Основная информация
Дата опубликования: | 11 декабря 2017г. |
Номер документа: | RU94000201701300 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Севастополь |
Принявший орган: | Главное управление культуры города Севастополя |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
ПРИКАЗ
от 11 декабря 2017 года № 359
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ИЗДАНИЯ ПРИКАЗОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
С целью систематизации издания приказов и иных нормативных правовых актов Главного управления культуры города Севастополя, контроля за их своевременным и качественным исполнением
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Порядок издания приказов и иных нормативных правовых актов Главного управления культуры города Севастополя (далее-Главное управление).
2. Отделу правового обеспечения и кадровой работы довести настоящий приказ до сведения государственных гражданских служащих Главного управления посредством личной росписи, государственных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Главное управление, посредством электронной почты.
3. Приказ вступает в силу с 01.01.2018.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник
И.С.Демидова
УТВЕРЖДЕН
приказом Главного управления
культуры города Севастополя
от 11.12.2017 № 359
ПОРЯДОК ИЗДАНИЯ ПРИКАЗОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
1. Общие положения
Настоящий Порядок издания приказов и иных нормативных правовых актов Главного управления культуры города Севастополя (далее – Порядок) устанавливает требования к подготовке проектов приказов и иных нормативных правовых актов Главного управления культуры города Севастополя (далее — Главное управление), издаваемых в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом и законами города Севастополя, их согласованию, структуре, порядку подписания, обязательных для исполнения должностными лицами Главного управления.
1.1. Главное управление издает приказы и иные нормативные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава и законов города Севастополя, постановлением Правительства Севастополя от 04.12.2015 № 1146-ПП «Об утверждении Положения о Главном управлении культуры города Севастополя», которые не должны им противоречить.
1.2. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия:
- нормативный правовой акт — правовой акт Главного управления устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовым актом.
- правовой акт индивидуального характера — правовой акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.
- разработчик приказов и иных нормативных правовых актов — лицо, подготовившее проект приказа и иных нормативных правовых актов Главного управления согласно направлению деятельности, установленной должностным регламентом.
2. Подготовка и согласование приказа и иных нормативных правовых актов Главного управления
2.1. Приказы и иные нормативные правовые акты Главного управления могут издаваться по поручению руководителя или по инициативе заместителя руководителя, руководителя структурного подразделения Главного управления, на которого возложено осуществление соответствующих функций.
2.2. Проекты приказов и иных нормативных правовых актов Главного управления и приложения к ним визируются на обратной стороне разработчиком и руководителем подразделения, внесшим проект, руководителями подразделений, которым в проекте предусматриваются задания и поручения, руководителями иных подразделений Главного управления (в случае, если проект касается их компетенции), а также руководителем отдела правового обеспечения и кадровой работы Главного управления. Срок согласования приказов и и иных нормативных правовых актов Главного управления не должен превышать одного рабочего дня с момента поступления на согласование.
Возражения по проекту приказа и иных нормативных правовых актов Главного управления, возникающие при согласовании, излагаются в справке, которая прилагается к проекту. Срок оформления возражений не должен превышать одного рабочего дня с момента поступления приказа и иных нормативных правовых актов Главного управления на согласование.
2.3. Виза включает в себя наименование должности, личную подпись визирующего, а также расшифровку подписи с указанием фамилии и инициалов, дату. Виза проставляется на листе согласования к тексту проекта приказа.
Если в процессе согласования в проект приказа иных нормативных правовых актов Главного управления вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит переизданию и повторному согласованию.
2.4. Проекты правовых актов Главного управления индивидуального характера готовит отдел правового обеспечения и кадровой работы Главного управления на основании соответствующих представлений.
2.5. Срок подготовки проекта приказа и иных нормативных правовых актов Главного управления не должен превышать трех рабочих дней.
2.6. При необходимости внесения изменений в приказ и иные нормативные правовые акты Главного управления разработка и согласование проекта приказа и иных нормативных правовых актов Главного управления производится в порядке, установленном пунктами 2.1 – 2.3 настоящего Порядка.
2.7. Обеспечение качественной подготовки проектов приказов и иных нормативных правовых актов Главного управления и их согласование с заместителями руководителя по соответствующему направлению деятельности и иными заинтересованными сторонами, участвующими в проекте приказов и иных нормативных правовых актов Главного управления возлагается на разработчика и руководителей подразделений Главного управления, которые готовят и вносят проект.
2.8. Контроль за правильностью оформления проектов приказов и иных нормативных правовых актов осуществляет отдел правового обеспечения и кадровой работы Главного управления.
2.9. Проекты нормативных правовых актов Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя, инициатором которых выступает Главное управление, согласовываются разработчиком с отделом правового обеспечения и кадровой работы.
Отдел правового обеспечения и кадровой работы согласовывает проекты нормативных правовых актов Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя, инициатором которых выступает Главное управление, с Правовым управлением Правительства Севастополя. После согласования проекта нормативного правового акта Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя, инициатором которых выступает Главное управление, разработчик продолжает согласование с должностными лицами Правительства Севастополя согласно Регламента Правительства Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 24.11.2015 № 1084-ПП «Об утверждении Регламента Правительства Севастополя».
3. Структура приказа
3.1. Реквизитами приказа являются:
1) форма правового акта – «приказ»;
2) наименование правового акта, обозначающее предмет регулирования приказа и соответствующее его содержанию (в случае подготовки приказа нормативного характера);
3) дата принятия приказа;
4) номер приказа;
5) содержательная часть;
6) наименование должности лица, подписавшего приказ.
3.2. Содержательная часть приказа включает вступительную часть – преамбулу (в случае подготовки приказа нормативного характера) и основную часть.
В преамбуле указываются правовые и фактические основания издания приказа. Правовыми основаниями издания приказа могут быть только нормативные правовые акты, обозначенные в пункте 1.1 настоящего Порядка. Нормативные правовые акты должны быть указаны с соблюдением требований об иерархии актов. Надлежащей считается ссылка на нормативный правовой акт с указанием его вида, официального наименования органа, издавшего акт, даты принятия, номера, наименования акта.
Правовые акты федеральных органов исполнительной власти, за исключением правовых актов Правительства Российской Федерации, не могут являться правовыми основаниями издания приказов, а могут лишь учитываться, о чем следует указывать в преамбуле приказа. Фактическими основаниями издания приказа могут быть обстоятельства и мотивы, послужившие причиной или поводом для издания акта.
Изложение нормативных предписаний в преамбуле приказа недопустимо.
Преамбула нормативного правового акта завершается словом «ПРИКАЗЫВАЮ», выполненным прописными буквами без кавычек, после чего ставится двоеточие, а затем излагается основная часть приказа.
Индивидуальный правовой акт не содержит преамбулы, а правовые и фактические основания его издания излагаются в первом пункте основной части приказа.
3.3. Основная часть приказа состоит из пунктов, обозначаемых арабскими цифрами с точкой. Пункты подразделяются на абзацы. Допустимо деление одного пункта приказа на подпункты, имеющие цифровую нумерацию (например, 1.1., 2.1.).
В основной части приказа, имеющего нормативный характер, в виде пунктов излагаются нормативные предписания.
При необходимости поручения осуществления действий конкретным должностным лицам или структурным подразделениям Главного управления в соответствующем пункте приказа указываются сроки исполнения предписываемых действий.
Отдельным пунктом приказа указывается должностное лицо, на которое возлагается контроль за исполнением приказа в целом.
3.4. Приказы Главного управления в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, нормативными правовыми актами города Севастополя, должны официально публиковаться, о чем следует указывать в основной части приказа.
3.5. Текст приказа должен быть изложен четко и ясно, не содержать расплывчатых и неточных формулировок. Стиль изложения текста – официально-деловой, обеспечивающий его понятность и доступность, без применения терминов и выражений, допускающих возможность его неоднозначного толкования.
4. Подписание приказа и иных нормативных правовых актов Главного управления
4.1. Приказы Главного управления подлежат подписанию руководителем или его заместителями, на которых в установленном порядке возложено исполнение обязанностей руководителя.
4.2. После подписания приказы подлежат регистрации в отделе правового обеспечения и кадровой работы Главного управления. Датой принятия приказа является дата его подписания.
Приказы нумеруются порядковой нумерацией в пределах календарного года; приказы по основной деятельности и по личному составу нумеруются отдельно.
4.3. В срок, не превышающий трех рабочих дней, отдел правового обеспечения и кадровой работы Главного управления ознакамливает с приказами и иными нормативными правовыми актами Главного управления адресатов:
— учреждения культуры, подведомственные Главному управлению посредством направления на официальный электронный адрес учреждения;
— должностных лиц Главного управления — под личную роспись.
В случаях, установленных федеральным законом, законами города Севастополя приказы и иные нормативные правовые акты Главного управления после подписания направляются разработчиком для официального опубликования в программно-аналитический отдел Управления развития туристической индустрии Главного управления.
4.4. Копии приказов нормативного характера в семидневный срок со дня их подписания подлежат направлению в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по городу Севастополю и в Прокуратуру города Севастополя отделом правового обеспечения и кадровой работы Главного управления.
4.5. В случае издания Главным управлением иных актов в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя порядок подготовки, согласования и подписания приказа, установленные настоящим Порядком, применяются к порядку подготовки, согласования и подписания такого акта.
5. Контроль за исполнением приказов
5.1. Ежеквартально в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным отдел правового обеспечения и кадровой работы Главного управления проводит анализ исполнения приказов и иных нормативных правовых актов Главного управления.
По результатам анализа направляется служебная записка на имя начальника Главного управления.
5.2. Неисполнение приказов и иных нормативных правовых актов Главного управления, их некачественная подготовка учитывается при ежемесячной оценке показателя эффективности деятельности государственных гражданских служащих Главного управления «Своевременное и качественное выполнение приказов и поручений руководства с учетом обеспечения задач и функций подразделения».
5.3. Несвоевременное и некачественное исполнение приказов и иных нормативных правовых актов Главного управления руководителями подведомственных Главному управлению учреждений учитывается при оценке деятельности руководителей согласно приказа Главного управления от 22.11.2017 № 343 «О внесении изменений в приказ Главного управления культуры города Севастополя от 06.04.2017 № 114 «Об утверждении Типового положения об оплате труда работников государственных учреждений в сфере культуры города Севастополя» (в ред. Приказа от 20.06.2017 №166).
_________________
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
ПРИКАЗ
от 11 декабря 2017 года № 359
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ИЗДАНИЯ ПРИКАЗОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
С целью систематизации издания приказов и иных нормативных правовых актов Главного управления культуры города Севастополя, контроля за их своевременным и качественным исполнением
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Порядок издания приказов и иных нормативных правовых актов Главного управления культуры города Севастополя (далее-Главное управление).
2. Отделу правового обеспечения и кадровой работы довести настоящий приказ до сведения государственных гражданских служащих Главного управления посредством личной росписи, государственных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Главное управление, посредством электронной почты.
3. Приказ вступает в силу с 01.01.2018.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник
И.С.Демидова
УТВЕРЖДЕН
приказом Главного управления
культуры города Севастополя
от 11.12.2017 № 359
ПОРЯДОК ИЗДАНИЯ ПРИКАЗОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
1. Общие положения
Настоящий Порядок издания приказов и иных нормативных правовых актов Главного управления культуры города Севастополя (далее – Порядок) устанавливает требования к подготовке проектов приказов и иных нормативных правовых актов Главного управления культуры города Севастополя (далее — Главное управление), издаваемых в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом и законами города Севастополя, их согласованию, структуре, порядку подписания, обязательных для исполнения должностными лицами Главного управления.
1.1. Главное управление издает приказы и иные нормативные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава и законов города Севастополя, постановлением Правительства Севастополя от 04.12.2015 № 1146-ПП «Об утверждении Положения о Главном управлении культуры города Севастополя», которые не должны им противоречить.
1.2. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия:
- нормативный правовой акт — правовой акт Главного управления устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовым актом.
- правовой акт индивидуального характера — правовой акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.
- разработчик приказов и иных нормативных правовых актов — лицо, подготовившее проект приказа и иных нормативных правовых актов Главного управления согласно направлению деятельности, установленной должностным регламентом.
2. Подготовка и согласование приказа и иных нормативных правовых актов Главного управления
2.1. Приказы и иные нормативные правовые акты Главного управления могут издаваться по поручению руководителя или по инициативе заместителя руководителя, руководителя структурного подразделения Главного управления, на которого возложено осуществление соответствующих функций.
2.2. Проекты приказов и иных нормативных правовых актов Главного управления и приложения к ним визируются на обратной стороне разработчиком и руководителем подразделения, внесшим проект, руководителями подразделений, которым в проекте предусматриваются задания и поручения, руководителями иных подразделений Главного управления (в случае, если проект касается их компетенции), а также руководителем отдела правового обеспечения и кадровой работы Главного управления. Срок согласования приказов и и иных нормативных правовых актов Главного управления не должен превышать одного рабочего дня с момента поступления на согласование.
Возражения по проекту приказа и иных нормативных правовых актов Главного управления, возникающие при согласовании, излагаются в справке, которая прилагается к проекту. Срок оформления возражений не должен превышать одного рабочего дня с момента поступления приказа и иных нормативных правовых актов Главного управления на согласование.
2.3. Виза включает в себя наименование должности, личную подпись визирующего, а также расшифровку подписи с указанием фамилии и инициалов, дату. Виза проставляется на листе согласования к тексту проекта приказа.
Если в процессе согласования в проект приказа иных нормативных правовых актов Главного управления вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит переизданию и повторному согласованию.
2.4. Проекты правовых актов Главного управления индивидуального характера готовит отдел правового обеспечения и кадровой работы Главного управления на основании соответствующих представлений.
2.5. Срок подготовки проекта приказа и иных нормативных правовых актов Главного управления не должен превышать трех рабочих дней.
2.6. При необходимости внесения изменений в приказ и иные нормативные правовые акты Главного управления разработка и согласование проекта приказа и иных нормативных правовых актов Главного управления производится в порядке, установленном пунктами 2.1 – 2.3 настоящего Порядка.
2.7. Обеспечение качественной подготовки проектов приказов и иных нормативных правовых актов Главного управления и их согласование с заместителями руководителя по соответствующему направлению деятельности и иными заинтересованными сторонами, участвующими в проекте приказов и иных нормативных правовых актов Главного управления возлагается на разработчика и руководителей подразделений Главного управления, которые готовят и вносят проект.
2.8. Контроль за правильностью оформления проектов приказов и иных нормативных правовых актов осуществляет отдел правового обеспечения и кадровой работы Главного управления.
2.9. Проекты нормативных правовых актов Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя, инициатором которых выступает Главное управление, согласовываются разработчиком с отделом правового обеспечения и кадровой работы.
Отдел правового обеспечения и кадровой работы согласовывает проекты нормативных правовых актов Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя, инициатором которых выступает Главное управление, с Правовым управлением Правительства Севастополя. После согласования проекта нормативного правового акта Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя, инициатором которых выступает Главное управление, разработчик продолжает согласование с должностными лицами Правительства Севастополя согласно Регламента Правительства Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 24.11.2015 № 1084-ПП «Об утверждении Регламента Правительства Севастополя».
3. Структура приказа
3.1. Реквизитами приказа являются:
1) форма правового акта – «приказ»;
2) наименование правового акта, обозначающее предмет регулирования приказа и соответствующее его содержанию (в случае подготовки приказа нормативного характера);
3) дата принятия приказа;
4) номер приказа;
5) содержательная часть;
6) наименование должности лица, подписавшего приказ.
3.2. Содержательная часть приказа включает вступительную часть – преамбулу (в случае подготовки приказа нормативного характера) и основную часть.
В преамбуле указываются правовые и фактические основания издания приказа. Правовыми основаниями издания приказа могут быть только нормативные правовые акты, обозначенные в пункте 1.1 настоящего Порядка. Нормативные правовые акты должны быть указаны с соблюдением требований об иерархии актов. Надлежащей считается ссылка на нормативный правовой акт с указанием его вида, официального наименования органа, издавшего акт, даты принятия, номера, наименования акта.
Правовые акты федеральных органов исполнительной власти, за исключением правовых актов Правительства Российской Федерации, не могут являться правовыми основаниями издания приказов, а могут лишь учитываться, о чем следует указывать в преамбуле приказа. Фактическими основаниями издания приказа могут быть обстоятельства и мотивы, послужившие причиной или поводом для издания акта.
Изложение нормативных предписаний в преамбуле приказа недопустимо.
Преамбула нормативного правового акта завершается словом «ПРИКАЗЫВАЮ», выполненным прописными буквами без кавычек, после чего ставится двоеточие, а затем излагается основная часть приказа.
Индивидуальный правовой акт не содержит преамбулы, а правовые и фактические основания его издания излагаются в первом пункте основной части приказа.
3.3. Основная часть приказа состоит из пунктов, обозначаемых арабскими цифрами с точкой. Пункты подразделяются на абзацы. Допустимо деление одного пункта приказа на подпункты, имеющие цифровую нумерацию (например, 1.1., 2.1.).
В основной части приказа, имеющего нормативный характер, в виде пунктов излагаются нормативные предписания.
При необходимости поручения осуществления действий конкретным должностным лицам или структурным подразделениям Главного управления в соответствующем пункте приказа указываются сроки исполнения предписываемых действий.
Отдельным пунктом приказа указывается должностное лицо, на которое возлагается контроль за исполнением приказа в целом.
3.4. Приказы Главного управления в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, нормативными правовыми актами города Севастополя, должны официально публиковаться, о чем следует указывать в основной части приказа.
3.5. Текст приказа должен быть изложен четко и ясно, не содержать расплывчатых и неточных формулировок. Стиль изложения текста – официально-деловой, обеспечивающий его понятность и доступность, без применения терминов и выражений, допускающих возможность его неоднозначного толкования.
4. Подписание приказа и иных нормативных правовых актов Главного управления
4.1. Приказы Главного управления подлежат подписанию руководителем или его заместителями, на которых в установленном порядке возложено исполнение обязанностей руководителя.
4.2. После подписания приказы подлежат регистрации в отделе правового обеспечения и кадровой работы Главного управления. Датой принятия приказа является дата его подписания.
Приказы нумеруются порядковой нумерацией в пределах календарного года; приказы по основной деятельности и по личному составу нумеруются отдельно.
4.3. В срок, не превышающий трех рабочих дней, отдел правового обеспечения и кадровой работы Главного управления ознакамливает с приказами и иными нормативными правовыми актами Главного управления адресатов:
— учреждения культуры, подведомственные Главному управлению посредством направления на официальный электронный адрес учреждения;
— должностных лиц Главного управления — под личную роспись.
В случаях, установленных федеральным законом, законами города Севастополя приказы и иные нормативные правовые акты Главного управления после подписания направляются разработчиком для официального опубликования в программно-аналитический отдел Управления развития туристической индустрии Главного управления.
4.4. Копии приказов нормативного характера в семидневный срок со дня их подписания подлежат направлению в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по городу Севастополю и в Прокуратуру города Севастополя отделом правового обеспечения и кадровой работы Главного управления.
4.5. В случае издания Главным управлением иных актов в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя порядок подготовки, согласования и подписания приказа, установленные настоящим Порядком, применяются к порядку подготовки, согласования и подписания такого акта.
5. Контроль за исполнением приказов
5.1. Ежеквартально в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным отдел правового обеспечения и кадровой работы Главного управления проводит анализ исполнения приказов и иных нормативных правовых актов Главного управления.
По результатам анализа направляется служебная записка на имя начальника Главного управления.
5.2. Неисполнение приказов и иных нормативных правовых актов Главного управления, их некачественная подготовка учитывается при ежемесячной оценке показателя эффективности деятельности государственных гражданских служащих Главного управления «Своевременное и качественное выполнение приказов и поручений руководства с учетом обеспечения задач и функций подразделения».
5.3. Несвоевременное и некачественное исполнение приказов и иных нормативных правовых актов Главного управления руководителями подведомственных Главному управлению учреждений учитывается при оценке деятельности руководителей согласно приказа Главного управления от 22.11.2017 № 343 «О внесении изменений в приказ Главного управления культуры города Севастополя от 06.04.2017 № 114 «Об утверждении Типового положения об оплате труда работников государственных учреждений в сфере культуры города Севастополя» (в ред. Приказа от 20.06.2017 №166).
_________________
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 22.04.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 010.140.000 Правотворческая деятельность органов государственной власти, 010.140.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: