуникации и транспортную доступность.

Социальной сферой сельской местности не создаются материальные блага, но без её развития невозможно эффективное развитие сельскохозяйственного производства. К социальной сфере относят, прежде всего, сферу услуг: образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, торговлю, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь.

Правовым актом территориального планирования муниципального уровня является генеральный план. Генеральный Дзержинского сельского поселения Каширского муниципального района, который утвержден решением Совета народных депутатов Дзержинского сельского поселения Каширского муниципального района от 25.01.2010 №185 (в ред. решений от 24.04.2012 №113, от 06.11.2013 №194, от 21.04.2015 №275)., согласно которому установлены и утверждены:

- территориальная организация и планировочная структура территории поселения;

- функциональное зонирование территории поселения;

- границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства муниципального уровня.

На основании генерального плана Дзержинского сельского поселения Каширского муниципального района юридически обоснованно осуществляются последующие этапы градостроительной деятельности на территории поселения:

- решением Совета народных депутатов Дзержинского сельского поселения Каширского муниципального района от 24 августа 2012 года № 136 утверждены Правила землепользования и застройки Дзержинского сельского поселения Каширского муниципального района.

Для устойчивого развития Дзержинского сельского поселения необходимо, в первую очередь, решить социальные проблемы населения. Активная социальная политика - важнейшее условие конкурентоспособности экономики. Опора на рыночный механизм при отсутствии социальных ориентиров ведет к деградации человеческого потенциала и тормозит экономическое развитие.

Перспектива развития во многом зависит от того, будет ли в селе жить и работать молодежь. Исследования показали, что подавляющее большинство выпускников школы не намерены связать свою судьбу с работой и жизнью в сельской местности.

Социальная политика призвана выполнять взаимосвязанные функции - социальное и экономическое развитие сельской местности.

1.2 Технико-экономические параметры существующих объектов социальной инфраструктуры поселения, сложившийся уровень обеспеченности населения поселения услугами объектов социальной инфраструктуры

ОБЪЕКТЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В систему здравоохранения Дзержинского сельского поселения входит:

 врачебная амбулатория, мощностью 15 посещений в смену и 5 коек дневного стационара, и ФАП на 10 посещений в смену.

В системе здравоохранения Дзержинского сельского поселения Каширского района (по данным на 01.01.2015 г.) работает 1 врач (общей практики) 3 человека среднего медицинского персонала.

Здание амбулатории медицинского учреждения требует текущего и капитального ремонта. Анализ состояния материально-технической базы здравоохранения показывает, что многолетний дефицит бюджетного финансирования системы здравоохранения привел к физическому и моральному упадку материально-технической базы медицинского учреждения.

ОБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Система образования выполняет важнейшую социально­-экономическую функцию и является одним из определяющих факторов развития Дзержинского сельского поселения.

Образование является одним из ключевых направлений развития поселения. Основными её составляющими являются детские дошкольные учреждения, дневные общеобразовательные школы, система дополнительного образования.

В 2020 году образовательная сеть поселения была представлена:

- Число общеобразовательных школ – 1 (емкостью 280 мест). Число учащихся – 186 человек, число преподавателей – 17 человек.

Образование сельского поселения представляет МКОУ» Дзержинская СОШ» - средняя общеобразовательная школа.

ОБЪЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССОВОГО СПОРТА

Сеть объектов физкультурно-спортивной направленности в поселении развита недостаточно.

Физкультурно-массовые и спортивные сооружения на территории Дзержинского сельского поселения представлены спортивной площадкой и спортзалом при общеобразовательной школе.

В настоящее время на территории поселения спортивная и физкультурно-массовая работа осуществляется в основном коллективом физкультуры образовательного учреждения.

Требуются ремонтно-восстановительные работы спортзала школьного здания, содействие мероприятиям по обеспечению условий для занятия спортом взрослого населения сельского поселения с привлечением к созданию спортивных залов и клубов частых инвесторов.

На территории Дзержинского сельского поселения нет санаторно-курортных, оздоровительных учреждений, а также зон отдыха и туризма.

Нехватка спортивных сооружений и их техническое состояние на сегодняшний день является одной из главных проблем сельского поселения, которая тормозит дальнейшее развитие массового спорта, и не способствует привлечению большего количества занимающихся физической культурой и спортом.

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ

Сфера культуры для Дзержинского сельского поселения, наряду с образованием и здравоохранением, является одной из важных составляющих социальной инфраструктуры. Ее состояние – один из ярких показателей качества жизни населения. Учреждение культуры МКУК «МКК Дзержинский» поселения по состоянию на 2020 год включает:

- сельский Дом культуры (мощностью 200 мест);

- библиотека

В Доме Культуры ведутся девять кружков самодеятельного творчества, народных ремесел.

Совокупный книжный фонд библиотеки сельского поселения пополняется, и на начало 2020 года составил порядка 10977экземпляров.

ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ

Объекты торговли представлены 6 магазинами.

ОТДЕЛЕНИЯ СВЯЗИ И СБЕРБАНКА

На территории Дзержинского сельского поселения нет отделений Сбербанка.

Имеется 1 отделение ФГУП «Почта России».

1.3 Прогнозируемый спрос на услуги социальной инфраструктуры (в соответствии с прогнозом изменения численности и половозрастного состава населения) в областях физической культуры и массового спорта, и культуры, с учетом объема планируемого жилищного строительства в соответствии с выданными разрешениями на строительство и прогнозируемого выбытия из эксплуатации объектов социальной инфраструктуры.

Исходя из анализа изменения численности населения, отсутствия жилищного строительства в рамках реализации программы ставится задача по сохранению существующих объектов физической культуры и массового спорта и культуры.

1.4 Оценка нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования и развития социальной инфраструктуры.

Данная программа будет реализовываться в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Воронежской области и Дзержинского сельского поселения:

- Конституция Российской Федерации (статья 44)

- Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункты 12, 13, 14 статьи 14).

- Указы Президента Российской Федерации.

- Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ.

- Постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 года № 1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов».

- Региональные программы по развитию культуры и спорта.

- Устав Дзержинского сельского поселения.

- Закона Воронежской области от 07 июля 2006 № 61-ОЗ « О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области».

- Генерального плана Дзержинского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области.

Реализация мероприятий настоящей программы позволит обеспечить развитие социальной инфраструктуры Дзержинского сельского поселения, повысить уровень жизни населения, сократить миграционный отток квалифицированных трудовых ресурсов.

Программный метод, а именно разработка программы комплексного развития социальной инфраструктуры Дзержинского сельского поселения Каширского муниципального района на 2020-2030 годы требуется для утверждения перечня планируемых к строительству и нуждающихся в реконструкции и ремонте социальных объектов, расположенных на территории сельского поселения, а также для определения объема и порядка финансирования данных работ за счет дополнительных поступлений.

РАЗДЕЛ 2. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ (ИНВЕСТИЦИОННЫХПРОЕКТОВ)

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, СТРОИТЕЛЬСТВУ И РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ

СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ДЗЕРЖИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ



Наименование

Технике- экономические параметры (вид, назначение, мощность (пропускная способность), площадь, категория и др.)

Сроки реализации в плановом периоде

1

Обеспечение жителей Дзержинского сельского поселения услугами организаций культуры

(реконструкция и модернизация объектов культуры)

427кв.м

2020-2021гг.

2

Благоустройство территории у памятника погибшим воинам

100кв.м

2023г.

3

Благоустройство парка

500кв.м

2028г.

4

Устройство тротуарных дорожек

5

Газификация здания администрации, расположенного по адресу: Воронежская обл., Каширский р-н, п.им.Дзержинского, ул.Школьная, д.50

72,6

2021г.

Цель Программы:

- обеспечение развития социальной инфраструктуры Дзержинского сельского поселения для повышения уровня жизни населения.

Задачи Программы:

- развитие системы образования и культуры за счет строительства, реконструкции и ремонта данных учреждений;

- привлечение широких масс населения к занятиям спортом и культивирование здорового образа жизни за счет строительства, реконструкции и ремонта спортивных сооружений;

- развитие социальной инфраструктуры Дзержинского сельского поселения путем формирования благоприятного социального климата для обеспечения эффективной трудовой деятельности, повышения уровня жизни населения, сокращения миграционного оттока населения.

Программа реализуется в период 2020-2030 годы в 1 этап.

Индикаторами, характеризующими успешность реализации Программы, станут показатели: сокращение темпов убыли населения, уменьшение доли социальных объектов, не отвечающих нормативным требованиям, в общей численности объектов социальной инфраструктуры, достижение расчетного уровня обеспеченности населения социальными услугами, вместимость клубов, библиотек, финансовые затраты на реализацию мероприятия.

Для достижения цели Программы и выполнении поставленных задач запланированы следующие мероприятия (инвестиционные проекты) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры Дзержинского сельского поселения Каширского муниципального района (см. таблицу 2):

В современных рыночных условиях, в которых работает инвестиционно-строительный комплекс, произошли коренные изменения в подходах к нормированию тех или иных видов затрат, изменилась экономическая основа в строительной сфере. В настоящее время существует множество методов и подходов к определению стоимости строительства, изменчивость цен и их разнообразие не позволяют на данном этапе работы точно определить необходимые затраты в полном объеме.

Ориентировочная стоимость реконструкции и строительства зданий и сооружений определена по проектам объектов-аналогов. При разработке рабочей документации необходимо уточнение стоимости путем составления проектно-сметной документации. Таким образом, базовые цены устанавливаются с целью последующего формирования договорных цен.

РАЗДЕЛ 3. ОЦЕНКА ОБЪЕМОВ И ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

(ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ) ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, СТРОИТЕЛЬСТВУ И РЕКОНСТРУКЦИИ

ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, бюджета Дзержинского сельского поселения Каширского муниципального района и внебюджетных источников.

Прогнозный общий объем финансирования Программы на период 2020-2030 годов составляет 10923,9 тыс. руб., в том числе по годам:

2020 год – 4627,4 тыс.руб.

2021 год - 5140,6 тыс.руб.

2022 год - 1155,9тыс.руб.

2023 год -2030 - 0,0 тыс.руб.

На реализацию мероприятий могут привлекаться также другие источники.

Мероприятия программы реализуются на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Таблица. Объёмы и источники финансирования программы

№ п/п

Наименование мероприятия

Годы реализации

Объем финансирования, тыс.рублей

Всего

в разрезе источников финансирования

Областной бюджет

Местный бюджет

Внебюджетные источники

1

2

3

4

5

6

7

Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Дзержинского сельского поселения

Каширского муниципального района на 2020-2030 годы

1

Обеспечение жителей Дзержинского сельского поселения услугами организаций культуры

(реконструкция и модернизация объектов культуры)

2020-2021

10923,9

2

Благоустройство территории у памятника погибшим воинам

2023

3

Благоустройство парка

2028

4

Устройство тротуарных дорожек

5

Газификация здания администрации, расположенного по адресу: Воронежская обл., Каширский р-н, п.им.Дзержинского, ул.Школьная, д.50

2021

Раздел 4. Оценка эффективности мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры Дзержинского сельского поселения

Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Дзержинского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области на 2020-2030 годы представляет собой систему взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам мероприятий, обеспечивающих в рамках реализации функций достижения приоритетов и целей в сфере развития объектов социальной инфраструктуры.

Эффективность реализации Программы зависит от результатов, полученных в сфере деятельности социальной инфраструктуры и вне её.

К числу социально-экономических последствий развития социальной инфраструктуры сельского поселения относятся:

- повышение уровня и улучшение социальных условий жизни населения;

- содержание объектов социальной инфраструктуры, в рамках своих полномочий.

Экономическая эффективность от реализации программы ожидается в виде:

- улучшения социальных условий жизни населения;

- приведение объектов социальной инфраструктуры в состояние, обеспечивающее оказание социальных услуг населению.

Реализация Программы сопряжена с рядом экономических, социальных, финансовых и иных рисков, которые могут привести к несвоевременному или неполному решению задач, нерациональному использованию ресурсов, другим негативным последствиям. К таким рискам следует отнести:

сокращение бюджетного финансирования, которое напрямую влияет на возможность реализации разработанных мероприятий (инвестиционных проектов);

несвоевременное принятие нормативных правовых актов, которые способствуют сдерживанию реализации программы развитие социальной инфраструктуры;

несбалансированное распределение финансовых средств в течении бюджетного периода, способствующее сдерживанию реализации мероприятий Программы.

РАЗДЕЛ 5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ПРОГРАММЫ

В целях реализации мероприятий программы предполагается участие Дзержинского сельского поселения в конкурсном отборе программ (проектов) развития территорий муниципальных образований Воронежской области, основанных на местных инициативах, привлечение населения к участию в реализации мероприятий программы.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 010.000.000 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать