Основная информация

Дата опубликования: 03 августа 2020г.
Номер документа: RU12000202000534
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Государственное Собрание Республики Марий Эл
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ

ЗАКОН

от 03 августа 2020 года № 17-З

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

Принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 30 июля 2020 года

(в редакции Закона Республики Марий Эл от 05.05.2021 № 20-З)

Статья 1. Общие положения

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл учреждается в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Марий Эл.

2. Должность Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл является государственной должностью Республики Марий Эл.

3. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

4. Средствами, указанными в Федеральном законе от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) и настоящем Законе, Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл способствует восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию законодательства Республики Марий Эл, муниципальных нормативных правовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина, правовому просвещению в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты, а также развитию международного сотрудничества в области прав человека.

Статья 2. Правовая основа деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл

Правовую основу деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Марий Эл, законы Республики Марий Эл и иные нормативные правовые акты Республики Марий Эл.

Статья 3. Принципы деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл

1. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл основывается на принципах справедливости, гуманности, законности, гласности, беспристрастности.

2. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц, а также неподотчетен им.

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидату на должность Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл

1. На должность Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

2. Кандидат на должность Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Статья 5. Порядок назначения на должность Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл

1. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл назначается на должность и освобождается от должности Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению Главы Республики Марий Эл.

2. Представление Главы Республики Марий Эл вносится в Государственное Собрание Республики Марий Эл в течение месяца до окончания срока полномочий действующего Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл или не позднее месяца со дня досрочного прекращения полномочий предыдущего Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл.

3. До рассмотрения кандидатуры на должность Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл Государственное Собрание Республики Марий Эл согласовывает ее с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

4. Назначенным на должность Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл считается кандидат, за которого проголосовало большинство депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл.

5. Государственное Собрание Республики Марий Эл принимает постановление о назначении Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл.

Статья 6. Срок полномочий Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл

1. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл назначается сроком на пять лет.

2. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

3. Истечение срока полномочий Государственного Собрания Республики Марий Эл или его роспуск не влечет прекращения полномочий Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл.

4. Одно и то же лицо может занимать должность Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл не более двух сроков подряд.

Статья 7. Присяга Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл

1. При вступлении в должность на заседании Государственного Собрания Республики Марий Эл Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл приносит присягу следующего содержания: «Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Марий Эл, законами Республики Марий Эл, справедливостью и голосом совести».

2. Присяга приносится на заседании Государственного Собрания Республики Марий Эл непосредственно после назначения Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл на должность.

Статья 8. Требования, ограничения и запреты, связанные с замещением должности Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл

1. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл не вправе:

1) иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

2) одновременно быть сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, а также находиться на государственной или муниципальной службе;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

4) заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

5) быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

2. Уполномоченному по правам человека в Республике Марий Эл в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

3. На Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл распространяются иные ограничения, а также обязанности, установленные в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в отношении лиц, замещающих государственные должности Республики Марий Эл.

4. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий.

5. Если в течение срока, определенного в соответствии с частью 4 настоящей статьи, Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются, и Государственное Собрание Республики Марий Эл назначает нового Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона.

6. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл обязан сообщать Председателю Государственного Собрания Республики Марий Эл о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Сообщение направляется Председателю Государственного Собрания Республики Марий Эл в письменной форме в виде уведомления о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее - уведомление).

Уведомление по решению Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл передается в один из следующих органов:

а) в Комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Республике Марий Эл;

б) в орган Республики Марий Эл по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Требования к содержанию уведомления, а также порядок рассмотрения уведомления указанными органами устанавливаются указом Главы Республики Марий Эл, которым определен порядок сообщения о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, лицами, замещающими государственные должности Республики Марий Эл.

7. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл в течение срока исполнения своих полномочий обязан постоянно проживать на территории Республики Марий Эл.

8. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл обязан соблюдать иные требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Законом и другими законами Республики Марий Эл.

Статья 9. Прекращение полномочий Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл

1. Полномочия Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл прекращаются с момента вступления в должность нового назначенного Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

2. Полномочия Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл прекращаются досрочно по решению Государственного Собрания Республики Марий Эл в случае:

1) его смерти;

2) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим либо объявления его умершим;

3) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

4) его выезда за пределы территории Республики Марий Эл на постоянное место жительства;

5) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

3. По решению Государственного Собрания Республики Марий Эл после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации полномочия Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл могут быть прекращены досрочно также в случае:

1) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;

2) его неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;

3) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

4) несоблюдения им иных требований, ограничений и запретов, установленных Федеральным законом, другими федеральными законами и законами Республики Марий Эл.

4. Решение Государственного Собрания Республики Марий Эл о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл.

5. В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл новый Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл должен быть назначен Государственным Собранием Республики Марий Эл не позднее 60 дней со дня принятия решения о досрочном прекращении полномочий предыдущего Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл.

6. Назначение нового Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл осуществляется в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона.

Статья 10. Принятие к рассмотрению жалоб и иных обращений Уполномоченным по правам человека в Республике Марий Эл

1. Гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Республике Марий Эл с жалобой, предложением или заявлением в письменной форме или в форме электронного документа, а также устно на личном приеме.

2. При рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства Уполномоченным по правам человека в Республике Марий Эл применяется порядок, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», с учетом особенностей принятия к рассмотрению и рассмотрения жалоб Уполномоченным по правам человека в Республике Марий Эл, установленных Федеральным законом, в том числе сроков рассмотрения жалоб.

3. Получив обращение, содержащее предложение, заявление или иную информацию, касающуюся нарушения прав и свобод граждан (далее - обращение), Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл имеет право:

1) рассмотреть обращение по существу;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) направить обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится рассмотрение обращения.

4. Жалобы и иные обращения, адресованные Уполномоченному по правам человека в Республике Марий Эл лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания и цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному по правам человека в Республике Марий Эл.

5. Под жалобой, адресованной Уполномоченному по правам человека в Республике Марий Эл (далее - жалоба), понимается просьба гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - заявитель) о защите и восстановлении прав и свобод, нарушенных (нарушаемых), по его мнению, решениями или действиями (бездействием) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Республики Марий Эл, органов государственной власти или иных государственных органов Республики Марий Эл (кроме Государственного Собрания Республики Марий Эл), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, организаций, действующих на территории Республики Марий Эл, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

6. В жалобе должны содержаться фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый и (или) электронный адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Республики Марий Эл, органов государственной власти или иных государственных органов Республики Марий Эл (далее - государственные органы), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов (далее - муниципальные органы), организаций, действующих на территории Республики Марий Эл, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - организации), нарушивших (нарушающих), по мнению заявителя, его права и свободы. К жалобе также должны прилагаться материалы, подтверждающие обоснованность жалобы, включая копии документов, связанных с обжалованием соответствующих решений или действий (бездействия) в судебном или административном порядке. Жалоба должна быть подана Уполномоченному по правам человека в Республике Марий Эл не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

7. В случае получения жалобы Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл:

1) принимает жалобу к рассмотрению, если она соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, о чем сообщает заявителю;

2) отказывает в принятии жалобы к рассмотрению, если она не соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, при этом отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.

8. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл принимает жалобу к рассмотрению или отказывает в ее принятии в течение 15 дней со дня регистрации жалобы и уведомляет об этом заявителя.

9. В случае, если лицо, обратившееся с жалобой к Уполномоченному по правам человека в Республике Марий Эл, одновременно обратилось с жалобой в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, по запросу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации жалоба с прилагаемыми к ней материалами передается на рассмотрение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Статья 11. Рассмотрение жалоб Уполномоченным по правам человека в Республике Марий Эл

1. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл информирует о принятии жалобы к рассмотрению государственные органы, муниципальные органы, организации, решения или действия (бездействие) которых обжалуются, а также вправе запросить у указанных органов и организаций информацию по существу поступившей жалобы и предложить обосновать свою позицию в целом.

2. В случае необходимости проверки обстоятельств, изложенных в жалобе, Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл вправе:

1) самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, их должностными лицами и государственными служащими собирать, проверять и анализировать информацию об обстоятельствах, изложенных в жалобе;

2) посещать государственные органы, муниципальные органы, организации;

3) беспрепятственно посещать места принудительного содержания, находящиеся на территории Республики Марий Эл, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок посещения мест принудительного содержания;

4) запрашивать и получать от государственных органов, муниципальных органов, организаций сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, а также соответствующие устные разъяснения их должностных лиц;

5) обращаться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу, решение по которому вступило в законную силу;

6) привлекать экспертов;

7) пользоваться иными правами, предусмотренными федеральными законами и законами Республики Марий Эл.

3. Порядок взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с Уполномоченным по правам человека в Республике Марий Эл, в том числе порядок оказания содействия Уполномоченному по правам человека в Республике Марий Эл в предоставлении необходимой ему для рассмотрения жалобы информации территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, определяется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. В целях осуществления взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с Уполномоченным по правам человека в Республике Марий Эл между ними могут заключаться соответствующие соглашения.

4. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы, в частности жалобы на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Уполномоченным по правам человека в Республике Марий Эл выявлена необходимость принятия системных мер по устранению нарушений прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Марий Эл, Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с просьбой об оказании содействия и о принятии им мер, относящихся к его компетенции.

5. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы обнаружены признаки уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл передает имеющиеся материалы в соответствующие государственные и иные уполномоченные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении, известив об этом заявителя.

6. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл не вправе разглашать ставшие ему известными в ходе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

7. Информация о результатах рассмотрения жалобы Уполномоченным по правам человека в Республике Марий Эл должна быть направлена заявителю не позднее 10 дней со дня завершения проверки обстоятельств, изложенных в жалобе.

Статья 12. Права Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл на принятие мер по защите и восстановлению прав и свобод человека и гражданина

1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл вправе:

1) направить государственному органу, муниципальному органу, организации, должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, в письменной форме свои рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод. Государственный орган, муниципальный орган, организация, должностное лицо, получившие рекомендации Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл, обязаны в течение 30 дней рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному по правам человека в Республике Марий Эл;

2) обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) обратиться в соответствующие компетентные государственные или муниципальные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства и (или) рассмотрении вопроса об уголовном преследовании в отношении должностного лица государственного органа, муниципального органа, организации, в решениях или действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении организации и (или) должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина;

4) обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда в целях использования в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, прокурором права обратиться в соответствующий суд с представлением о пересмотре вступившего в законную силу приговора суда.

2. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл вправе по собственной инициативе провести проверку обстоятельств и принять соответствующие меры в пределах своей компетенции.

3. По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл вправе:

1) инициировать проведение общественных проверок и общественной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) обратиться в Государственное Собрание Республики Марий Эл с предложением о проведении слушаний по фактам нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в них.

Статья 13. Взаимодействие Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл с государственными органами, муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина

1. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл в целях осуществления возложенных на него полномочий взаимодействует с государственными органами, муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина.

2. Общественные наблюдательные комиссии, сформированные в Республике Марий Эл, ежегодно не позднее 30 дней после окончания календарного года направляют Уполномоченному по правам человека в Республике Марий Эл материалы по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

3. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл вправе иметь помощников, осуществляющих деятельность на общественных началах.

4. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл вправе создавать общественные приемные на территории Республики Марий Эл.

Статья 14. Участие Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл в деятельности по совершенствованию нормативных правовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина

1. В случае выявления в нормативных правовых актах Республики Марий Эл, муниципальных нормативных правовых актах недостатков или пробелов, влекущих, по мнению Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл, нарушение прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл вправе направлять органам государственной власти Республики Марий Эл, иным государственным органам Республики Марий Эл, органам местного самоуправления в Республике Марий Эл предложения по совершенствованию законов Республики Марий Эл, иных нормативных правовых актов Республики Марий Эл, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.

2. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл принимает участие в разработке нормативных правовых актов Республики Марий Эл, затрагивающих права и свободы человека и гражданина. По предложению Государственного Собрания Республики Марий Эл Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл вправе представлять заключения по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.

Статья 15. Участие Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл в развитии межрегионального и международного сотрудничества в области защиты прав человека

1. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл вправе участвовать в межрегиональном сотрудничестве в области защиты прав человека.

2. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл способствует развитию международного сотрудничества в области защиты прав человека.

Статья 16. Участие Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл в правовом просвещении

В целях правового просвещения в области прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл вправе:

1) распространять в средствах массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти Республики Марий Эл и органы местного самоуправления, информацию о правах и свободах человека и гражданина, формах и методах их защиты;

2) выпускать в пределах утвержденной сметы расходов официальное периодическое издание и иные издания о правах и свободах человека и гражданина;

3) организовывать и проводить научно-практические конференции, «круглые столы», конкурсы, семинары, совещания и иные публичные мероприятия по проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) использовать иные формы и методы правового просвещения.

Статья 17. Доклады Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл

1. Не позднее трех месяцев после окончания календарного года Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл направляет ежегодный доклад о своей деятельности в Государственное Собрание Республики Марий Эл, Главе Республики Марий Эл, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, председателю Верховного Суда Республики Марий Эл, председателю Арбитражного суда Республики Марий Эл, прокурору Республики Марий Эл, руководителю следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл.

(часть в редакции Закона Республики Марий Эл от 05.05.2021 № 20-З)

2. Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл представляется на заседании Государственного Собрания Республики Марий Эл Уполномоченным по правам человека в Республике Марий Эл лично.

3. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл может направлять в Государственное Собрание Республики Марий Эл и иные органы и организации доклады по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина.

4. Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл, доклады Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина размещаются на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл, доклады Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина подлежат официальному опубликованию в газете «Марийская правда» и (или) периодическом печатном издании «Марийская правда. Официальный еженедельник».

Статья 18. Гарантии деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл

1. Государственные органы, муниципальные органы, организации, их должностные лица, государственные и муниципальные служащие, работники указанных органов и организаций:

1) оказывают Уполномоченному по правам человека в Республике Марий Эл содействие в осуществлении возложенных на него полномочий;

2) предоставляют по запросам Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл сведения, документы, материалы, иную информацию, необходимые для осуществления его полномочий, не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

2. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных органов, муниципальных органов, организаций, а также администрациями мест принудительного содержания.

3. Предоставление Уполномоченному по правам человека в Республике Марий Эл информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл не обязан давать объяснения по существу рассмотренных или находящихся на рассмотрении жалоб, а также представлять для ознакомления материалы и иную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

5. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или административному делу, делу об административном правонарушении либо уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

6. Вмешательство в законную деятельность Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами требований и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Марий Эл, или воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Марий Эл.

Статья 19. Обеспечение деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл и его аппарата

1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл создается аппарат. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл утверждает структуру аппарата, положение о нем и непосредственно руководит его работой.

2. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл и его аппарат являются государственным органом Республики Марий Эл с правом юридического лица, имеющего расчетные и иные счета, печать и бланки со своим наименованием.

3. В пределах сметы расходов Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл устанавливает численность и штатное расписание своего аппарата.

4. По вопросам своего ведения Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл издает распоряжения.

5. Сотрудники аппарата в ходе осуществления своих полномочий действуют на основании удостоверений личности установленного образца и (или) соответствующей доверенности за подписью Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл на проведение отдельных действий в ходе производства по делам о нарушениях прав человека.

В случае временного отсутствия Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл он может возложить исполнение части обязанностей (за исключением вынесения решений по делам о нарушениях прав человека) на руководителя аппарата или на одного из сотрудников аппарата.

6. Аппарат Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл осуществляет правовое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл. Разрабатывает и представляет на утверждение Уполномоченному по правам человека в Республике Марий Эл планы проверок на текущий период органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций на территории Республики Марий Эл независимо от их организационно-правового статуса и формы собственности по вопросам, входящим в компетенцию Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл. Организует и контролирует работу общественных приемных Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл в городах и районах Республики Марий Эл. Осуществляет общее руководство проверками, проводимыми по вопросам, входящим в компетенцию Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл.

7. Материальные гарантии независимости Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Республики Марий Эл для лиц, замещающих государственные должности Республики Марий Эл.

Основные права, обязанности, ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой, гарантии государственных гражданских служащих аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл, а также условия прохождения ими государственной гражданской службы определяются федеральными законами и принятым в соответствии с ними Законом Республики Марий Эл «О регулировании отношений в области государственной гражданской службы Республики Марий Эл».

Статья 20. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл

1. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл и его аппарата осуществляется из средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.

В республиканском бюджете Республики Марий Эл ежегодно предусматриваются средства на содержание Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл и его аппарата.

2. Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл самостоятельно разрабатывает и исполняет свою смету расходов.

3. Финансовая отчетность представляется Уполномоченным по правам человека в Республике Марий Эл в порядке, установленном законодательством.

4. Имущество, необходимое Уполномоченному по правам человека в Республике Марий Эл и его аппарату для осуществления их деятельности, находится в их оперативном управлении и является государственной собственностью Республики Марий Эл.

Статья 21. Экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в Республике Марий Эл

1. При Уполномоченном по правам человека в Республике Марий Эл в целях оказания консультативной помощи может быть создан экспертный совет, осуществляющий деятельность на общественных началах.

2. Экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в Республике Марий Эл состоит из специалистов, имеющих необходимые познания в области прав и свобод человека и гражданина и (или) опыт их защиты.

3. Положение об экспертном совете при Уполномоченном по правам человека в Республике Марий Эл и его персональный состав утверждаются Уполномоченным по правам человека в Республике Марий Эл.

Статья 22. Введение в действие настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

2. Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона:

Закон Республики Марий Эл от 21 сентября 2000 года № 44-З «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Марий Эл» (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2000, № 10, ст. 290);

Закон Республики Марий Эл от 21 декабря 2000 года № 50-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Марий Эл» (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2001, № 1, ст. 3);

статью 3 Закона Республики Марий Эл от 5 октября 2006 года № 54-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл» (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2006, № 11, ст. 409);

статью 13 Закона Республики Марий Эл от 26 декабря 2007 года № 78-З «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл» (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2008, № 1 (часть I), ст. 6);

статью 3 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2009 года № 27-З «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл» (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2009, № 5, ст. 222);

статью 9 Закона Республики Марий Эл от 8 июня 2011 года № 27-З «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл в связи с переименованием должности высшего должностного лица Республики Марий Эл» (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2011, № 7, ст. 349);

статью 2 Закона Республики Марий Эл от 21 марта 2012 года № 5-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам установления ограничений и обязанностей, налагаемых на лиц, замещающих государственные должности Республики Марий Эл» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 21 марта 2012 г., № 21032012010005);

статью 6 Закона Республики Марий Эл от 26 февраля 2013 года № 3-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 27 февраля 2013 г., № 26022013010003);

статью 4 Закона Республики Марий Эл от 1 августа 2013 года № 23-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 2 августа 2013 г., № 01082013010023);

Закон Республики Марий Эл от 17 июня 2015 года № 25-З «О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Марий Эл» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 17 июня 2015 г., № 17062015010025);

статью 4 Закона Республики Марий Эл от 7 марта 2017 года № 2-З «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 7 марта 2017 г., № 07032017010002);

статью 3 Закона Республики Марий Эл от 4 августа 2017 года № 31-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 4 августа 2017 г., № 04082017010031).

Глава Республики Марий Эл

А. Евстифеев

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 03.11.2020
Рубрики правового классификатора: 010.060.000 Права, свободы и обязанности человека и гражданина (см. также 200.060.000), 010.060.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать