Основная информация
Дата опубликования: | 14 мая 2018г. |
Номер документа: | RU94000201800579 |
Текущая редакция: | 4 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Севастополь |
Принявший орган: | Главное управление культуры города Севастополя |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
ПРИКАЗ
от 14 мая 2018 года № 122
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ НОРМИРОВАНИЯ ТРУД В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
(в редакции приказов Главного управления культуры города Севастополя от 07.06.2018 № 147; от 25.06.2018 № 160; от 03.10.2018 № 305)
В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы» от 26.11.2012 № 2190-р и с целью совершенствования системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных услуг (выполнения работ), создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений, развитие кадрового потенциала работников учреждений, создание организационных и правовых условий для достижения целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597 и Указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от 01.06.2012 № 761
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Примерное положение о системе нормирования труда работников государственных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Главное управление культуры города Севастополя согласно приложению № 1.
2. Руководителям государственных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Главное управление культуры города Севастополя:
2.1. в срок до 01 июля 2018 разработать и утвердить систему нормирования труда в учреждении.
2.2. в срок до 01 сентября 2018 ввести в действие, с учетом требований законодательства Российской Федерации.
2.3. в срок до 01 октября 2018 предоставить информацию о проведенных мероприятиях по внедрению системы нормирования труда.
3. Программно-аналитическому отделу Управления развития туристической индустрии Главного управления культуры города Севастополя (Видяева Е.И.) опубликовать настоящий приказ в разделе Главное управление культуры города Севастополя в государственной информационной системе города Севастополя «Портал органов государственной власти города Севастополя».
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Главного управления – начальника Управления культурной политики и развития искусства Главного управления культуры города Севастополя Бузанову А.Г., заместителя начальника Главного управления – начальника Управления развития туристической индустрии Главного управления культуры города Севастополя Дудкину Л.В.
Начальник Н.И. Краснолицкий
Приложение № 1
к приказу Главного управления
культуры города Севастополя
№122 от «14»мая2018
Примерное положение о системе нормирования труда работников государственных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Главное управление культуры города Севастополя
Настоящее положение разработано в соответствии и на основании следующих нормативных актов:
– Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ);
– постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 №804 «О правилах разработки и утверждения типовых норм труда» (далее — Постановление от 11.11.2002 №804);
– постановление Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 19.06.1986 № 226/П-6 «Положение об организации нормирования труда в народном хозяйстве» (в части, не противоречащей действующему законодательству);
– распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы»;
– приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2013 № 235 «Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда»;
– приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций для государственных (муниципальных) учреждений по разработке систем нормирования труда».
1. Общие положения
Настоящее положение устанавливает систему нормативов и норм, на основе которых реализуется функция нормирования труда, содержит основные положения, регламентирующие организацию нормирования труда, а также устанавливает порядок проведения нормативно-исследовательских работ по труду в учреждении.
В соответствии со статьей 160 ТК РФ к нормам труда относятся:
- нормы выработки – это количество единиц продукции, которое должно быть изготовлено одним или несколькими работниками за отрезок времени;
- нормы времени – это затраты рабочего времени на выполнение единицы работы;
- нормативы численности – это численность работников, необходимая для выполнения конкретных функций или объемов работ;
- нормы обслуживания – это количество объектов, которые работник или группа работников обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени.
Нормы труда определяют на отдельный вид работ или их группу. На основании таких норм можно установить нормированное задание. Это такой объем работ, который работник или группа работников должны выполнить за единицу рабочего времени. Таким образом система нормирования помогает определить, сколько необходимо работников определенных должностей и квалификации.
Положение о системе нормирования труда учреждения должно состоять из разделов:
- применяемые в учреждении нормы труда;
- порядок внедрения норм труда;
- порядок организации замены и пересмотра норм труда;
- меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.
В приложении к применяемым нормам приводятся:
- ссылки на типовые нормы труда, использованные при определении норм труда;
- примененные методики определения норм труда;
- расчет коррекции типовых норм труда;
- методы и способы установления норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям), по которым отсутствуют типовые нормы труда.
2. Термины и определения
В настоящем положении применяются следующие термины с соответствующими определениями:
2.1. Апробация – процесс внедрения на ограниченный (тестовый) период результатов проведенных работ (нормативных материалов, норм труда) в целях анализа и изучения их влияния на трудовой процесс (осуществляемую деятельность) в условиях, приближенных к реальным (фактическим), и результативность учреждения.
2.2. Временные нормы – нормы на повторяющиеся операции, установленные на период освоения тех или иных видов работ при отсутствии нормативных материалов для нормирования труда. Временные нормы устанавливаются на срок до трех месяцев, и по истечении этого срока их заменяют постоянными нормами.
2.3. Замена и пересмотр норм труда – необходимый и закономерный процесс, требующий соответствующей организации контроля на уровне учреждения и его подразделений в целях повышения эффективности использования трудового потенциала работников, изыскания резервов, учета любых возможностей для повышения эффективности.
2.4. Напряженность нормы труда – относительная величина, определяющая время, необходимое для выполнения конкретной работы в конкретных организационно-технических условиях; показатель напряженности – отношение необходимого времени к установленной норме или фактическим затратам времени.
2.5. Норма времени обслуживания – величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работ, оказания услуг в определенных организационно-технических условиях.
2.6. Норма затрат труда – количество труда, которое необходимо затратить на качественное оказание услуг в определенных организационно-технических условиях.
2.7. Норма обслуживания – количество объектов, которые работник или группа работников соответствующей квалификации обслуживают в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях. Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости, определяющая численность работников, которыми должен руководить один руководитель. Типовая норма обслуживания устанавливается по среднему показателю для однородных рабочих мест.
2.8. Норма численности – установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных функций, оказания услуг, выполнения определенного объема работ в определенных организационно-технических условиях.
2.9. Отраслевые нормы – нормы труда, предназначенные для нормирования труда на работах, выполняемых в учреждениях одной отрасли экономики.
2.10. Ошибочно установленные нормы (ошибочные) – нормы труда, при установлении которых неправильно учтены организационно-технические и другие условия или допущены неточности при применении нормативов по труду и проведении расчетов.
2.11. Разовые нормы – нормы труда, которые устанавливаются на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные, случайные и другие работы, не предусмотренные технологией), и действуют, пока эти работы выполняются, если для них не введены временные или постоянные нормы.
2.12. Технически обоснованная норма труда – норма, установленная аналитическим методом нормирования и предусматривающая наиболее полное и эффективное использование рабочего времени.
2.13. Устаревшие нормы – нормы труда на работах, трудоемкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и труда, увеличения объемов работ, роста профессионального мастерства и совершенствования навыков работников.
2.14. Межотраслевые нормы труда – нормативные материалы по труду, которые используются для нормирования труда работников, занятых выполнением работ по одинаковой технологии и в аналогичных организационно-технических условиях в различных отраслях экономики.
2.15. Местные нормы труда – нормативные материалы по труду, разработанные и установленные в учреждении.
2.16. Нормативные материалы для нормирования труда – информация, используемая для нормирования труда, включенная в нормативы по труду (нормативы времени, нормативы численности, нормативы времени обслуживания), нормы труда (времени, выработки, обслуживания).
3. Цели и задачи нормирования труда в учреждении
3.1. Нормирование труда является приоритетным и исходным звеном хозяйственного механизма, а также составной частью организации управления персоналом, обеспечивая установление научно-обоснованных норм труда в определенных организационно-технических условиях для повышения эффективности труда. Главная задача нормирования труда в учреждении – установление обоснованных прогрессивных показателей норм затрат труда в целях роста совокупной производительности и повышения эффективности использования трудовых ресурсов.
3.2. Цель нормирования труда в учреждении – создание системы нормирования труда, позволяющей:
– совершенствовать организацию производства и труда с позиции минимизации трудовых затрат;
– планомерно снижать трудоемкость работ, услуг;
– рассчитывать и планировать численность работников по рабочим местам и подразделениям исходя из плановых показателей;
– рассчитывать и регулировать размеры постоянной и переменной части заработной платы работников, совершенствовать формы и системы оплаты труда и премирования.
3.3. Основными задачами нормирования труда в учреждении являются:
– разработка системы нормирования труда;
– разработка мер по систематическому совершенствованию нормирования труда;
– анализ и определение оптимальных затрат труда на все работы и услуги;
– разработка норм и нормативов для нормирования труда на новые и не охваченные нормированием оборудование, технологии, работы и услуги;
– разработка укрупненных и комплексных норм затрат труда на законченный объем работ, услуг;
– повышение качества разрабатываемых нормативных материалов и уровня их обоснования;
– организация систематической работы по своевременному внедрению разработанных норм и нормативов по труду и обеспечение контроля за их правильным применением;
– обеспечение определения и планирования численности работников по количеству, уровню их квалификации на основе норм труда;
– обоснование и организация рациональной занятости работников на индивидуальных и коллективных рабочих местах, анализ соотношения продолжительности работ различной сложности;
– выявление и сокращение нерациональных затрат рабочего времени, устранение потерь рабочего времени и простоев на рабочих местах;
– определение оптимального соотношения работников одной профессии (специальности) различной квалификации в подразделениях учреждения;
– расчет нормы численности работников, необходимой для выполнения планируемого объема работ, услуг;
– обоснование форм и видов премирования работников за количественные и качественные результаты труда.
3.4. В целях рационального и эффективного решения задач нормирования труда необходимо широкое применение современных экономико-математических методов обработки исходных данных и электронно-вычислительной техники, систем микроэлементного нормирования, видеотехники и других технических средств измерения затрат рабочего времени и изучения приемов и методов труда.
3.5. Перед введением системы нормирования труда в учреждении необходимо:
- проанализировать трудовой процесс на основе стандарта оказания услуги;
- оценить, как соотносятся имеющиеся типовые нормы труда с фактическими условиями работы в учреждении, насколько возможно их применение;
- выбрать оптимальный вариант организации труда, эффективные методы и приемы работы;
- установить режим работы оборудования, систему обслуживания рабочих мест, режим труда и отдыха персонала;
- определить нормы труда, подлежащие применению в учреждении.
При определении норм труда необходимо провести анализ имеющихся типовых (межотраслевых, отраслевых, профессиональных и иных) норм труда, утвержденных федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Постановлением от 11.11.2002 № 804 и соотнести их с фактическими организационно-техническими условиями выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении.
4. Нормативные материалы и нормы труда, применяемые в учреждении
4.1.В учреждении применяются следующие основные нормативные материалы по нормированию труда:
– методические рекомендации по разработке норм труда;
– методические рекомендации по разработке системы нормирования труда;
– типовые (межотраслевые, отраслевые) нормы труда (нормы и нормативы времени и численности, нормы выработки, обслуживания).
4.2. На уровне учреждения в качестве базовых показателей при разработке местных норм труда, расчете производных показателей в целях организации и управления персоналом используются межотраслевые и отраслевые нормы труда.
При отсутствии межотраслевых и отраслевых норм труда местные нормы труда в учреждении разрабатываются самостоятельно, в том числе с использованием научно-практических справочных материалов.
Нормативные документы, устанавливающие межотраслевые и отраслевые нормы труда применяются в части, не противоречащей ТК РФ.
4.3. Нормы труда по должностям, выделенным в общеотраслевую группу, устанавливаются на основании отраслевых норм труда. Типовые нормы труда разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности в отрасли (подотрасли) экономики.
Список нормативных документов, регламентирующих нормы труда в общеотраслевой группе в Приложении №1 к Положению.
4.4. Нормы труда по должностям, выделенным в межотраслевую группу, устанавливаются на основании межотраслевых типовых норм труда.
Список нормативных документов, регламентирующих нормы труда в межотраслевой группе в Приложении № 2 к Положению.
4.5. Перечень составляется по наличию межотраслевых норм труда на работы, выполняемые по конкретной должности/профессии.
4.6. Постоянные нормы труда разрабатываются и утверждаются на срок до пяти лет и должны быть технически обоснованными. Технически обоснованными считаются нормы труда:
– типовые (межотраслевые, отраслевые) нормы труда;
– нормы труда, установленные на основе межотраслевых и отраслевых (ведомственных) нормативов по труду;
– нормы, установленные по местным нормативам по труду, являющиеся более прогрессивными, чем межотраслевые или отраслевые (ведомственные) нормативы;
– местные нормы, установленные аналитическим методом нормирования с учетом технических данных о производительности оборудования, результатов изучения затрат рабочего времени, требований научной организации труда.
4.7. Наряду с нормами труда, установленными по действующим нормативным документам на стабильные по организационно-техническим условиям работы, применяются временные и разовые нормы.
Временные нормы устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных норм труда на срок не более одного года, которые могут быть установлены суммарными экспертными методами нормирования труда.
Разовые нормы устанавливаются на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные и т. п.). Они могут быть расчетными и опытно-статистическими.
4.8. Временные опытно-статистические нормы времени, численности, выработки или обслуживания устанавливаются при отсутствии в учреждении технически обоснованных нормативных материалов по труду на выполнение данных видов работ. Опытно-статистические нормы устанавливаются на основе экспертной оценки специалистов по нормированию труда, которая базируется на систематизированных данных о фактических затратах времени на аналогичные работы за предыдущий период. Срок действия временных норм не должен превышать трех месяцев (на часто повторяющихся работах), а при длительном процессе – на период выполнения необходимых работ. Ответственные за нормирование лица несут персональную ответственность за правильное (обоснованное) установление временных норм труда.
4.9. О введении временных или разовых норм труда трудовые коллективы должны быть извещены до начала выполнения работ. Введение временных или разовых норм труда осуществляется с учетом мнения представительного органа работников учреждения.
5. Разработка местных норм труда
5.1. Основным видом нормативных материалов по нормированию труда в учреждении являются технически обоснованные нормы труда.
5.2. Факторы, влияющие на нормативную величину затрат труда и подлежащие обязательному учету при внедрении норм труда, в зависимости от характера и направленности воздействия подразделяются на технические, организационные, психофизиологические, социальные и экономические.
Технические факторы определяются характеристиками материально-вещественных элементов труда:
– предметов труда;
– средств труда.
Организационные факторы определяются формами разделения и кооперации труда, организацией рабочего места и его обслуживанием, методами и приемами выполнения работ, режимами труда и отдыха.
Технические и организационные факторы предопределяют организационно-технические условия выполнения работ.
Экономические факторы определяют влияние внедряемых норм труда на производительность труда, качество оказываемых услуг.
Психофизиологические факторы определяются характеристиками исполнителя работ – пол, возраст, некоторые антропометрические данные (рост, длина ног, сила, ловкость, выносливость и т. п.), а также некоторыми характеристиками производства (параметры зоны обзора и зоны досягаемости, рабочая поза, загруженность зрения, темп работы и т. д.). Учет психофизиологических факторов необходим для выбора оптимального варианта трудового процесса, протекающего в благоприятных условиях с нормальной интенсивностью труда и рациональным режимом труда и отдыха, в целях сохранения здоровья работающих, их высокой работоспособности и жизнедеятельности.
Социальные факторы, как и психофизиологические, определяются характеристиками исполнителя работ, его культурно-техническим уровнем, опытом, стажем работы и др. К социальным факторам относятся и некоторые характеристики организации производства и труда – это содержательность и привлекательность труда и т. д.
Выявление и учет всех факторов, влияющих на величину затрат труда, осуществляются в процессе внедрения норм и применения нормативных материалов для нормирования труда.
5.3. Учет факторов проводится в следующей последовательности:
– выявляются факторы, влияющие на нормативную величину затрат труда, обусловленных конкретным видом экономической деятельности;
– определяются возможные значения факторов при выполнении данной работы;
– определяются ограничения, предъявляющие определенные требования к трудовому процессу, в результате чего устанавливаются его допустимые варианты;
– выбираются сочетания факторов, при которых достигается эффективный результат работы в наиболее благоприятных условиях для исполнителей (проектирование рационального трудового процесса).
Указанные процедуры проводятся на этапе предварительного изучения организационно-технических и других условий выполнения работ. Часть факторов, зависящих от исполнителей работ, учитывается на этапе выбора персонала для наблюдения при аналитически-исследовательском методе установления местных норм труда.
5.4. Трудовые затраты работников определяются по нормам затрат труда.
Установление количества необходимых затрат труда на выполнение работ органически связано с установлением квалификационных требований к исполнителям этих работ. Квалификационные требования к исполнителям работ определяются на основании квалификационных справочников и (или) профессиональных стандартов.
Нормы затрат труда и их обоснованность зависит от методов, на основе которых они устанавливаются. Нормы затрат труда могут быть установлены двумя методами:
– на основе детального анализа, осуществляемого в учреждении, и проектирования оптимального трудового процесса (аналитический метод);
– на основе статистических отчетов о выработке, затратах времени на выполнение работы за предшествующий период или экспертных оценках (суммарный метод).
Аналитический метод позволяет определять обоснованные нормы, внедрение которых способствует повышению производительности труда и в целом эффективности использования трудовых ресурсов.
Суммарный же метод только фиксирует фактические затраты труда. Этот метод применяется в исключительных случаях при нормировании аварийных или опытных работ.
Нормы, разрабатываемые на основе аналитического метода, являются обоснованными, а нормы, установленные суммарным методом, – опытно-статистическими.
Разработка обоснованных нормативных материалов осуществляется одним из способов аналитического метода – аналитически-исследовательским или аналитически-расчетным.
При аналитически-исследовательском способе нормирования необходимые затраты рабочего времени по каждому элементу нормируемой операции определяют на основе анализа данных, полученных в результате непосредственного наблюдения за выполнением этой операции на рабочем месте, на котором организация труда соответствует принятым условиям.
При аналитически-расчетном способе затраты труда на нормируемую работу определяют по нормативам труда на отдельные элементы, разработанные ранее на основе исследований, или по расчетам – исходя из принятых режимов оптимальной работы технического оборудования.
Аналитически-расчетный способ – наиболее рациональный и предпочтительный способ проектирования нормативных материалов, так как является наиболее совершенным и экономически эффективным способом нормирования.
Совершенствование аналитически-расчетного метода осуществляется путем разработки систем микроэлементных нормативов, в том числе с проведением имитационного моделирования.
Преимущества аналитически-расчетного способа нормирования труда не исключают применения аналитически-исследовательского метода.
6. Порядок согласования и утверждения нормативных материалов по нормированию труда и локальных нормативных материалов учреждения
6.1. Межотраслевые нормативные материалы утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
6.2. Отраслевые нормативные материалы утверждаются отраслевыми Министерствами Российской Федерации.
6.3. Порядок согласования и утверждения норм труда в учреждении:
– проект локального акта учреждения, устанавливающего нормы труда (далее – локальный нормативный материал), направляется руководителем учреждения для согласования в представительный орган работников;
– представительный орган работников при несогласии с позицией руководителя учреждения должен представить письменный протест с обоснованием своей позиции, при этом руководитель учреждения имеет право утвердить локальный нормативный акт без положительной оценки представительного органа работников;
– в случае отрицательной оценки нормативного материала, который утвержден руководителем учреждения, представительный орган работников имеет основания для подачи жалобы в порядке, установленном главой 61 ТК.
7. Организация внедрения норм труда
7.1. Внедрение норм труда в учреждении осуществляется по инициативе работодателя или представительного органа работников.
Утвержденные в установленном порядке локальными нормативными материалами нормы труда внедряются на рабочие места учреждения в соответствии с их областью применения и сферой действия на основании приказа руководителя учреждения с учетом мнения представительного органа работников.
7.2. Для обеспечения эффективного внедрения и освоения норм труда в учреждении следует провести следующие мероприятия:
– проверить организационно-техническую подготовленность рабочих мест к работе по новым нормам (насколько организационно-технические условия выполнения работ соответствуют условиям, предусмотренным новыми нормативными материалами);
– разработать и реализовать организационно-технические мероприятия по устранению выявленных недостатков в организации труда, а также по улучшению условий труда;
– ознакомить с новыми нормами времени всех работающих, которые будут работать по ним, в сроки согласно законодательству Российской Федерации.
7.3. Ознакомление с новыми нормами труда должно сопровождаться проведением массовой разъяснительной работы, инструктажа работников, а в необходимых случаях и обучением их работе в новых организационно - технических условиях.
7.4. Если при проведении указанной подготовительной работы выяснится, что в учреждении существующие организационно-технические условия более совершенны, чем условия, предусмотренные в новых нормах или нормативах, и действующие местные нормы на соответствующие работы более прогрессивны, чем новые нормы, то новые нормы или нормативы не внедряются.
7.5. Если в учреждении фактические организационно-технические условия совпадают с условиями типовых норм труда, новые нормы или нормативы вводятся без каких-либо изменений.
8. Пересмотр норм труда
8.1. В целях обеспечения организационно-методического единства по организации разработки, пересмотра и совершенствования норм труда, установленных в учреждении, повышения их обоснованности и качества рекомендуется следующий порядок выполнения работ.
8.2. Пересмотр типовых норм труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном для их разработки и утверждения. Пересмотр осуществляется через каждые пять лет с даты их утверждения.
8.3. В тех случаях, когда организационно-технические условия учреждения позволяют устанавливать нормы труда более прогрессивные, чем соответствующие межотраслевые или отраслевые нормы, либо при их отсутствии, разрабатываются местные нормы труда.
8.4. Не реже чем раз в два года структурным подразделением в учреждении, на которое возложены функции по организации и нормированию труда, или работником, на которого возложены указанные функции, проводится проверка и анализ действующих норм труда на их соответствие уровню техники, технологии, организации труда в учреждении. Устаревшие и ошибочно установленные нормы труда подлежат пересмотру. Пересмотр устаревших норм труда осуществляется в сроки, устанавливаемые руководителем учреждения, но не менее одного раза в пять лет.
8.5. Установление, замена и пересмотр норм труда осуществляются на основании приказа руководителя с учетом мнения представительного органа работников.
8.6. Об установлении, замене и пересмотре норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца. Порядок извещения работников устанавливается руководителем самостоятельно.
9. Порядок проверки нормативных материалов для нормирования труда на соответствие достигнутому уровню техники, технологии организации труда
9.1. Оценка уровня действующих норм труда проводится путем анализа норм с проведением выборочных исследований и изучения динамики выполнения показателей норм выработки.
9.2. При осуществлении проверки норм труда в учреждении необходимо выполнить следующие работы:
– провести анализ выполнения норм труда, установленных в учреждении (проводится ежегодно). При перевыполнении или невыполнении норм труда на 15% и более процентов учреждением проводится проверка показателей нормативов и норм труда;
– издать приказ о проведении проверки локальных нормативных материалов с указанием периода проверки;
– установить подразделение, ответственное за процесс проверки локальных нормативных материалов по нормированию труда, или организовать рабочую группу для проверки с привлечением представительного органа работников;
– провести выборочное исследование выполнения норм труда, обработку результатов;
– рассчитать изменения и корректировки норм труда по результатам исследования;
– утвердить локальные нормативные материалы с изменениями и известить работников согласно законодательству Российской Федерации.
Приложение № 1
(в редакции приказа Главного управления
культуры города Севастополя
от 03.10.2018 № 305)
Список нормативных документов, регламентирующих нормы труда в общеотраслевой группе
Название документа
Чем утвержден
Отрасль - культура
Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в организациях кинематографии
Приказ Минкультуры России от 21.07.2017 №1226
Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатной численности работников организаций кинематографии с учетом отраслевой специфики
Приказ Минкультуры России от 21.07.2017 N 1227
Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа
Приказ Минкультуры России от 30.12.2014 № 2478
Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках
Приказ Минкультуры России от 30.12.2014 №2477
Об утверждении Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках
Постановление Минтруда от 03.02.1997 № 6
Межотраслевые нормы времени на научные работы, выполняемые работниками библиотек
Постановление Минтруда России от 02.12.1994 № 74
Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в культурно - досуговых учреждениях и других организациях культурно - досугового типа
Приказ Минкультуры России от 30.12.2015 №3448
О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек
Приказ Минкультуры России от 01.09.2011 № 906
Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств
проект Приказа Минкультуры России от 17.11.2017
Методические рекомендации по формированию штатной численности государственных (муниципальных) учреждений культуры (библиотек, фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций музейного типа) с учетом отраслевой специфики
Приказ Минкультуры России от 30.12.2014 № 2479
Методические рекомендации по введению нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях культуры с указаниями особенностей введения типовых норм труда в библиотеках, фильмофондах, зоопарках, музеях и других организациях музейного типа
Письмо Минкультуры России от 03.07.2015 № 231-01-39-НМ
Методические рекомендации по формированию штатной численности работников государственных (муниципальных) культурно - досуговых учреждений и других организаций культурно - досугового типа с учетом отраслевой специфики
Приказ Минкультуры России от 30.12.2015 № 3453
Методические рекомендации по особенностям введения типовых отраслевых норм труда в культурно - досуговых учреждениях и других организациях культурно - досугового типа
Письмо Минкультуры России от 14.07.2016 № 217-01-39-НМ
Типовые штаты артистического и художественного персонала музыкальных и драматических театров
Приказ Минкультуры СССР от 18.06.1979 № 479
О нормах выступлений артистов и дирижеров музыкальных коллективов и нормах постановок художественного персонала концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов
Письмо Минкультуры СССР от 12.05.1978 № 29-198
О нормах выступлений артистов в спектаклях и нормах постановок художественного персонала театров
Приказ Минкультуры СССР от 21.07.1983 № 414
Методические рекомендации о направлении Рекомендаций по переводу работников государственных (муниципальных) учреждений культуры на «эффективный контракт»
Письмо Минкультуры России от 15.06.2017 № 172-01.1-39-НМ
Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатной численности работников организаций исполнительских искусств с учетом отраслевой специфики
Приказ Минкультуры России от 27.04.2018 № 603
Строка исключена - приказ Главного управления культуры города Севастополя от 03.10.2018 № 305
-
Отрасль - образование
О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре
Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601, (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 N 36204)
Приложение № 2
Список нормативных документов, регламентирующих нормы труда в межотраслевой группе
Название документа
Чем утвержден
Об утверждении межотраслевых укрупненных нормативов времени на работы по комплектованию и учету кадров
постановление Минтруда СССР от 14.11.1991 № 78
Укрупненные нормы времени на работы, выполняемые в объединенных архивах, хранящих документы по личному составу учреждений, организаций, предприятий
Постановление Минтруда РФ от 18.12.1992 № 57
Об утверждении нормативов численности работников юридической службы на предприятиях отраслей промышленности
постановление Госкомтруда СССР, Минюста СССР, Секретариата ВЦСПС от 10.07.1990 № 273/К-14-440/11-41
Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в бюджетных организациях
постановление Минтруда от 26.09.1995 № 56
Межотраслевые укрупненные нормы времени на работы по бухгалтерскому учету для предприятий отраслей промышленности
Постановление Госкомтруда СССР от 19.06.1991 № 111
Об утверждении нормативов времени на работы, выполняемые экономистами по финансовой работе
постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 08.01.1990 № 9/2-7
Типовые нормы времени на работы, выполняемые экономистами по труду на производстве
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.05.1987 № 331/17-46
Нормативы предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти
Постановление Минтруда России от 05.06.2002 № 39
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях
Постановление Минтруда России от 22.01.2001 № 10
Межотраслевые нормативы численности работников служб охраны труда на предприятии
Постановление Минтруда России от 10.03.1995 № 13
Межотраслевые типовые нормы времени на работы по сервисному обслуживанию персональных электронно-вычислительных машин и организационной техники и сопровождению программных средств
Постановление Минтруда России от 23.07.1998 № 28
Типовые нормы времени на программирование задач для ЭВМ
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 27.07.1987 № 454/22-70
Укрупненные нормы времени на разработку технологической документации
Постановление Минтруда России от 21.04.1993 № 86
Межотраслевые укрупненные нормы времени на работы с научно-технической документацией в архивах учреждений, организаций и предприятий
Постановление Минтруда РФ от 10.09.1993 № 153
Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления
Постановление Минтруда РФ от 10.09.1993 № 152
Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления
Постановление Минтруда России от 25.11.1994 № 72
Укрупненные нормативы времени на работы по делопроизводственному обслуживанию
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.05.1987 № 327/17-42
Типовые нормы времени на перевод и переработку научно-технической литературы и документов
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 12.04.1989 № 130/8-1
Типовые нормативы численности работников по обслуживанию и эксплуатации зданий и сооружений. ШИФР 15.02.02
Минтруд России 24.01.2014 №001
Рекомендации по нормированию труда работников предприятий внешнего благоустройства
Приказ Минстроя РФ от 06.12.1994 № 13
Типовые нормы времени (выработки) на работы по озеленению
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25.04.1986 № 136/9-49
Нормы времени на работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту установок наружного освещения
Постановление Госкомтруда СССР от 13.02.1991 № 38
Укрупненные нормы времени на полотерные и стеклопротирочные работы
Постановление Госкомтруда СССР от 05.03.1991 № 63
Нормативы численности гардеробщиков промышленных предприятий
Постановление Госкомтруда СССР от 29.12.1990 N 470
Об утверждении нормативов времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений
постановление Госкомтруда СССР от 29.12.1990 № 469
Типовые нормы обслуживания для уборщиков производственных помещений промышленных предприятий
Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 18.09.1985 № 321/19-28
Нормы обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений
Постановление Минтруда России от 24.06.1996 № 38
Межотраслевые нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы
Постановление Минтруда России от 17.10.2000 № 76
Межотраслевые нормативы численности рабочих, занятых на вспомогательных работах в автотранспортных предприятиях
Постановление Госкомтруда СССР от 15.04.1991 № 87
Межотраслевые нормативы численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных предприятий
Постановление Минтруда СССР от 14.11.1991 № 76
Межотраслевые нормы времени и выработки на процессы полиграфического производства
Постановление Минтруда России от 22.07.1996 № 46
Нормы времени на обработку белья в прачечных с механизированной, полумеханизированной и ручной обработкой белья
Постановление Минтруда России от 24.07.1992 № 6
Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 24.10.1989 № 351/22-71
Типовые нормы времени на изготовление столярных изделий
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1988 № 677/29-149
Общемашиностроительные нормативы времени на слесарные работы по ремонту оборудования
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25.05.1987 № 342/18-14
Типовые укрупненные нормы времени на ремонт водопроводного и канализационного оборудования
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25.04.1986 № 137/9-50
Об утверждении Рекомендаций по нормированию и оплате труда работников гостиничного, банно-прачечного хозяйств и ритуального обслуживания населения
Приказ Минстроя РФ от 15.11.1994 № 11
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
ПРИКАЗ
от 14 мая 2018 года № 122
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ НОРМИРОВАНИЯ ТРУД В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
(в редакции приказов Главного управления культуры города Севастополя от 07.06.2018 № 147; от 25.06.2018 № 160; от 03.10.2018 № 305)
В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы» от 26.11.2012 № 2190-р и с целью совершенствования системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных услуг (выполнения работ), создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений, развитие кадрового потенциала работников учреждений, создание организационных и правовых условий для достижения целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597 и Указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от 01.06.2012 № 761
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Примерное положение о системе нормирования труда работников государственных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Главное управление культуры города Севастополя согласно приложению № 1.
2. Руководителям государственных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Главное управление культуры города Севастополя:
2.1. в срок до 01 июля 2018 разработать и утвердить систему нормирования труда в учреждении.
2.2. в срок до 01 сентября 2018 ввести в действие, с учетом требований законодательства Российской Федерации.
2.3. в срок до 01 октября 2018 предоставить информацию о проведенных мероприятиях по внедрению системы нормирования труда.
3. Программно-аналитическому отделу Управления развития туристической индустрии Главного управления культуры города Севастополя (Видяева Е.И.) опубликовать настоящий приказ в разделе Главное управление культуры города Севастополя в государственной информационной системе города Севастополя «Портал органов государственной власти города Севастополя».
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Главного управления – начальника Управления культурной политики и развития искусства Главного управления культуры города Севастополя Бузанову А.Г., заместителя начальника Главного управления – начальника Управления развития туристической индустрии Главного управления культуры города Севастополя Дудкину Л.В.
Начальник Н.И. Краснолицкий
Приложение № 1
к приказу Главного управления
культуры города Севастополя
№122 от «14»мая2018
Примерное положение о системе нормирования труда работников государственных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Главное управление культуры города Севастополя
Настоящее положение разработано в соответствии и на основании следующих нормативных актов:
– Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ);
– постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 №804 «О правилах разработки и утверждения типовых норм труда» (далее — Постановление от 11.11.2002 №804);
– постановление Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 19.06.1986 № 226/П-6 «Положение об организации нормирования труда в народном хозяйстве» (в части, не противоречащей действующему законодательству);
– распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы»;
– приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2013 № 235 «Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда»;
– приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций для государственных (муниципальных) учреждений по разработке систем нормирования труда».
1. Общие положения
Настоящее положение устанавливает систему нормативов и норм, на основе которых реализуется функция нормирования труда, содержит основные положения, регламентирующие организацию нормирования труда, а также устанавливает порядок проведения нормативно-исследовательских работ по труду в учреждении.
В соответствии со статьей 160 ТК РФ к нормам труда относятся:
- нормы выработки – это количество единиц продукции, которое должно быть изготовлено одним или несколькими работниками за отрезок времени;
- нормы времени – это затраты рабочего времени на выполнение единицы работы;
- нормативы численности – это численность работников, необходимая для выполнения конкретных функций или объемов работ;
- нормы обслуживания – это количество объектов, которые работник или группа работников обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени.
Нормы труда определяют на отдельный вид работ или их группу. На основании таких норм можно установить нормированное задание. Это такой объем работ, который работник или группа работников должны выполнить за единицу рабочего времени. Таким образом система нормирования помогает определить, сколько необходимо работников определенных должностей и квалификации.
Положение о системе нормирования труда учреждения должно состоять из разделов:
- применяемые в учреждении нормы труда;
- порядок внедрения норм труда;
- порядок организации замены и пересмотра норм труда;
- меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.
В приложении к применяемым нормам приводятся:
- ссылки на типовые нормы труда, использованные при определении норм труда;
- примененные методики определения норм труда;
- расчет коррекции типовых норм труда;
- методы и способы установления норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям), по которым отсутствуют типовые нормы труда.
2. Термины и определения
В настоящем положении применяются следующие термины с соответствующими определениями:
2.1. Апробация – процесс внедрения на ограниченный (тестовый) период результатов проведенных работ (нормативных материалов, норм труда) в целях анализа и изучения их влияния на трудовой процесс (осуществляемую деятельность) в условиях, приближенных к реальным (фактическим), и результативность учреждения.
2.2. Временные нормы – нормы на повторяющиеся операции, установленные на период освоения тех или иных видов работ при отсутствии нормативных материалов для нормирования труда. Временные нормы устанавливаются на срок до трех месяцев, и по истечении этого срока их заменяют постоянными нормами.
2.3. Замена и пересмотр норм труда – необходимый и закономерный процесс, требующий соответствующей организации контроля на уровне учреждения и его подразделений в целях повышения эффективности использования трудового потенциала работников, изыскания резервов, учета любых возможностей для повышения эффективности.
2.4. Напряженность нормы труда – относительная величина, определяющая время, необходимое для выполнения конкретной работы в конкретных организационно-технических условиях; показатель напряженности – отношение необходимого времени к установленной норме или фактическим затратам времени.
2.5. Норма времени обслуживания – величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работ, оказания услуг в определенных организационно-технических условиях.
2.6. Норма затрат труда – количество труда, которое необходимо затратить на качественное оказание услуг в определенных организационно-технических условиях.
2.7. Норма обслуживания – количество объектов, которые работник или группа работников соответствующей квалификации обслуживают в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях. Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости, определяющая численность работников, которыми должен руководить один руководитель. Типовая норма обслуживания устанавливается по среднему показателю для однородных рабочих мест.
2.8. Норма численности – установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных функций, оказания услуг, выполнения определенного объема работ в определенных организационно-технических условиях.
2.9. Отраслевые нормы – нормы труда, предназначенные для нормирования труда на работах, выполняемых в учреждениях одной отрасли экономики.
2.10. Ошибочно установленные нормы (ошибочные) – нормы труда, при установлении которых неправильно учтены организационно-технические и другие условия или допущены неточности при применении нормативов по труду и проведении расчетов.
2.11. Разовые нормы – нормы труда, которые устанавливаются на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные, случайные и другие работы, не предусмотренные технологией), и действуют, пока эти работы выполняются, если для них не введены временные или постоянные нормы.
2.12. Технически обоснованная норма труда – норма, установленная аналитическим методом нормирования и предусматривающая наиболее полное и эффективное использование рабочего времени.
2.13. Устаревшие нормы – нормы труда на работах, трудоемкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и труда, увеличения объемов работ, роста профессионального мастерства и совершенствования навыков работников.
2.14. Межотраслевые нормы труда – нормативные материалы по труду, которые используются для нормирования труда работников, занятых выполнением работ по одинаковой технологии и в аналогичных организационно-технических условиях в различных отраслях экономики.
2.15. Местные нормы труда – нормативные материалы по труду, разработанные и установленные в учреждении.
2.16. Нормативные материалы для нормирования труда – информация, используемая для нормирования труда, включенная в нормативы по труду (нормативы времени, нормативы численности, нормативы времени обслуживания), нормы труда (времени, выработки, обслуживания).
3. Цели и задачи нормирования труда в учреждении
3.1. Нормирование труда является приоритетным и исходным звеном хозяйственного механизма, а также составной частью организации управления персоналом, обеспечивая установление научно-обоснованных норм труда в определенных организационно-технических условиях для повышения эффективности труда. Главная задача нормирования труда в учреждении – установление обоснованных прогрессивных показателей норм затрат труда в целях роста совокупной производительности и повышения эффективности использования трудовых ресурсов.
3.2. Цель нормирования труда в учреждении – создание системы нормирования труда, позволяющей:
– совершенствовать организацию производства и труда с позиции минимизации трудовых затрат;
– планомерно снижать трудоемкость работ, услуг;
– рассчитывать и планировать численность работников по рабочим местам и подразделениям исходя из плановых показателей;
– рассчитывать и регулировать размеры постоянной и переменной части заработной платы работников, совершенствовать формы и системы оплаты труда и премирования.
3.3. Основными задачами нормирования труда в учреждении являются:
– разработка системы нормирования труда;
– разработка мер по систематическому совершенствованию нормирования труда;
– анализ и определение оптимальных затрат труда на все работы и услуги;
– разработка норм и нормативов для нормирования труда на новые и не охваченные нормированием оборудование, технологии, работы и услуги;
– разработка укрупненных и комплексных норм затрат труда на законченный объем работ, услуг;
– повышение качества разрабатываемых нормативных материалов и уровня их обоснования;
– организация систематической работы по своевременному внедрению разработанных норм и нормативов по труду и обеспечение контроля за их правильным применением;
– обеспечение определения и планирования численности работников по количеству, уровню их квалификации на основе норм труда;
– обоснование и организация рациональной занятости работников на индивидуальных и коллективных рабочих местах, анализ соотношения продолжительности работ различной сложности;
– выявление и сокращение нерациональных затрат рабочего времени, устранение потерь рабочего времени и простоев на рабочих местах;
– определение оптимального соотношения работников одной профессии (специальности) различной квалификации в подразделениях учреждения;
– расчет нормы численности работников, необходимой для выполнения планируемого объема работ, услуг;
– обоснование форм и видов премирования работников за количественные и качественные результаты труда.
3.4. В целях рационального и эффективного решения задач нормирования труда необходимо широкое применение современных экономико-математических методов обработки исходных данных и электронно-вычислительной техники, систем микроэлементного нормирования, видеотехники и других технических средств измерения затрат рабочего времени и изучения приемов и методов труда.
3.5. Перед введением системы нормирования труда в учреждении необходимо:
- проанализировать трудовой процесс на основе стандарта оказания услуги;
- оценить, как соотносятся имеющиеся типовые нормы труда с фактическими условиями работы в учреждении, насколько возможно их применение;
- выбрать оптимальный вариант организации труда, эффективные методы и приемы работы;
- установить режим работы оборудования, систему обслуживания рабочих мест, режим труда и отдыха персонала;
- определить нормы труда, подлежащие применению в учреждении.
При определении норм труда необходимо провести анализ имеющихся типовых (межотраслевых, отраслевых, профессиональных и иных) норм труда, утвержденных федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Постановлением от 11.11.2002 № 804 и соотнести их с фактическими организационно-техническими условиями выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении.
4. Нормативные материалы и нормы труда, применяемые в учреждении
4.1.В учреждении применяются следующие основные нормативные материалы по нормированию труда:
– методические рекомендации по разработке норм труда;
– методические рекомендации по разработке системы нормирования труда;
– типовые (межотраслевые, отраслевые) нормы труда (нормы и нормативы времени и численности, нормы выработки, обслуживания).
4.2. На уровне учреждения в качестве базовых показателей при разработке местных норм труда, расчете производных показателей в целях организации и управления персоналом используются межотраслевые и отраслевые нормы труда.
При отсутствии межотраслевых и отраслевых норм труда местные нормы труда в учреждении разрабатываются самостоятельно, в том числе с использованием научно-практических справочных материалов.
Нормативные документы, устанавливающие межотраслевые и отраслевые нормы труда применяются в части, не противоречащей ТК РФ.
4.3. Нормы труда по должностям, выделенным в общеотраслевую группу, устанавливаются на основании отраслевых норм труда. Типовые нормы труда разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности в отрасли (подотрасли) экономики.
Список нормативных документов, регламентирующих нормы труда в общеотраслевой группе в Приложении №1 к Положению.
4.4. Нормы труда по должностям, выделенным в межотраслевую группу, устанавливаются на основании межотраслевых типовых норм труда.
Список нормативных документов, регламентирующих нормы труда в межотраслевой группе в Приложении № 2 к Положению.
4.5. Перечень составляется по наличию межотраслевых норм труда на работы, выполняемые по конкретной должности/профессии.
4.6. Постоянные нормы труда разрабатываются и утверждаются на срок до пяти лет и должны быть технически обоснованными. Технически обоснованными считаются нормы труда:
– типовые (межотраслевые, отраслевые) нормы труда;
– нормы труда, установленные на основе межотраслевых и отраслевых (ведомственных) нормативов по труду;
– нормы, установленные по местным нормативам по труду, являющиеся более прогрессивными, чем межотраслевые или отраслевые (ведомственные) нормативы;
– местные нормы, установленные аналитическим методом нормирования с учетом технических данных о производительности оборудования, результатов изучения затрат рабочего времени, требований научной организации труда.
4.7. Наряду с нормами труда, установленными по действующим нормативным документам на стабильные по организационно-техническим условиям работы, применяются временные и разовые нормы.
Временные нормы устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных норм труда на срок не более одного года, которые могут быть установлены суммарными экспертными методами нормирования труда.
Разовые нормы устанавливаются на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные и т. п.). Они могут быть расчетными и опытно-статистическими.
4.8. Временные опытно-статистические нормы времени, численности, выработки или обслуживания устанавливаются при отсутствии в учреждении технически обоснованных нормативных материалов по труду на выполнение данных видов работ. Опытно-статистические нормы устанавливаются на основе экспертной оценки специалистов по нормированию труда, которая базируется на систематизированных данных о фактических затратах времени на аналогичные работы за предыдущий период. Срок действия временных норм не должен превышать трех месяцев (на часто повторяющихся работах), а при длительном процессе – на период выполнения необходимых работ. Ответственные за нормирование лица несут персональную ответственность за правильное (обоснованное) установление временных норм труда.
4.9. О введении временных или разовых норм труда трудовые коллективы должны быть извещены до начала выполнения работ. Введение временных или разовых норм труда осуществляется с учетом мнения представительного органа работников учреждения.
5. Разработка местных норм труда
5.1. Основным видом нормативных материалов по нормированию труда в учреждении являются технически обоснованные нормы труда.
5.2. Факторы, влияющие на нормативную величину затрат труда и подлежащие обязательному учету при внедрении норм труда, в зависимости от характера и направленности воздействия подразделяются на технические, организационные, психофизиологические, социальные и экономические.
Технические факторы определяются характеристиками материально-вещественных элементов труда:
– предметов труда;
– средств труда.
Организационные факторы определяются формами разделения и кооперации труда, организацией рабочего места и его обслуживанием, методами и приемами выполнения работ, режимами труда и отдыха.
Технические и организационные факторы предопределяют организационно-технические условия выполнения работ.
Экономические факторы определяют влияние внедряемых норм труда на производительность труда, качество оказываемых услуг.
Психофизиологические факторы определяются характеристиками исполнителя работ – пол, возраст, некоторые антропометрические данные (рост, длина ног, сила, ловкость, выносливость и т. п.), а также некоторыми характеристиками производства (параметры зоны обзора и зоны досягаемости, рабочая поза, загруженность зрения, темп работы и т. д.). Учет психофизиологических факторов необходим для выбора оптимального варианта трудового процесса, протекающего в благоприятных условиях с нормальной интенсивностью труда и рациональным режимом труда и отдыха, в целях сохранения здоровья работающих, их высокой работоспособности и жизнедеятельности.
Социальные факторы, как и психофизиологические, определяются характеристиками исполнителя работ, его культурно-техническим уровнем, опытом, стажем работы и др. К социальным факторам относятся и некоторые характеристики организации производства и труда – это содержательность и привлекательность труда и т. д.
Выявление и учет всех факторов, влияющих на величину затрат труда, осуществляются в процессе внедрения норм и применения нормативных материалов для нормирования труда.
5.3. Учет факторов проводится в следующей последовательности:
– выявляются факторы, влияющие на нормативную величину затрат труда, обусловленных конкретным видом экономической деятельности;
– определяются возможные значения факторов при выполнении данной работы;
– определяются ограничения, предъявляющие определенные требования к трудовому процессу, в результате чего устанавливаются его допустимые варианты;
– выбираются сочетания факторов, при которых достигается эффективный результат работы в наиболее благоприятных условиях для исполнителей (проектирование рационального трудового процесса).
Указанные процедуры проводятся на этапе предварительного изучения организационно-технических и других условий выполнения работ. Часть факторов, зависящих от исполнителей работ, учитывается на этапе выбора персонала для наблюдения при аналитически-исследовательском методе установления местных норм труда.
5.4. Трудовые затраты работников определяются по нормам затрат труда.
Установление количества необходимых затрат труда на выполнение работ органически связано с установлением квалификационных требований к исполнителям этих работ. Квалификационные требования к исполнителям работ определяются на основании квалификационных справочников и (или) профессиональных стандартов.
Нормы затрат труда и их обоснованность зависит от методов, на основе которых они устанавливаются. Нормы затрат труда могут быть установлены двумя методами:
– на основе детального анализа, осуществляемого в учреждении, и проектирования оптимального трудового процесса (аналитический метод);
– на основе статистических отчетов о выработке, затратах времени на выполнение работы за предшествующий период или экспертных оценках (суммарный метод).
Аналитический метод позволяет определять обоснованные нормы, внедрение которых способствует повышению производительности труда и в целом эффективности использования трудовых ресурсов.
Суммарный же метод только фиксирует фактические затраты труда. Этот метод применяется в исключительных случаях при нормировании аварийных или опытных работ.
Нормы, разрабатываемые на основе аналитического метода, являются обоснованными, а нормы, установленные суммарным методом, – опытно-статистическими.
Разработка обоснованных нормативных материалов осуществляется одним из способов аналитического метода – аналитически-исследовательским или аналитически-расчетным.
При аналитически-исследовательском способе нормирования необходимые затраты рабочего времени по каждому элементу нормируемой операции определяют на основе анализа данных, полученных в результате непосредственного наблюдения за выполнением этой операции на рабочем месте, на котором организация труда соответствует принятым условиям.
При аналитически-расчетном способе затраты труда на нормируемую работу определяют по нормативам труда на отдельные элементы, разработанные ранее на основе исследований, или по расчетам – исходя из принятых режимов оптимальной работы технического оборудования.
Аналитически-расчетный способ – наиболее рациональный и предпочтительный способ проектирования нормативных материалов, так как является наиболее совершенным и экономически эффективным способом нормирования.
Совершенствование аналитически-расчетного метода осуществляется путем разработки систем микроэлементных нормативов, в том числе с проведением имитационного моделирования.
Преимущества аналитически-расчетного способа нормирования труда не исключают применения аналитически-исследовательского метода.
6. Порядок согласования и утверждения нормативных материалов по нормированию труда и локальных нормативных материалов учреждения
6.1. Межотраслевые нормативные материалы утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
6.2. Отраслевые нормативные материалы утверждаются отраслевыми Министерствами Российской Федерации.
6.3. Порядок согласования и утверждения норм труда в учреждении:
– проект локального акта учреждения, устанавливающего нормы труда (далее – локальный нормативный материал), направляется руководителем учреждения для согласования в представительный орган работников;
– представительный орган работников при несогласии с позицией руководителя учреждения должен представить письменный протест с обоснованием своей позиции, при этом руководитель учреждения имеет право утвердить локальный нормативный акт без положительной оценки представительного органа работников;
– в случае отрицательной оценки нормативного материала, который утвержден руководителем учреждения, представительный орган работников имеет основания для подачи жалобы в порядке, установленном главой 61 ТК.
7. Организация внедрения норм труда
7.1. Внедрение норм труда в учреждении осуществляется по инициативе работодателя или представительного органа работников.
Утвержденные в установленном порядке локальными нормативными материалами нормы труда внедряются на рабочие места учреждения в соответствии с их областью применения и сферой действия на основании приказа руководителя учреждения с учетом мнения представительного органа работников.
7.2. Для обеспечения эффективного внедрения и освоения норм труда в учреждении следует провести следующие мероприятия:
– проверить организационно-техническую подготовленность рабочих мест к работе по новым нормам (насколько организационно-технические условия выполнения работ соответствуют условиям, предусмотренным новыми нормативными материалами);
– разработать и реализовать организационно-технические мероприятия по устранению выявленных недостатков в организации труда, а также по улучшению условий труда;
– ознакомить с новыми нормами времени всех работающих, которые будут работать по ним, в сроки согласно законодательству Российской Федерации.
7.3. Ознакомление с новыми нормами труда должно сопровождаться проведением массовой разъяснительной работы, инструктажа работников, а в необходимых случаях и обучением их работе в новых организационно - технических условиях.
7.4. Если при проведении указанной подготовительной работы выяснится, что в учреждении существующие организационно-технические условия более совершенны, чем условия, предусмотренные в новых нормах или нормативах, и действующие местные нормы на соответствующие работы более прогрессивны, чем новые нормы, то новые нормы или нормативы не внедряются.
7.5. Если в учреждении фактические организационно-технические условия совпадают с условиями типовых норм труда, новые нормы или нормативы вводятся без каких-либо изменений.
8. Пересмотр норм труда
8.1. В целях обеспечения организационно-методического единства по организации разработки, пересмотра и совершенствования норм труда, установленных в учреждении, повышения их обоснованности и качества рекомендуется следующий порядок выполнения работ.
8.2. Пересмотр типовых норм труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном для их разработки и утверждения. Пересмотр осуществляется через каждые пять лет с даты их утверждения.
8.3. В тех случаях, когда организационно-технические условия учреждения позволяют устанавливать нормы труда более прогрессивные, чем соответствующие межотраслевые или отраслевые нормы, либо при их отсутствии, разрабатываются местные нормы труда.
8.4. Не реже чем раз в два года структурным подразделением в учреждении, на которое возложены функции по организации и нормированию труда, или работником, на которого возложены указанные функции, проводится проверка и анализ действующих норм труда на их соответствие уровню техники, технологии, организации труда в учреждении. Устаревшие и ошибочно установленные нормы труда подлежат пересмотру. Пересмотр устаревших норм труда осуществляется в сроки, устанавливаемые руководителем учреждения, но не менее одного раза в пять лет.
8.5. Установление, замена и пересмотр норм труда осуществляются на основании приказа руководителя с учетом мнения представительного органа работников.
8.6. Об установлении, замене и пересмотре норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца. Порядок извещения работников устанавливается руководителем самостоятельно.
9. Порядок проверки нормативных материалов для нормирования труда на соответствие достигнутому уровню техники, технологии организации труда
9.1. Оценка уровня действующих норм труда проводится путем анализа норм с проведением выборочных исследований и изучения динамики выполнения показателей норм выработки.
9.2. При осуществлении проверки норм труда в учреждении необходимо выполнить следующие работы:
– провести анализ выполнения норм труда, установленных в учреждении (проводится ежегодно). При перевыполнении или невыполнении норм труда на 15% и более процентов учреждением проводится проверка показателей нормативов и норм труда;
– издать приказ о проведении проверки локальных нормативных материалов с указанием периода проверки;
– установить подразделение, ответственное за процесс проверки локальных нормативных материалов по нормированию труда, или организовать рабочую группу для проверки с привлечением представительного органа работников;
– провести выборочное исследование выполнения норм труда, обработку результатов;
– рассчитать изменения и корректировки норм труда по результатам исследования;
– утвердить локальные нормативные материалы с изменениями и известить работников согласно законодательству Российской Федерации.
Приложение № 1
(в редакции приказа Главного управления
культуры города Севастополя
от 03.10.2018 № 305)
Список нормативных документов, регламентирующих нормы труда в общеотраслевой группе
Название документа
Чем утвержден
Отрасль - культура
Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в организациях кинематографии
Приказ Минкультуры России от 21.07.2017 №1226
Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатной численности работников организаций кинематографии с учетом отраслевой специфики
Приказ Минкультуры России от 21.07.2017 N 1227
Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа
Приказ Минкультуры России от 30.12.2014 № 2478
Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках
Приказ Минкультуры России от 30.12.2014 №2477
Об утверждении Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках
Постановление Минтруда от 03.02.1997 № 6
Межотраслевые нормы времени на научные работы, выполняемые работниками библиотек
Постановление Минтруда России от 02.12.1994 № 74
Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в культурно - досуговых учреждениях и других организациях культурно - досугового типа
Приказ Минкультуры России от 30.12.2015 №3448
О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек
Приказ Минкультуры России от 01.09.2011 № 906
Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств
проект Приказа Минкультуры России от 17.11.2017
Методические рекомендации по формированию штатной численности государственных (муниципальных) учреждений культуры (библиотек, фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций музейного типа) с учетом отраслевой специфики
Приказ Минкультуры России от 30.12.2014 № 2479
Методические рекомендации по введению нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях культуры с указаниями особенностей введения типовых норм труда в библиотеках, фильмофондах, зоопарках, музеях и других организациях музейного типа
Письмо Минкультуры России от 03.07.2015 № 231-01-39-НМ
Методические рекомендации по формированию штатной численности работников государственных (муниципальных) культурно - досуговых учреждений и других организаций культурно - досугового типа с учетом отраслевой специфики
Приказ Минкультуры России от 30.12.2015 № 3453
Методические рекомендации по особенностям введения типовых отраслевых норм труда в культурно - досуговых учреждениях и других организациях культурно - досугового типа
Письмо Минкультуры России от 14.07.2016 № 217-01-39-НМ
Типовые штаты артистического и художественного персонала музыкальных и драматических театров
Приказ Минкультуры СССР от 18.06.1979 № 479
О нормах выступлений артистов и дирижеров музыкальных коллективов и нормах постановок художественного персонала концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов
Письмо Минкультуры СССР от 12.05.1978 № 29-198
О нормах выступлений артистов в спектаклях и нормах постановок художественного персонала театров
Приказ Минкультуры СССР от 21.07.1983 № 414
Методические рекомендации о направлении Рекомендаций по переводу работников государственных (муниципальных) учреждений культуры на «эффективный контракт»
Письмо Минкультуры России от 15.06.2017 № 172-01.1-39-НМ
Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатной численности работников организаций исполнительских искусств с учетом отраслевой специфики
Приказ Минкультуры России от 27.04.2018 № 603
Строка исключена - приказ Главного управления культуры города Севастополя от 03.10.2018 № 305
-
Отрасль - образование
О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре
Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601, (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 N 36204)
Приложение № 2
Список нормативных документов, регламентирующих нормы труда в межотраслевой группе
Название документа
Чем утвержден
Об утверждении межотраслевых укрупненных нормативов времени на работы по комплектованию и учету кадров
постановление Минтруда СССР от 14.11.1991 № 78
Укрупненные нормы времени на работы, выполняемые в объединенных архивах, хранящих документы по личному составу учреждений, организаций, предприятий
Постановление Минтруда РФ от 18.12.1992 № 57
Об утверждении нормативов численности работников юридической службы на предприятиях отраслей промышленности
постановление Госкомтруда СССР, Минюста СССР, Секретариата ВЦСПС от 10.07.1990 № 273/К-14-440/11-41
Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в бюджетных организациях
постановление Минтруда от 26.09.1995 № 56
Межотраслевые укрупненные нормы времени на работы по бухгалтерскому учету для предприятий отраслей промышленности
Постановление Госкомтруда СССР от 19.06.1991 № 111
Об утверждении нормативов времени на работы, выполняемые экономистами по финансовой работе
постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 08.01.1990 № 9/2-7
Типовые нормы времени на работы, выполняемые экономистами по труду на производстве
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.05.1987 № 331/17-46
Нормативы предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти
Постановление Минтруда России от 05.06.2002 № 39
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях
Постановление Минтруда России от 22.01.2001 № 10
Межотраслевые нормативы численности работников служб охраны труда на предприятии
Постановление Минтруда России от 10.03.1995 № 13
Межотраслевые типовые нормы времени на работы по сервисному обслуживанию персональных электронно-вычислительных машин и организационной техники и сопровождению программных средств
Постановление Минтруда России от 23.07.1998 № 28
Типовые нормы времени на программирование задач для ЭВМ
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 27.07.1987 № 454/22-70
Укрупненные нормы времени на разработку технологической документации
Постановление Минтруда России от 21.04.1993 № 86
Межотраслевые укрупненные нормы времени на работы с научно-технической документацией в архивах учреждений, организаций и предприятий
Постановление Минтруда РФ от 10.09.1993 № 153
Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления
Постановление Минтруда РФ от 10.09.1993 № 152
Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления
Постановление Минтруда России от 25.11.1994 № 72
Укрупненные нормативы времени на работы по делопроизводственному обслуживанию
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.05.1987 № 327/17-42
Типовые нормы времени на перевод и переработку научно-технической литературы и документов
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 12.04.1989 № 130/8-1
Типовые нормативы численности работников по обслуживанию и эксплуатации зданий и сооружений. ШИФР 15.02.02
Минтруд России 24.01.2014 №001
Рекомендации по нормированию труда работников предприятий внешнего благоустройства
Приказ Минстроя РФ от 06.12.1994 № 13
Типовые нормы времени (выработки) на работы по озеленению
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25.04.1986 № 136/9-49
Нормы времени на работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту установок наружного освещения
Постановление Госкомтруда СССР от 13.02.1991 № 38
Укрупненные нормы времени на полотерные и стеклопротирочные работы
Постановление Госкомтруда СССР от 05.03.1991 № 63
Нормативы численности гардеробщиков промышленных предприятий
Постановление Госкомтруда СССР от 29.12.1990 N 470
Об утверждении нормативов времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений
постановление Госкомтруда СССР от 29.12.1990 № 469
Типовые нормы обслуживания для уборщиков производственных помещений промышленных предприятий
Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 18.09.1985 № 321/19-28
Нормы обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений
Постановление Минтруда России от 24.06.1996 № 38
Межотраслевые нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы
Постановление Минтруда России от 17.10.2000 № 76
Межотраслевые нормативы численности рабочих, занятых на вспомогательных работах в автотранспортных предприятиях
Постановление Госкомтруда СССР от 15.04.1991 № 87
Межотраслевые нормативы численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных предприятий
Постановление Минтруда СССР от 14.11.1991 № 76
Межотраслевые нормы времени и выработки на процессы полиграфического производства
Постановление Минтруда России от 22.07.1996 № 46
Нормы времени на обработку белья в прачечных с механизированной, полумеханизированной и ручной обработкой белья
Постановление Минтруда России от 24.07.1992 № 6
Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 24.10.1989 № 351/22-71
Типовые нормы времени на изготовление столярных изделий
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1988 № 677/29-149
Общемашиностроительные нормативы времени на слесарные работы по ремонту оборудования
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25.05.1987 № 342/18-14
Типовые укрупненные нормы времени на ремонт водопроводного и канализационного оборудования
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25.04.1986 № 137/9-50
Об утверждении Рекомендаций по нормированию и оплате труда работников гостиничного, банно-прачечного хозяйств и ритуального обслуживания населения
Приказ Минстроя РФ от 15.11.1994 № 11
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 060.020.000 Труд (см. также 200.160.020), 060.020.100 Нормы труда и сдельные расценки |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: