Основная информация

Дата опубликования: 17 октября 2006г.
Номер документа: ru90000200600341
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Пермский край
Принявший орган: Законодательное Собрание Пермской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ЗАКОН

ПЕРМСКОГО КРАЯ

17.10.2006 № 3260-744

Об утверждении отчета об исполнении областной целевой комплексной программы «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001-2005 годы»

Принят Законодательным Собранием

Пермской области 28 сентября 2006 года

Статья 1

Утвердить отчет об исполнении областной целевой комплексной программы «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001-2005 годы», утвержденной Законом Пермской области от 12.07.2001 № 1639-263.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

Губернатор Пермского края

О.А.Чиркунов

Приложение

к Закону Пермского края

от 17.10.2006 № 3260-744

ОТЧЕТ

ОБ ИСПОЛНЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2001-2005 ГОДЫ»

Обеспечение прав человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии относятся к числу важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности являются приоритетным направлением стратегии социально-экономического развития Пермской области. Решение экологических вопросов реализовывалось программно-целевым методом в рамках областной целевой комплексной программы «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001-2005 годы (далее - Программа), утвержденной Законом Пермской области от 12.07.2001 № 1639-263.

Реализация Программы была направлена на достижение основной цели - оздоровление экологической обстановки в Пермской области, обеспечение экологической безопасности ее территории и населения, сохранение и восстановление природных экосистем.

1. Сравнительный анализ ситуации до принятия Программы и после ее завершения

Изменение экологической ситуации в Пермской области в основном совпадает с изменением уровня промышленного производства: снижение негативного воздействия на окружающую среду в 90-х годах сменилось, начиная с 2000 года, устойчивым ростом, связанным с увеличением объема производства промышленной продукции.

Неравномерность распределения промышленных предприятий по территории области и, как следствие, сосредоточения населения обуславливают высокую антропогенную нагрузку на промышленные агломерации: Пермско-Краснокамскую, Березниковско-Соликамскую, Кизеловско-Губахинскую, Лысьвенско-Чусовскую, Кунгурскую и Чайковскую.

Динамика основных показателей, характеризующих загрязнение окружающей среды, приведена в таблице 1.

Таблица 1

Показатель

Ед. изм.

Годы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

1. Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников, всего, в т.ч.:

тыс. тонн

580,8

590,6

637,7

453,6

461,5

460,0

- по предприятиям трубопроводного транспорта (ООО «Пермтрансгаз»)

тыс. тонн

366,6

382,1

440,8

244,4

239,7

226,6

- по остальным предприятиям области, из них:

тыс. тонн

214,2

208,5

196,9

209,2

221,8

233,4

- по предприятиям, выполнявшим мероприятия в рамках программы

тыс. тонн

73,8

66,6

68,0

57,8

56,8

64,0

2. Объем сброса загрязненных сточных вод

млн. м3

402,0

414,0

403,0

381,9

341,6

318,2

3. Валовый сброс загрязняющих веществ, всего, из них:

тыс. тонн

1127,3

1212,3

1288,1

1328,2

922,2

913,0

- по предприятиям, выполнявшим мероприятия в рамках программы

тыс. тонн

*

1176,1

1360,2

1349,1

898,5

414,1

4. Количество использованных и обезвреженных отходов, всего из них:

млн. тонн

13,2

14,1

12,9

12,9

13,4

13,9

- по предприятиям, выполнявшим мероприятия в рамках программы

млн. тонн

12,2

5,7

11,2

5,9

5,6

6,0

Примечание: *статистические данные по валовому сбросу загрязняющих веществ за 2000 г. в разрезе предприятий отсутствуют

Поступление загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период 2001-2002 годов постепенно возрастает. Вместе с тем, учитывая переход в 2003 году на новую методику оценки выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от линейной части газопроводов на предприятиях ООО «Пермтрансгаз», выбросы загрязняющих веществ в целом по области имеют тенденцию к снижению (диаграмма 1). По предприятиям, выполнявшим мероприятия в рамках Программы, также заметно снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Диаграмма 1. Динамика массы выбросов загрязняющих веществ
от стационарных источников по Пермской области

Загрязнение атмосферного воздуха характеризуется комплексным показателем - индексом загрязнения атмосферы (ИЗА).

На диаграмме 2 представлена динамика изменения ИЗА.

ИЗА ниже 5 - уровень загрязнения низкий

ИЗА от 5 до 7 - уровень загрязнения повышенный

ИЗА от 7 до 13 - уровень загрязнения высокий

ИЗА 14 и больше - уровень загрязнения очень высокий

Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах Пермь, Соликамск, Губаха стабильно характеризуется как «высокий». В городах Краснокамск, Лысьва и Чайковский к 2005 году произошел спад уровня загрязнения атмосферы. ИЗА соответствует значению «низкий». В то же время в г.Березники наметилась тенденция увеличения ИЗА от «повышенного уровня загрязнения» к «высокому».

Вместе с тем в результате выполнения природоохранных мероприятий в рамках Программы на таких предприятиях как ОАО «Мотовилихинские заводы», ООО «ЛУКойл-Пернефтеоргсинтез», ТЭЦ-13, ТЭЦ-9, ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит» содержание отдельных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе снизилось. В качестве примера на диаграммах 3, 4, 5 приведено содержание в атмосферном воздухе г. Перми диоксида серы, оксида азота, бензола.

Диаграмма 3. Динамика изменения уровня содержания

диоксида серы в атмосферном воздухе г.Перми

Диаграмма 4. Динамика изменения уровня содержания
оксида азота в атмосферном воздухе г.Перми

Диаграмма 5. Динамика изменения уровня содержания бензола в атмосферном воздухе г.Перми

В атмосферном воздухе городов Березники и Соликамск снизилось содержание диоксида серы.

Однако на нормативные показатели по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу на 01.01.2006 не вышли такие крупные предприятия - участники Программы, как ОАО «Чусовской металлургический завод», ОАО «АВИСМА», ОАО «Губахинский кокс». Вырос вклад в загрязнение атмосферного воздуха передвижных источников.

Несмотря на уменьшение в 2001-2005 годах объема сброса загрязненных сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты Пермской области (диаграмма 6), нагрузка на водоемы остается неизменно высокой.

Диаграмма 6. Динамика поступления загрязненной сточной воды и загрязняющих веществ (ЗВ) в водные объекты Пермской области

Качество воды на отдельных участках р.Кама (в районе городов Березники, Пермь, Краснокамск, Чайковский), р.Косьва (в районе г.Губахи), р.Чусовая (в районе г.Чусового), р.Лысьва (в районе г.Лысьвы), р.Вишера (в районе г.Красновишерска) в 2001-2005 годах, в основном, не отвечало нормам для рыбохозяйственных водоемов. Концентрации наиболее распространенных загрязняющих веществ (нефтепродуктов, фенолов, соединений металлов, органических веществ) в поверхностных водах стабильно превышали допустимые нормы чаще всего в пределах от 1 до 5 предельно допустимой концентрации. Высокий индекс загрязненности поверхностных вод рек Вильва и Косьва (ИЗВ 41,5 и 10,9 соответственно - «вода чрезвычайно грязная») обусловлен самоизливом природных вод из закрытых шахт Кизеловского угольного бассейна. Динамика изменения индекса загрязнения воды (ИЗВ) в створах за 2000-2005 годы представлена на диаграмме 7.

Диаграмма 7. Динамика изменения ИЗВ

Класс качества воды Величина ИЗВ

1 класс - очень чистая до 0,3

2 класс - чистая от 0,3 до 1

3 класс - умеренно загрязненная от 1 до 2,5

4 класс - загрязненная от 2,5 до 4

5 класс - грязная от 4 до 6

6 класс - очень грязная от 6 до 10

7 класс - чрезвычайно грязная более 10

Выполнение крупных программных мероприятий на предприятиях области обеспечили снижение массы сброса в водные объекты отдельных загрязняющих веществ. Так на ОАО «Чусовской металлургический завод» снизился сброс в р.Чусовую ванадия и марганца; ОАО «Соликамскбумпром» обеспечил снижение сброса в р.Каму органических веществ, что привело к снижению биологического потребления кислорода (БПК), расходуемого для окисления этих веществ в воде. Динамика изменения сброса указанных загрязняющих веществ приведена на диаграммах 8, 9, 10.

Диаграмма 8. Динамика поступления соединений ванадия в водные объекты Пермской области

Диаграмма 9. Динамика поступления соединений марганца в водные объекты Пермской области

Диаграмма 10. Динамика поступления органических веществ (показатель БПКпол) в водные объекты Пермской области

Вместе с тем на 01.01.2006 года не достигли нормативных показателей по сбросам сточных вод такие предприятия, участвующие в Программе, как ОАО «Ависма», ОАО «Сильвинит», ОАО «Соликамский магниевый завод», ООО «Вишерская бумажная компания», ОАО «ЦБК «Кама», ФГУП «Машиностроительный завод им. Дзержинского», ООО «Новогор - Прикамье», МУП «Водоканал» г.Кунгура и ряд других.

Образование и накопление отходов производства и потребления было и остается наиболее серьезной и нерешенной проблемой Пермской области. В регионе ежегодно образуется порядка 35-40 млн. тонн отходов.

Наиболее нагруженными территориями являются территории гг. Березники и Соликамска, где размещены отходы ОАО «Уралкалий», ОАО «Сильвинит» (30,3% от объема накопления), Красновишерский р-н - прииск «Уралалмаз» (43,8%), г.Чусовой - ОАО «Чусовской металлургический завод» (17,9%).

От общего количества ежегодно образующихся отходов используется и обезвреживается порядка 40%. Динамика образования и использования отходов приведена на диаграмме 11.

Мероприятия по закладке галитовых отходов в выработанные пространства шахт на ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит», реализованные в рамках Программы», обеспечили 21,5% использования этих отходов от объемов их ежегодного образования.

Диаграмма 11. Динамика обращения с отходами производства и потребления в Пермской области

Наименее устойчивыми к антропогенному воздействию на природную среду являются виды биологического разнообразия, относящиеся к категориям: «находящиеся под угрозой исчезновения», «сокращающиеся в численности», «редкие». В период реализации Программы 207 видов животных, растений и других организмов, нуждающихся в сохранении, взяты под государственную охрану и внесены в Красную книгу Пермской области. В целях сохранения ландшафтного и биологического разнообразия на территории области создана сеть особо охраняемых природных территорий.

Антропогенный пресс не только представляет угрозу для экосистем, выполняющих экологические рекреационные функции, но и оказывает негативное влияние на здоровье населения. Возрастает количество заболеваний, зависящих от загрязнения окружающей среды, их длительность. Осуществленная в рамках Программы специализированная медицинская помощь беременным женщинам и детскому населению с экологически обусловленными нарушениями состояния здоровья обеспечила снижение частоты заболеваний у детей в 1,5 раза, длительности течения одного случая заболевания на 2,5 дня, показателей патологии при беременности.

2. Оценка степени достижения целей и задач Программы

Основная цель областной целевой комплексной программы «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001-2005 годы - оздоровление экологической обстановки в Пермской области, обеспечение экологической безопасности ее территории и населения, сохранение и восстановление природных экосистем - достигнута не в полном объеме.

В процессе выполнения Программы реализовывались следующие основные задачи:

сохранение биологического разнообразия и устойчивости природных экосистем;

медико-экологическая реабилитация населения;

создание единой территориальной системы экологического мониторинга.

Задача снижения техногенной нагрузки на окружающую среду от выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов выполнена не в полном объеме.

Решение основных задач Программы обеспечивалось за счет совершенствования законодательства в сфере охраны окружающей среды, развития информационных систем, проведения научных исследований, а также мероприятий по экологическому образованию и воспитанию.

Целевые задачи реализовывались путем выполнения программных мероприятий в рамках шести подпрограмм. Подробная оценка степени достижения целей и задач дается ниже по каждой подпрограмме при анализе выполнения программных мероприятий.

3. Оценка уровня выполнения программных мероприятий в целом по исполнителям и участникам Программы

3.1. Подпрограмма 1 «Стратегия и тактика природоохранной деятельности»

Цель подпрограммы - обоснование региональной экологической политики для реализации перехода к устойчивому развитию.

В рамках подпрограммы разработан блок природоохранного законодательства Пермской области, который обеспечивает эффективное управление в сфере охраны окружающей среды:

Закон Пермской области от 09.12.2002 № 502-94 «Об охране окружающей среды Пермской области»;

Законы Пермской области от 16.01.2003 № 569-109, от 05.11.2001 № 1847-324 «О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области «Об отходах производства и потребления»;

Закон Пермской области от 11.11.2005 № 2623-51 «О природном наследии Пермской области»;

указ губернатора Пермской области от 01.08.2001 № 188 «О резервировании земель для организации особо охраняемых природных территорий на 2001- 2015 годы»;

указ губернатора Пермской области от 30.10.2002 № 217 «О Красной книге Пермской области»;

указ губернатора Пермской области от 11.10.2002 № 206 «О формировании территориальной системы экологического мониторинга в Пермской области»;

постановление Законодательного Собрания Пермской области от 22.04.2004 № 1380 «О принятии концепции экологической политики Пермской области на период до 2010 года»;

постановление Законодательного Собрания Пермской области от 17.03.2005 № 2131 «О концепции целевой комплексной программы «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2006 - 2010 годы»;

проект закона Пермской области «Об экологическом аудите в Пермской области»;

проект указа губернатора Пермской области «О границах и режиме охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения».

При выполнении работ по мероприятию «Разработка нормативных правовых актов Пермской области по приоритетным направлениям природоохранной деятельности» был разработан проект региональной целевой программы «Радиационная безопасность населения Пермской области на 2001-2006 годы», но данная программа не была представлена в Законодательное Собрание Пермской области на утверждение, и вместо нее был утвержден «План мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения Пермской области на 2002-2006 гг.». До настоящего времени финансирование мероприятий, предусмотренное утвержденным Планом, в бюджете области не предусматривалось и не производилось.

Вместо мероприятия «Комплексная оценка и социально-экологическое районирование территории Пермской области» с такими ожидаемыми результатами, как оценка экологического состояния отдельных территорий Пермской области, ранжирование территории по уровню загрязнения природных сред, методика учета экологических показателей при оценке недвижимости, были заключены договоры на выполнение следующих работ: «Стоимостная оценка природных ресурсов Пермской области» и «Комплексная оценка и социально-экономическое районирование территорий Пермской области: стоимостная оценка природных ресурсов Пермской области». Данные работы не имеют прямого отношения к целевым показателям Программы, вопросы оценки экологических последствий использования природных ресурсов не раскрыты.

Указанные разработки используются в рамках комплексного проекта «Разработка концепции и технико-экономических соображений комплексного освоения природно-ресурсного потенциала промышленно-экономических районов Пермской области (края)» в областной целевой программе «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермской области на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года». Таким образом, финансирование данных работ в рамках Программы использовано неэффективно.

Информация о выполнении мероприятий подпрограммы приведена в приложении 1.

В период реализации Программы экологическое право существенным образом трансформировалось. Отменен Закон РСФСР от 19.12.1991 года № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды». С 12 января 2002 г. вступил в действие Федеральный Закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». 2004-2005 годы ознаменованы внесением изменений во все нормативные акты Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, что существенным образом сказалось на полномочиях субъектов Российской Федерации в данной сфере, которые были значительно ограничены.

Учитывая это, в настоящее время, в условиях проводимой на федеральном и региональном уровнях административной реформы, необходимо дальнейшее совершенствование природоохранного законодательства.

3.2. Подпрограмма 2 «Сохранение биоразнообразия и устойчивости природных экосистем»

Цель подпрограммы - сохранение живой природы как составного элемента окружающей среды и ресурса, обеспечивающего условия жизни человека - достигнута путем реализации комплекса мероприятий, направленных на развитие сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ), охрану животного мира, повышение плодородия и рекультивацию почв, улучшение состояния лесного фонда.

Мероприятия по функционированию и развитию сети ООПТ позволили сохранить эталонные участки и объекты природы, уникальные природные и историко-природные объекты и территории. Приоритетными в этом направлении являются: формирование и совершенствование системы ООПТ, проведение на территории ООПТ природоохранных мероприятий (ведение мониторинга, определение координат границ, установка аншлагов, обустройство и т.п.), уменьшающих антропогенную нагрузку на данные территории.

В рамках подпрограммы завершен комплекс работ по выявлению мест обитания и определению численности редких и исчезающих видов животных, растений и других организмов. Выявлено более 5000 мест обитания. Это позволило взять под государственную защиту 207 редких и исчезающих видов биологического и ландшафтного разнообразия Пермской области.

В рамках раздела подпрограммы «Повышение плодородия и рекультивация почв» с привлечением дополнительных средств проведена полная ликвидация запрещенных к применению и пришедших в негодность ядохимикатов. Показатель по рекультивации земель за пять лет превышает запланированный, однако темпы рекультивации постепенно снижаются. Незначительность финансирования за счет средств федерального бюджета и незавершенность работ

по отработке технологий очистки вод не позволили решить в рамках подпрограммы вопросы рекультивации промплощадок породных отвалов и нарушенных земель на закрытых шахтах Кизеловского угольного бассейна.

Мероприятия по улучшению состояния лесного фонда с 2003 года из Программы исключены, а данные по затратам на их выполнение в 2001-2002 годах приведены справочно, так как эти мероприятия реализованы в рамках областной целевой Программы использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов Пермской области на 2001-2005 годы.

Информация о выполнении мероприятий подпрограммы приведена в приложении 2.

Не выполнены следующие мероприятия.

В связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не профинансированы мероприятия по укреплению материально-технической базы заповедников «Вишерский» и «Басеги», являющихся федеральной собственностью.

Ввиду отсутствия заинтересованности со стороны федеральных ведомств не выполнено мероприятие по разработке биологических основ и технологии пастбищного выращивания белого амура в Камском водохранилище и прудах области, с использованием местных кормовых ресурсов.

В связи с образованием Пермского края признано нецелесообразным издание Красной книги Пермской области. Издание Красной книги Пермского края будет возможно после проведения на территории Коми-Пермяцкого округа исследований по уточнению и выявлению мест обитания, определения численности редких и исчезающих видов животного, растительного мира и других организмов. Для проведения этих работ при достаточном уровне финансирования потребуется не менее двух лет.

3.3. Подпрограмма 3 «Медико-экологическая реабилитация населения»

Цель подпрограммы - разработка и реализация новых концептуальных подходов и перспективных направлений по совершенствованию технологии и обеспечению условий оказания специализированной лечебно-диагностической и профилактической помощи населению экологически неблагополучных территорий региона - достигнута.

Приоритетные мероприятия подпрограммы - организация медицинской помощи беременным женщинам и детскому населению с экологически обусловленными нарушениями здоровья.

За период выполнения подпрограммы создана и отработана уникальная система поэтапного оказания специализированной медицинской помощи населению. В результате ежегодно проводимых мероприятий по медико-экологической реабилитации на базе стационара Пермского научно-исследовательского клинического института детской экопатологии отмечается:

снижение частоты заболеваний у детского населения в среднем в 1,5 раза;

длительность течения одного случая заболевания уменьшилась на 1,9 дня (по результатам 2002-2003 гг.) и на 2,5 дня (по результатам 2003-2004 гг.);

общие предотвращенные потери по всем видам заболеваний в 2002-2003 годах в среднем составили 18,2 млн. руб. в год, в 2003-2004 - 19,8 млн. руб. в год (на 1000 человек стационарных больных с экологически обусловленным генезом);

экономическая эффективность оказанной специализированной медицинской помощи детям в среднем по всем заболеваниям составила 1,78 руб. на 1 рубль затрат в 2002-2003 годах, 2,03 руб. на 1 рубль затрат в 2003-2004 годах.

Проведение в рамках подпрограммы работ по иммунореабилитации детского населения Пермской области позволило разработать и внедрить пять унифицированных схем иммунотерапии и неспецифической иммунопрофилактики, в зависимости от возраста и диагноза. Эффективность проведенных мероприятий выразилась в следующих показателях:

снижение заболеваемости ОРВИ за год в 1,7-2,4 раза;

доля предотвращенных ОРВИ у детей раннего возраста составила 30%, в старших возрастных группах - до 50%;

число предотвращенных случаев заболеваний детей, прошедших медико-экологическую реабилитацию за 5 лет, составило 4072;

в течение 6 месяцев после терапии 38% детей первых трех лет жизни из закрытого коллектива болели только по разу.

Мероприятия по оздоровлению беременных женщин из территорий, неблагополучных по экозависимой патологии и йододефициту, в условиях стационара и выездное консультирование, с последующим дородовым патронажем и коррекцией ведения беременности, обеспечили снижение показателя экстрагенитальной патологии при беременности на 2,7% в городах области: Гремячинске, Александровске, Березниках, Лысьве, Чусовом, Губахе. В целом по области этот показатель составил 0,97%. Число родов без осложнений в районах реализации Программы увеличилось на 3,6%, в целом по области - на 1,8%.

Мероприятия подпрограммы по развитию материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений области для проведения медико-экологической реабилитации финансировались за счет расходов на текущее содержание учреждений. Данные затраты в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона «Об областных целевых программах» не могут быть отнесены к расходам на выполнение программных мероприятий.

Информация о выполнении мероприятий подпрограммы приведена в приложении 3.

3.4. Подпрограмма 4 «Реализация природоохранных мероприятий по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду»

Цель подпрограммы - снижение загрязнения окружающей среды и обеспечение экологической безопасности территории и населения Пермской области.

Выполнение природоохранных мероприятий было направлено на уменьшение поступления в окружающую среду загрязняющих веществ и отходов производства и потребления.

Реализация работ по данной подпрограмме должна была привести за 5 лет к снижению техногенных нагрузок. Перечень мероприятий подпрограммы был сформирован на основе предложений предприятий и администраций муниципальных образований. Согласно плану мероприятий в выполнении данного раздела подпрограммы должны были принять участие 44 промышленных предприятия и администрации 19 муниципальных образований.

В рамках подпрограммы реализован ряд крупных инвестиционных проектов.

По охране атмосферного воздуха к таким проектам относятся:

реконструкция мартеновского производства, с заменой мартеновского способа выплавки стали электросталеплавильным, на ОАО «Мотовилихинские заводы»;

перевод БКРУ-2 и БКРУ-4 ОАО «Уралкалий» с мазута на газ;

проведение работ по газоснабжению промышленной площадки на СКРУ-3 ОАО «Сильвинит»;

перевод ТЭЦ-13 на природный газ;

строительство комбинированной установки гидрокрекинга для выпуска малосернистого моторного топлива на ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез».

К наиболее крупным мероприятиям по охране водных объектов относятся:

модернизация буммашины № 2, монтаж линии по производству термомеханической массы № 2 и реконструкция узла обезвоживания осадка на очистных сооружениях ОАО «Соликамскбумпром»;

строительство третьей очереди очистных сооружений промстоков на ОАО «АВИСМА»;

строительство промышленной установки очистки сточных вод ванадиевого производства на ОАО «Чусовской металлургический завод»;

ввод в действие первой очереди очистных сооружений в Еловском районе, проведение реконструкции аэротенков на очистных сооружениях в г.Чайковском, ввод в эксплуатацию блока биологической очистки в г.Красновишерске, ввод в эксплуатацию очистных сооружений в Карагайском районе.

Реконструкция коммунальных очистных сооружений и сетей канализации ведется в городах Пермь, Березники, Лысьва, Чернушка, на стадии завершения расширение очистных сооружений канализации в с.Барда и реконструкция очистных сооружений в г.Александровске.

По переработке и утилизации отходов реализованы крупнейшие инвестиционные проекты по строительству закладочных комплексов и подземных шламохранилищ на ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит». Следует отметить, что в экологической программе не учтены затраты предприятий и бюджетов на выполнение закладочных работ по мероприятиям, реализованным в рамках областных целевых программ «Обеспечение безопасности жизнедеятельности г.Березники» на 2002-2007 годы и «Обеспечение безопасности жизнедеятельности г.Соликамска» на 2002 - 2007 годы.

На ОАО «Мотовилихинские заводы» и ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез» разрабатываются проекты и внедряются технологии утилизации отходов производства.

Информация о выполнении мероприятий подпрограммы приведена в приложении 4.

Вместе с тем, из 138 плановых мероприятий полностью выполнено (по данным отчетов предприятий) только 49 или 35,5% от общего числа, 6 мероприятий выполнено частично, и 81 мероприятие не выполнено вообще (что составляет 58,7%). Основные причины невыполнения могут быть сгруппированы следующим образом:

пересмотр концепций и планов технического перевооружения производств (ОАО «Чусовской металлургический завод» - 5 мероприятий, ОАО «АВИСМА» - 1 мероприятие);

признание неперспективности выполнения мероприятий (20 мероприятий);

недостаточное финансирование из областного и местных бюджетов (полностью не реализовано ни одно из 11 запланированных мероприятий по строительству полигонов твердых бытовых отходов в городах и районах области, не приступали к выполнению мероприятий по реконструкции очистных сооружений в 8 территориях области);

недостаточное финансирование за счет средств федерального бюджета природоохранных мероприятий, направленных на решение проблем Кизеловского угольного бассейна;

недостаточность у предприятий собственных средств для финансирования программных мероприятий (ОАО «Соликамский магниевый завод», ФГУП «Машиностроительный завод им.Дзержинского», ООО «Вишерская бумажная компания», ФГУП «Машиностроительный завод им. Кирова», ОАО «Телта», ФГУП «Пермский свинокомплекс», ОАО «Нытва», ОАО «Березниковский содовый завод»);

8 мероприятий не удалось реализовать в установленные программой сроки (пп. 4.1.6, 4.1.51, 4.1.56, 4.1.65, 4.1.78, 4.2.8, 4.2.40, 4.3.16). Причины изменения сроков выполнения указаны по каждому мероприятию в приложении 4 к отчету;

смена собственников предприятий и, как следствие, отсутствие преемственности в решении природоохранных проблем (ООО «Вишерская бумажная компания» (ранее ОАО «Вишерабумпром» и ООО «Вишерский ЦБК»), ОАО «ЦБК «Кама» (ранее ФГУП «Камский ЦБК»), ОАО «Губахинский кокс» (ранее ОАО «Губахинский коксохимический завод»);

банкротство предприятий (ЗАО «БИО-пром»).

Выборочный анализ отчетов предприятий показывает, что отчеты отдельных предприятий носят противоречивый характер и в ряде случаев не соответствуют тематике работ, утвержденных в Программе. Так, например:

вместо выполнения мероприятия «Строительство участка грануляции отработанного электролита магниевого производства» ОАО «Ависма» продает отходы указанного производства без дополнительной переработки и не планирует строительство участка переработки отходов;

в отчетах ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» из года в год повторяется выполнение одних и тех же работ в соответствии с одним и тем же актом их выполнения и т.д.

Из 32 мероприятий, которые курировали администрации территорий, полностью выполнены только 5. Остальные мероприятия, профинансированные из областного бюджета на сумму более 67 млн. рублей, остались незавершенными к концу реализации Программы.

Учитывая данные обстоятельства, достичь целевых показателей в запланированных объемах не удалось. Комплексный показатель оценки эффективности мероприятий подпрограммы - предотвращенный экологический ущерб - составил 38% от запланированных показателей.

3.5. Подпрограмма 5 «Создание системы экологического мониторинга»

Достижение цели подпрограммы - обеспечение информационной поддержки принятия управленческих решений в области охраны окружающей среды - обеспечено путем создания и развития территориальной системы экологического мониторинга (далее - ТСЭМ), позволяющей выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности.

Основные направления развития ТСЭМ, реализованные в рамках подпрограммы:

развитие функциональных подсистем ТСЭМ;

развитие интегрированного банка природоохранных данных по Пермской области;

развитие экологического блока геоинформационной системы (ГИС) органов государственной власти (ОГВ) Пермской области.

Система экологического мониторинга в Пермской области представлена основной и дополнительной сетью наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, водных объектов, радиоактивным загрязнением, а также мониторингом источников антропогенного воздействия на окружающую среду. Финансирование основной сети наблюдений осуществляется за счет средств федерального бюджета, мероприятия дополнительной сети осуществляются за счет средств областного и местных бюджетов, в том числе в рамках Программы.

В период 2001-2005 гг. расширена дополнительная сеть мониторинга за состоянием загрязнения атмосферного воздуха, введены в эксплуатацию 3 стационарных поста наблюдений: в 2003 году - в г.Краснокамске, в 2004 году - в г.Лысьве, в 2005 году - в г.Чайковском. На сегодняшний день наблюдения за состоянием атмосферного воздуха осуществляются в 7 городах области: Перми, Березниках, Соликамске, Губахе, Краснокамске, Лысьве, Чайковскои (на 9 постах основной сети и на 12 - дополнительной). Контроль за состоянием атмосферного воздуха в городах осуществляется по 28 показателям. В период действия Программы расширен перечень измеряемых показателей загрязнения атмосферного воздуха, появилась возможность определения концентраций железа, кадмия, марганца, меди, никеля, свинца, хрома, цинка, ароматических углеводородов.

Дополнительная сеть наблюдения за состоянием водных объектов организована в районах экологического неблагополучия: в зоне влияния закрытых шахт Кизеловского угольного бассейна, в зонах разработки нефтяных месторождений, на севере области - в зоне влияния подземных ядерных взрывов, а также в Чусовском заливе Камского водохранилища - основном источнике водоснабжения областного центра.

Для управления данными экологического мониторинга на региональном уровне создан информационно-аналитический центр (ИАЦ) ТСЭМ, который является администратором интегрированного банка природоохранных данных Пермской области. Пользователями банка данных являются органы исполнительной власти федерального и областного уровней, а также органы местного самоуправления, в компетенции которых находятся вопросы охраны окружающей среды, природопользования, предотвращения чрезвычайных ситуаций. Объем пользовательской базы данных на 01.01.2006 составляет 182 Мб.

Для информационного обеспечения в области охраны окружающей среды создан экологический WWW-сервер (www.permecology.ru), содержащий природоохранную информацию по разделам: новости, деятельность управления по охране окружающей среды Пермской области, нормативные документы, конкурсы, ежегодный экологический доклад, экологическая экспертиза и др. Ведется сопровождение сервера.

В рамках ТСЭМ создается экологический блок географической информационной системы для органов государственной власти, включающий в настоящее время 190 тематических слоев. Созданные базы данных и тематические слои ГИС используются при экспертизе проектов на строительство и реконструкцию, анализе эффективности природоохранных мероприятий по снижению выбросов, разработке предупредительных мероприятий и оценке последствий чрезвычайных ситуаций, оценке антропогенной нагрузки на территории.

Информация о выполнении мероприятий приведена в приложении 5.

По ряду причин отдельные мероприятия реализовать не удалось.

Ввиду отсутствия финансирования из федерального бюджета не организована станция фонового мониторинга в государственном заповеднике «Вишерский», не создана базовая подсистема «Леса» ТСЭМ в Пермской области.

Выполнение отдельных мероприятий признано нецелесообразным (разработка и апробация мобильной автоматизированной системы для мониторинга крупных техногенных чрезвычайных ситуаций на объектах горнодобывающего профиля; геоэкологическое обследование районов поверхностных нефтепроявлений и источников углеводородного загрязнения).

В связи с высокой стоимостью создания автоматизированных систем контроля качества воздуха и систем радиационного контроля предприятия области за счет собственных средств профинансировали выполнение данных мероприятий лишь на 12%.

Отдельные работы не профинансированы участниками Программы (не выделены средства ООО «Пермтрансгаз» на ведение мониторинга объектов загрязнения окружающей среды в Октябрьском районе и ОАО «Морион» - на разработку прибора по экспресс-анализу питьевой, технической воды и промстоков).

Необходимо отметить, что отсутствие нормативных правовых документов, регламентирующих порядок финансирования и получения информации от Пермского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - ПЦГМ), привело к тому, что по окончании действия Программы финансирование 12 дополнительных пунктов наблюдения за состоянием атмосферы Пермской области в бюджете области не было предусмотрено.

В ходе проверки выполнения работ по теме «Модернизация структуры и актуализация содержания баз данных по особо охраняемым территориям Пермской области» было установлено, что форма отчета не соответствует форме, утвержденной в техническом задании, а перечень особо охраняемых природных территорий не является актуализированным и не соответствует их фактическому количеству. Таким образом, часть бюджетных средств в рамках реализации данной подпрограммы была использована не эффективно.

3.6. Подпрограмма 6 «Экологическое образование и воспитание»

Для достижения главной цели подпрограммы - формирование устойчивого природоохранного сознания и поведения у населения Пермской области - решались следующие основные задачи:

развитие системы экологического образования;

поддержка деятельности общественных экологических движений и некоммерческих организаций;

обеспечение прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Мероприятия по решению первой задачи были в основном направлены на развитие и применение различных форм дополнительного образования.

В рамках этого направления за счет средств областного бюджета осуществлялась поддержка:

специализированных экологических лагерей, отрядов, смен в летнее время (в течение 5 лет действовал конкурс экологических лагерей и отрядов «Зеленая смена», в рамках которого реализовано 360 проектов, проведено 253 экологических лагеря, отряда и экспедиции, в работе которых участвовало более 10 тыс. детей. В Пермской области создана система методической подготовки организаторов экологических лагерей);

деятельности областного образовательного центра «Экология» (проведены 1493 консультации для педагогов дополнительного экологического образования);

конференций, олимпиад учащихся и студентов по экологии, детских экологических конкурсов (ежегодно проводились конференции «Химия и экология», «Экология и научно-технический прогресс», «Экология. Проблемы и пути решения», областные олимпиады по экологии и лесоведению, конкурсы «Экология, Творчество, Молодежь», для юнкоров - «Зеленая страна», посвященный дню птиц, конкурс по сбору макулатуры «Сохраним природу Прикамья» и др. Количество участников данных мероприятий выросло с 1450 в 2001 году до 4057 в 2005 году);

внеучебной практической деятельности учащихся по изучению и оценке экологического состояния территорий (получила развитие деятельность Школы юного эколога, число слушателей Школы в период выполнения Программы составило 2096 человек из 34 муниципальных образований области);

Межвузовского экологического центра при Пермском государственном университете, предназначенного для дополнительного образования студентов, аспирантов и молодых ученых (за 2 выпуска общее количество выпускников составило 84 человека);

обучения специалистов различных категорий для повышения их квалификации (ежегодно проводились семинары для служащих муниципальных природоохранных органов, педагогов, работников библиотек, музеев, глав администраций сельских советов, специалистов-экологов предприятий и организаций городов и районов области);

экологического просвещения средствами театральных коллективов, музеев, зоопарков, заповедников, библиотек (поддержана деятельность двух экологических информационных центров на базе библиотек, вновь создано 16 музейных экспозиций и обновлено 4, организовано проведение эколого-просветительских мероприятий в зоопарке, созданы 3 постоянно действующие тематические выставки, 2 экологические тропы).

Поддержка деятельности общественных экологических движений и некоммерческих организаций направлена на выполнение следующих мероприятий:

развитие молодежного экологического движения «Зеленый мир» (проведено 2 областных лагеря, 5 конкурсов природоохранных отрядов, 3 слета школьных лесничеств);

поддержку общественных акций «Дни защиты от экологической опасности», «Единые дни действий в защиту малых рек», «Марш парков». По итогам проведения Всероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности» в 2002 году Пермской области присуждено 1 место, в 2003 году - 2 место, в 2004 году - 3 место, в 2005 году - 1 место в Российской Федерации. В 2004 году за проведение в Пермской области Всесоюзной акции «Дни защиты от экологической опасности» управление по охране окружающей среды Пермской области стало лауреатом первой в истории России общественной экологической награды - Национальной Экологической Премии «Экомир», учрежденной Российской академией естественных наук и Международным общественным фондом благотворительных инициатив;

поддержку общественного клуба «Эколог».

Результатами выполнения мероприятий по обеспечению прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды явились:

издание газеты «Луч» - экологического приложения к газете «Пермские новости»;

издание ежегодного доклада о состоянии окружающей среды Пермской области;

создание и поддержка Интернет-сайта. Количество посещений Интернет-сайта управления по охране окружающей среды в 2005 г. составило 16812;

ежегодная реализация медиа-плана по информированию населения Пермской области об основных экологических проблемах. Информирование осуществлялось через электронные СМИ (ФГУ ГТРК Т7, ЗАО ТРК «Авторадио ТВ», ООО ИРК «ВЕТТА», ООО «Телекомпания «Рифей») и печатные СМИ («Пермские новости», «Деловое Прикамье», «Коммерсант», «Капитал»).

Следует отметить, что в ходе реализации программных мероприятий Департаментом образования не осуществлялся контроль за использованием полученных результатов от выполнения программных мероприятий, в результате чего не были востребованы методические пособия, созданные за счет средств областного бюджета, а в связи с длительным сроком невостребованности (более 2-3 лет) была потеряна актуальность изготовленных изданий для их дальнейшего применения.

В ходе исполнения ряда программных мероприятий Управлением по охране окружающей среды были установлены факты нецелевого использования бюджетных средств. Так, в ходе организации специализированных экологических лагерей школьников 10 путевок из 80 предоставлены лицам, не относящимся к категории обучающихся и воспитанников до 18 лет. Возраст указанных лиц составил от 19 до 32 лет включительно. Также вместо издания регионального учебного пособия для осуществления экологического образования в общеобразовательной школе было издано учебное пособие для государственных и муниципальных служащих «Правовая теория защиты основных прав».

Информация о выполнении мероприятий подпрограммы приведена в приложении 6.

4. Оценка уровня достижения показателей эффективности Программы

Достижение поставленной цели Программы и решение ее основных задач оценивается системой показателей.

В рамках Программы был запланирован ряд качественных целевых ориентиров при наличии количественно определенных целевых показателей и показателей оценки ожидаемой эффективности Программы.

Показатели оценки Программы сгруппированы по направлениям деятельности.

4.1. Сохранение биоразнообразия и устойчивости природных экосистем

Таблица 2

Наименование показателя

Ед. изм.

План

Факт

% выполнения

Организация новых особо охраняемых природных территорий

тыс. га

60,0

63,4

105,7

Восстановление нарушенных земель

га

5188,0

8367,0

161,3

Лесовосстановление*

тыс. га

28,6

39,0

136,4

Увеличение лесопокрытой площади*

тыс. га

71,0

52,4

73,8

Улучшение состояния лесов*

тыс. га

12,0

12,0

100,0

Оздоровление лесного фонда*

тыс. га

2,0

17,2

860,0

Выпуск в водоемы молоди рыб

тыс. шт.

75,0

145,3

193,7

Утилизация ядохимикатов

финансирование мероприятия осуществлялось с привлечением дополнительных средств областного бюджета и областного экологического фонда

тонн

422

422

100

Примечание: * Достижение показателей по улучшению состояния лесного фонда в период 2001-2002 годы обеспечено за счет финансирования мероприятий в рамках областной целевой Программы использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов Пермской области на 2001-2005 годы.

4.2. Медико-экологическая реабилитация населения

Таблица 3

Наименование показателя

Ед. изм.

План

Факт

% выполнения

Количество детей с экозависимой патологией, прошедших специализированную медицинскую помощь

чел.

7155

7480

104,5

Количество групп детей

кол-во

207

213

102,9

Количество детей, прошедших лечебно-диагностические мероприятия по иммунореабилитации

чел.

показатель не запланиро-ван

3500

Количество оздоровленных беременных женщин

чел.

2500 ежегодно

2500 ежегодно, в том числе 505 на базе санатория «Родник»
в 2002-2005 гг.

100

Достижение целевых показателей обеспечено путем применения наиболее эффективных форм оказания специализированной медицинской помощи детскому населению и форм профилактики заболеваний беременных женщин.

4.3. Реализация природоохранных мероприятий по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду

Таблица 4

Наименование показателя

Ед. изм.

План

Факт

% выполнения

Снижение объемов выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников

тыс. тонн/год

27,8

15,0

54,1

Снижение объемов сбросов загрязняющих веществ в водные объекты

тыс. тонн/год

135,5

26,1

19,2

Безопасное размещение в природной среде твердых бытовых и промышленных отходов

тыс. тонн/год

190

-

-

Увеличение объемов переработки и использования накопленных и вновь образующихся отходов

тыс. тонн/год

424,9

83,8

19,7

Закладка галитовых отходов в выработанные пространства шахт ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит»*

млн. тонн

11,3

25,6

226,5

Предотвращенный экологический ущерб*

млн. руб./год

983,8

373,4

38,0

Примечание: * В плановых и фактических показателях не учтены результаты, достигнутые за счет выполнения мероприятий в рамках областных целевых программ «Обеспечение безопасности жизнедеятельности г.Березники» на 2002-2007 годы» и «Обеспечение безопасности жизнедеятельности г.Соликамска» на 2002-2007 годы».

Недостижение запланированных в рамках Программы целевых показателей и показателей эффективности объясняется, в первую очередь, недостаточным финансированием мероприятий как за счет собственных средств предприятий, так и за счет средств бюджетов различных уровней.

4.4. Создание системы экологического мониторинга

Количественные показатели в рамках Программы не были запланированы. Показатели, приведенные в таблице 5, отражают основные результаты деятельности по созданию территориальной системы экологического мониторинга.

Таблица 5

Основные направления деятельности

Показатели результативности

Фактические значения по годам

2001

2002

2003

2004

2005

Обеспеченность городов постами наблюдений за загрязнением от нормы, согласно ГОСТ 17.2.3.01-86 «Правила контроля качества воздуха населенных пунктов», %

70

70

70

70

70

100

100

100

100

100

0

0

50

50

50

0

0

0

50

50

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

0

0

0

0

50

137

148

158

170

182

Развитие экологического блока ГИС ОГВ

Количество созданных ГИС-слоев, шт.

126

138

150

162

190

4.5. Экологическое образование и воспитание

Выполнение мероприятий по формированию устойчивого природоохранного сознания и поведения у населения Пермской области представлено в Программе качественными целевыми ориентирами (личная ответственность за состояние окружающей среды, распространение в обществе экологически направленного мировоззрения и др.). Вместе с тем анализ выполнения мероприятий позволил сформировать ряд обобщенных показателей.

Таблица 6

Наименование показателя

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

ОБРАЗОВАНИЕ

Количество специализированных экологических лагерей школьников и экологических смен, отрядов в летних оздоровительных лагерях, количество

44

58

13

61

77

Количество областных студенческих конференций, количество

1

3

3

3

3

Количество областных экологических конкурсов для учащихся, количество

1

1

2

3

3

Количество консультаций в областном образовательном центре «Экология»,
количество

-

380

400

343

370

Количество выпускников межвузовского экологического центра студентов и аспирантов, человек

-

41

-

43

-

Количество семинаров повышения квалификации специалистов органов управления, количество

2

1

2

3

3

Количество изданных учебно-методических, справочных и научно-популярных пособий, количество

10

5

1

4

9

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Количество эколого-просветительских проектов, осуществленных учреждениями культуры, количество

5

15

7

7

8

ИНФОРМИРОВАНИЕ

Тираж экологической газеты «Луч», экземпляров

6000

6000

6000

8000

8000

Тираж ежегодного доклада «Состояние и охрана окружающей среды в Пермской области», экземпляров

500

500

500

500

500

5. Сравнительный анализ финансовых и иных затрат на реализацию Программы в целом и по источникам финансирования

Учитывая, что характер решаемых Программой проблем является общерегиональным и территориально распределенным, к финансированию мероприятий Программы были привлечены многие источники финансирования: средства бюджетов всех уровней, средства бюджетных экологических фондов, собственные средства участников Программы.

Данные о финансировании Программы приведены в приложении 7.

Потребность на реализацию мероприятий была определена суммой 17,0 млрд. рублей, фактическое финансирование составило - 10,7 млрд. рублей или 63,0% от потребности.

Характерна неравномерность в финансировании мероприятий Программы как в разрезе подпрограмм, так и в разрезе источников финансирования (приложения 8 и 9).

Самая ресурсообеспеченная подпрограмма - «Сохранение биоразнообразия и устойчивости природных систем», наименее обеспечена финансированием подпрограмма - «Создание системы экологического мониторинга», что связано с отказом предприятий области от выполнения мероприятий и отсутствием финансирования за счет средств федерального и местных бюджетов. Исполнение Программы по отношению к запланированным показателям в разрезе подпрограмм представлено на диаграмме 12.

Диаграмма 12. Исполнение Программы в разрезе подпрограмм

Структура финансирования по источникам ресурсов также неодинакова. В общем объеме фактического финансирования Программы собственные средства предприятий составляют 95,1%, вместе с тем потребность в данном ресурсе закрыта лишь на 63,7%.

Финансирование за счет средств бюджетов различных уровней к общему объему финансирования Программы составило 4,9%. По сравнению с утвержденной в Программе потребностью в данных средствах выполнение мероприятий из бюджетов фактически было профинансировано на 50,4%. В разрезе уровней бюджетов финансирование по отношению к плановым назначениям составило:

средства федерального бюджета - 34,1%;

средства областного бюджета, включая областной целевой бюджетный экологический фонд - 74,4%;

средства местных бюджетов (с учетом местных экофондов) - 41,4%.

Исполнение Программы по отношению к запланированным показателям в разрезе источников финансирования представлено на диаграмме 13.

Диаграмма 13. Исполнение Программы в разрезе источников финансирования

Доля средств областного бюджета в общем бюджетном финансировании наибольшая и составляет 47,0%, средства федерального и местных бюджетов составили 14,2% и 38,8% соответственно. Структура бюджетного финансирования представлена на диаграмме 14.

Диаграмма 14. Структура бюджетного финансирования Программы

Доля капитальных расходов в структуре расходов областного бюджета составила 53,6%, доля текущих расходов - 46,4%, по отношению к плану капитальные расходы профинансированы на 66 %, текущие - на 87%.

Средства федерального бюджета были направлены на проведение мероприятий по охране лесных ресурсов и мероприятий по оздоровлению Кизеловского угольного бассейна.

За счет средств областного бюджета, текущих расходов, включая средства облэкофонда, финансировались мероприятия по медико-экологической реабилитации населения, созданию систем экологического мониторинга, сохранению биоразнообразия и устойчивости природных экосистем, экологическому образованию и воспитанию. Средства областного бюджета строительства объектов социнфраструктуры и бюджета содействия инвестициям на условиях софинансирования мероприятий из средств местных бюджетов направлены на строительство и расширение очистных сооружений в городах и районах области (Пермь, Красновишерск, Чайковский, Чернушка, Березники, Александровск, Лысьва, Барда, Елово, Карагай, Куеда), строительство полигонов захоронения твердых бытовых отходов в Перми, Березниках и Чайковском.

Средства бюджетов муниципальных образований и местных экологических фондов на 98% - средства капитального характера, направленные на строительство и реконструкцию вышеуказанных объектов.

6. Выводы о целесообразности разработки очередной областной целевой Программы

Анализ выполнения областной целевой комплексной программы «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001-2005 годы» позволяет сделать следующие выводы:

реализация природоохранных мероприятий по снижению техногенных нагрузок на окружающую среду обеспечила снижение выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников, снижение объема сброса загрязненных сточных вод, уменьшение объемов размещения отходов;

выполнение программных мероприятий позволило сохранить запасы биологических ресурсов, численность редких и исчезающих видов животного и растительного мира, ландшафтное разнообразие области;

создана и развивается территориальная система государственного экологического мониторинга;

проведенные в полном объеме мероприятия по медико-экологической реабилитации населения обеспечили снижение уровня заболеваемости детей, в том числе с экологической составляющей, и улучшили качественные показатели службы родовспоможения;

мероприятия по экологическому образованию и воспитанию направлены на формирование экологической культуры населения.

Несмотря на то, что недостаточность финансирования мероприятий не позволила достичь в полном объеме всех запланированных в рамках Программы показателей, программно-целевой метод реализации практических мер в области охраны окружающей среды доказал свою эффективность.

Учитывая сложную экологическую обстановку в Пермском крае и необходимость дальнейшего решения проблем, принятие новой экологической программы на 2006-2010 годы актуально и крайне важно.

Приложение 1

к отчету

Мероприятия подпрограммы 1 "Стратегия и тактика природоохранной деятельности в Пермской области"

Разработка нормативных правовых актов Пермской области по приоритетным направлениям природоохранной деятельности:- по биоразнообразию;- по экологическому мониторингу и др.

Комплексная оценка и социально-экологическое районирование территории Пермской области:- стоимостная оценка природных ресурсов;- ранжирование территории по уровню загрязнения природных сред;- учет экологических показателей при оценке недвижимости и др.

Разработана и утверждена Постановлением Законодательного Собрания Пермской области от 17.03.2005 № 2131 концепция целевой комплексной программы "Охрана окружающей среды Пермской области" на2006-2010 годы". Разработан проект программы

Приложение 2

к отчету

Мероприятия подпрограммы 2 "Сохранение биоразнообразия и устойчивости природных экосистем"

КПР, ГУ «Перм-агролес»

КПР, ГУ «Перм-агролес»

КПР, ГУ «Перм-агролес»

КПР, ГУ «Перм-агролес»

КПР, ГУ «Перм-агролес»

Обследование районов области, разработка проектов, организация и обустройство ООПТ:- обследование районов Большесосновского, Частинского и др.- проведение кадастровых работ;- разработка проектов;- организация и обустройство ООПТ и др.

Проведение конференций и совещаний по проблемам ООПТ, издательская деятельность:- проведение семинаров, конференций и совещаний;- эколого-просветительская деятельность;- издание реестра ООПТ и буклетов;-издание карты ООПТ Пермской области и др.

Инвентаризация и оценка объектов животного и растительного мира, в т.ч.:- инвентаризация водно-болотных угодий- выявление ключевых орнитологических территорий;- анализ числености лося и моделирование его популяции и др.

** Затраты на выполнение мероприятий по улучшению состояния лесного фонда в общих объемах финансирования мероприятий подпрограммы 2 не учтены

Приложение 3

к отчету

Мероприятия подпрограммы 3 "Медико-экологическая реабилитация населения"

Обл. бюджет (общеобластные мероприятия)

Итогопо подпрограмме 3.2

ВСЕГОпо подпрограмме 3

Приложение 4

к отчету

Мероприятия подпрограммы 4 "Реализация природоохранных мероприятий по снижению техногенных нагрузок"

Проведение работ по газоснабжению промышленной площадки наСКРУ-3

ОАО «Урал-калий»

Уменьшение выбросов в атмосферу на 16,71 т/год

ОАО «Урал-калий»

ОАО «Урал-калий»

ПермскаяТЭЦ-13

ОАО"Азот"

Выполнение мероприятия нецелесообразно, так как нефтеотходы передаются на переработку специализированному предприятию ООО «Природа-Пермь»

Выполнение мероприятий нецелесообразно, так как нефтеотходы передаются на переработку специализированному предприятию ООО «Природа-Пермь». Средства затрачены на разработку проектов

Мероприятие не выполнено. Взамен данного мероприятия администрацияг.Соликамска предусмотривает реализацию проектов «Рекультивация захоронения твердых бытовых отходов» и «Схема санитарной очистки города»

Строительство закладочных комплексов рудников"БКПРУ-1"****

Строительство закладочных комплексов рудников (поддержание мощности)"БКПРУ-2"

Строительство подземных шламохранилищ (взамен выбывающих мощностей)"БКПРУ-1"

Строительство подземных шламохранилищ (взамен выбывающих мощностей)"БКПРУ-4"

Областной бюджет - БСОСИ*( г.Лысьва)

Областной экофонд( г.Лысьва)

Проектирование и строительство полигона ТБОг.Александровска

Расширение и реконструкция канализации(2-я очередь)

ОАО "Строи-тель-2"г. Кизел

ООО "Аква-Сервис" г.Лысьва (Адми-нистра-цияг.Лысьвы)***

Областной бюджет - БСОСИ*(г. Лысьва)

В связи с недофинансировани-ем выполнение мероприятия перенесено на 2007 год

Внедрение мероприятий по снижению выбросов сероуглерода в цехе№ 24

ГИБДДГРУ ОВД

Реконструкция шламонакопителя№ 2

Разработка и ведение межведомственной информационной системы сбора и обмена сведений по промышленным инцидентам, авариям и катастрофам техногенного и природного характера с экологическими последствиями:- создание реестра экологически опасных объектов, технологий и веществ по Пермской области;- разработка и ведение информационной системы;- разработка, издание и распространение информационных памяток для населения и др.

ФГУ УралНИИ «Экология»

Районирование территории Пермской области по степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и природно-техногенного характера с экологическими последствиями:- районирование территории;- создание банка данных для системы ГИС-ОГВ и др.

Инвентаризация отходов и мест их размещения, разработка систем учета, мониторинга и утилизации отходов, в т.ч.:- инвентаризация отходов производства и потребления на территории области;- разработка схемы движения отходов;- разработка ГИС "Отходы";- разработка методических указаний по разработке проектов и экологическому мониторингу объектов захоронения ТБО;- разработка комплексной схемы сбора, переработки и утилизации нефтесодержащих отходов с применением метода управляемого биокомпостирова-ния;- разработка региональных укрупненных норм стоимости строительства пополигонам и др.

Проведена инвентаризация объектов размещения некондиционных и запрещенных к использованию пестицидов и агрохимикатов (выявлен 271 объект).Разработан нормативный документ "Правила учета и оценки отходов производства и потребления на территории Пермской области".Создана база данных по объектам размещения отходов, по обращению с отходами производства и потребления в Пермской области по формам ежегодной отчестности предприятий в разрезе муниципальных образований и предприятий области. Создан ГИС-слой "Отходы" по материалам инвентаризации объектов размещения отходов

ЗАО "БИО-ПРОМ",ПГТУ

ОАО "Вишерабум-пром",ЗАО "Перм-НИИБ"

Всегопо подпрограмме 4****

Всегопо подпрограмме 4****

БСИ - бюджет содействия инвестициям

Данные по финансированию и результатам выполнения конкретных мероприятий по закладке отходов в выработанные пространства рудников в 2001-2002 гг. указаны справочно

Приложение 5

к отчету

Мероприятия подпрограммы 5 "Создание системы экологического мониторинга"

Наименование мероприятия

Совершенствование государственного контроля качества атмосферного воздуха:- разработка и внедрение автоматизированных систем контроля качества воздуха;- внедрение кадастрового принципа оценки загрязнения атмосферного воздуха;- создание системы мониторинга источников приоритетных опасных загрязняющих веществ и др.

Выполнение мероприятий, предусмотренных указом губернатора Пермской области от 18.05.2000 №141 "О плане основных мероприятий по созданию подсистемы ЕГАСКРО на территории области на 2000 - 2002 годы"

Мероприятие выполнено частично. В связи с высокой стоимостью создания автоматизированных систем контроля качества воздуха и систем радиационного контроля предприятия области за счет собственных средств профинансировали выполнение данных мероприятий лишь на12%

Ведение мониторинга антропогенных источников и зон их воздействия(ТЭЦ-9)

ПЦГМС

Развитие сети гидрохимических наблюдений и мониторинг химического состава воды:- открытие постов на р. Тулва и в Чусовском заливе;- оценка состояния водных ресурсов на граничных створах Пермской области;- установление границ зон антропогенного влияния на водные объекты;- мониторинг воды в р. Кама и малых реках в районе г. Березники;- организация регулярных наблюдений за загрязнением рек Кизел, Усьва и др.

Разработка структуры и создание тематических слоев экологического блока ГИС ОГВ:- методические рекомендации по использованию ГИС в задачах мониторинга;- картографическая характеристика водных объектов;- подготовка исходных данных для создания тематических слоев ГИС и др.

Выполнены мероприятия по организации и ведению зоологического мониторинга по 16 видам животных (амфибии и рептилии).Выполнены мониторинговые работы на 6 мониторинговых площадках, расположенных на территориях 8 административных образований области, получены характеристики (численность, репродуктивные показатели и т.д.) видов-индикаторов, проведен анализ полученных данных

Обоснование и создание системы карстового и гидролитомониторинга:- градопромышленные агломерации;- горнодобывающие предприятия;- газо- и нефтепроводы

Разработка схем прогнозов НМУ для гг.Кунгур, Краснокамск, Лысьва, Чусовой и др.Составление и доведение прогнозов НМУ до потребителей

Приложение 6

к отчету

Мероприятия подпрограммы 6 "Экологическое образование и воспитание

Привлечение учащихся к научной деятельности, развитие бережного отношения к природе.В 2001-2005 гг. проведены конкурсы природоохр. отрядов, в 2002 г. - областной слет юных корреспондентов и областной слет юных лидеров экологического движения, в 2005 г. - областной конкурс юнкоров "Зеленая страна"

ОЦТМ, учреждения образования, УООС, ВООП, ПГТУ,ГОУ ДОД "ОЭБЦ", АНО "Центр экологического просвещения" МОУ ДОД "Центр детск. и юнош. туризма и экскурсий", благотв. Фонд "Вишерское наследие"

Вовлечение учащихся и студентов в научную экологическую деятельность.Развитие исследовательских навыков.В 2002-2005 гг. проведены областные конференции : "Экология. Проблемы и пути решения", "Химия и экология","Экология и научно-технический прогресс", в 2005 г.- областная конференция учащихся "Моя особо охраняемая природная территория".Организовано участие представителей Пермской области в 10 Всероссийских конференциях

ПГТУ

Привлечение 2096 учащихся из 34 территорий к научной деятельности.Развитие бережного отношения к природе

Разработка и осуществление мероприятий по совершенствованию экологического образования учащихся и студентов, включающих:- экологическую подготовку через общеобразовательные предметы;- включение экологических материалов в программы специальных дисциплин;- обеспечение экологической ориентации трудовой деятельности учащихся и др.

Обучение специалистов органов управления для повышения квалификации в области охраны окружающей среды по категориям:- техническое руководство предприятий и организаций;- специалисты подразделений природоохранных органов;- специалисты природоохранных служб предприятий;- специалисты в области экологического законодательства и экономики природопользования и др.

Общее и профессиональное повышение экологической грамотности специалистов.Проведены семинары для руководителей муниципальных подразделений по охране окружающей среды в 2001-2005 гг.

В областном клубе "Эколог" в 2001-2005 гг. для активистов экологического движения ежемесячно проводились заседания трех секций: "Все начинается с детства" , "Зеленый мир", "Город и экология"

ВООП, обществен-ные организации, АНО "Обва"

Участие населения в решении экологических проблем области, проведение различных экологических мероприятий.В 2001-2005 гг. в 33 территориях проведены общественные акции: "Дни защиты от экологической опасности", в 2001 г. - "Дни Камы", в 2005 г. - "Единые дни действий в защиту рек", областной слет школьных лесничеств, областной слет лидеров молодежного экологического движения

Участие населения в решении экологических проблем области, проведение различных экологических мероприятий.В 2004-2005 гг. проведен областной конкурс "Экология. Творчество. Молодежь", в 2004 г. - фестиваль "Наследие и дети" в г.Березники. Проведены массовые мероприятия в Чердынском, Бардымском, Большесосновском районах, в гг. Александровск и Чайковский

Проведено комплектование фондов муниципальных библиотек области литературой экологической направленности в 2002-2004 гг.Проведен областной конкурс среди библиотек по экологическому просвещению населения в 2005 г.Выполнено 2 проекта по созданию эколого-информационных центров на базе библиотек Уинского и Бардымского районов в 2005 г.

Подготовлена и издана брошюра "Березонька" в 2001 г.Разработаны программные и методические материалы для педагогов ДОУ

Разработка регионального стандарта "Экологическое образование", включающего:1.Минимум экологического содержания, дополняющего учебные программы дисциплин гуманитарного и естественнонаучного блоков;2.Методические материалы (в т.ч. тестовые системы) для измерения уровня достижений обучаемых в области экологических знаний и практических навыков;3. Учебные пособия для учащихся, дидактические материалы для педагогов

Введение в области единого системного подхода к постановке экологического образования во всех образовательных учреждениях.Оказание помощи педагогам в вопросах экологического образования. Подготовлено и тиражировано 10 наименований популярных и учебно-методических изданий и 3 научно-популярных фильма

Приложение 7

к отчету

Общие итоги финансирования областной целевой комплексной программы

"Охрана окружающей среды Пермской области" на 2001-2005 годы

Приложение 8

к отчету

Финансирование мероприятий целевой комплексной программы "Охрана окружающей среды Пермской области" на 2001-2005 гг.

(по подпрограммам)

Подпрограмма 1"Стратегия и тактика природоохранной деятельности в Пермской области"

Подпрограмма 2"Сохранение биоразнообразия и устойчивости природных экосистем"

Подпрограмма 3"Медико-экологическая реабилитация населения"

Подпрограмма 4"Реализация природоохранных мероприятий по снижению техногенных нагрузок"

Подпрограмма 5"Создание системы экологического мониторинга"

Подпрограмма 6"Экологическое образование и воспитание"

Приложение 9

к отчету

Финансирование мероприятий целевой комплексной программы "Охрана окружающей среды Пермской области" на 2001-2005гг.

(по источникам финансирования)

млн.руб.

Источник финансирования

План

Факт

% выполнения

Федеральный бюджет

216,5

73,9

34,1

Областной бюджет

210,5

166,9

79,3

Местные бюджеты

389,6

126,2

32,4

Областной экофонд

118,7

78,0

65,7

Местные экофонды

98,9

75,9

76,7

Собственные средства предприятий

15971,3

10167,9

63,7

Всего

17005,6

10688,7

62,9

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: "Российская газета" № 238 от 24.10.2006, "Собрание законодательства Пермского края" № 11 от 29.11.2006
Рубрики правового классификатора: 110.010.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 110.010.030 Экологические права и обязанности граждан и юридических лиц

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

О краевой целевой программе
№-1232698560 от 23 декабря 2006

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать